Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние продуктивных умений на взаимоотношения детей в группе детского сада.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
исследовать уровни умений в продуктивной деятельности, социометрический статус ребенка;
разработать программу занятий, рекомендации для педагогов пои коррекции низкого социометрического статуса ребенка в группе.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……… 7
1.1 Общее понятие о деятельности ………………………………………….. 7
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей в дошкольном возрасте …………10
1.3 Особенности межличностных отношений детей в дошкольном возрасте ………………...… 15
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности на отношение к ребенку сверстников…………… 17
Глава 2. Исследование влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……. 21
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности ……………………………………………………………...…. 21
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе детского сада путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности ….. 23
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей ….... 32
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Библиографический список ………………………………………………...… 42
Приложение ……………………………………………………………………. 45
Мы выяснили, что Инна дома занимается конструированием из бумаги и аппликацией. Вместе со старшей сестрой она делает куклы из картона и затем придумывает для этих кукол различные наряды. Все это делается из цветной бумаги и раскрашивается. Созданные таким путем куклы и декорации к ним, в дальнейшем, являются материалом для театральных постановок в семейном кругу.
Дима и Женя любят конструировать с помощью конструктора «Лего». Их родители с удовольствием поощряют интерес детей к этой деятельности, нередко сами играют с ними.
У Кати выявился интерес к комнатным растениям. Дома у нее оказалась большая коллекция кактусов, за которыми она сама ухаживает под руководством мамы. Оказалось, что она уже достаточно много знает познавательной информации из мира кактусов. Катя собрала много открыток с изображением данного растения.
Таким образом, мы выявили у Кати, Жени, Димы, Инны, Вали и Вовы умения в различных видах продуктивной деятельности, о которых в группе сверстники ничего не знают. После этого мы приступили к информированию и популяризации умений этих ребят среди детей и родителей детского сада.
Было проведено несколько мероприятий.
Первое мероприятие – конкурс рисунка на асфальте. Тема была произвольная. В результате конкурса Валя и Вова нарисовали рисунки, которые были особо отмечены как преподавателями, так и родителями других детей. Мы специально хвалили этих детей немного больше, чем остальных. После этого конкурса была создана галерея лучших рисунков всех детей в игровой комнате. Рисунки Вовы и Вали на этой выставке были лучшими. И остальные дети группы это отметили и признали.
Вторым мероприятием было театрализованное кукольное представление сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Авторами этой постановки были Инна и ее старшая сестра. Они из бумаги сделали героев и декорации сказки и представили на суд зрителей. Дети были в восторге. После представления ребята внимательно рассматривали кукол и декорации, удивлялись, как такое можно сделать из простой бумаги и картона. Некоторые увлеклись и спрашивали, как это можно сделать дома, просили Инну научить их делать такие вещи. Инна была счастлива.
Следующим мероприятием была выставка «Очумелые ручки». Мы попросили всех детей группы сделать что-нибудь дома своими руками и принести на эту выставку. Дима и Женя создали целые композиции из конструктора «Лего». Дима сделал небольшую средневековую крепость в момент ее атаки неприятелем. Одни воины нападали – другие защищались. У Жени тема была другая – он создал небольшой городской квартал, похожий на тот, где он живет сам. Мальчик заселил квартал пешеходами и пустил по дорогам машины. Дети долго не могли оторваться от этих композиций. Мы отметили данные работы, как одни из лучших и похвалили ребят за их терпение и трудолюбие.
Последним мероприятием, которое мы провели с целью популяризации умений Кати, была выставка «Прекрасные колючки». Катя принесла свою коллекцию кактусов в игровую комнату на одну неделю. В течении этого времени она ухаживала за растениями на виду у всех детей: рыхлила землю, протирала влажной тряпочкой от пыли, поливала. Все это время ребята интересовались о жизни кактусов. Случилось так, что один их кактусов в это время зацвел. Дети с огромным интересом наблюдали этот процесс, фотографировали. На одном из занятий мы предложили детям нарисовать цветущий кактус. Катя принесла открытки с цветущими растениями – все были удивлены, насколько разнообразно цветут кактусы. По окончании этого мероприятия Катя подарила два горшочка с кактусами для детского сада. Ребята еще долго обращали внимание на эти растения и, естественно, не забывали про Катю, которая все это сделала.
После всех этих мероприятий, на третьем этапе (контрольном), мы снова провели исследование социометрического статуса школьников среди сверстников. Данные этого исследования представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Матрица социометрических положительных выборов на третьем этапе
№ |
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Валя А. |
3 |
1 |
2 |
4 |
|||||||||
2 |
Ира В. |
1 |
2 |
4 |
3 | |||||||||
3 |
Инна М |
2 |
3 |
4 |
1 |
|||||||||
4 |
Катя П. |
2 |
1 |
3 |
4 | |||||||||
5 |
Оля И. |
1 |
3 |
2 |
4 |
|||||||||
6 |
Маша И. |
2 |
1 |
4 |
3 |
|||||||||
7 |
Вова К. |
3 |
4 |
2 |
1 |
|||||||||
8 |
Дима К. |
3 |
4 |
1 |
2 |
|||||||||
9 |
Женя В. |
2 |
3 |
4 |
1 |
|||||||||
10 |
Костя М. |
3 |
4 |
2 |
1 | |||||||||
11 |
Олег И. |
3 |
2 |
4 |
1 |
|||||||||
12 |
Саша Н. |
4 |
1 |
3 |
2 | |||||||||
13 |
Саша О. |
4 |
3 |
2 |
1 |
|||||||||
Кол-во выборов |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 | |
Кол-во взаимных выборов |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
На третьем этапе исследования Коэффициент взаимности составил:
Полученные результаты о положительном выборе на третьем этапе для каждого ребенка представим на диаграмму (Рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Количество положительных выборов на третьем этапе
Для оценки эффективности работы по повышению социометрического статуса дошкольников путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности, сравним полученные результаты на первом и третьем этапах исследования. Данные для сравнения представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Положительные выборы на 1 и 3 этапах
№ |
Имя ребенка |
Количество положительных выборов | |
1 этап |
3 этап | ||
1 |
Валя А. |
2 |
4 |
2 |
Ира В. |
7 |
5 |
3 |
Инна М |
2 |
4 |
4 |
Катя П. |
1 |
3 |
5 |
Оля И. |
5 |
4 |
6 |
Маша И. |
7 |
5 |
7 |
Вова К. |
1 |
4 |
8 |
Дима К. |
1 |
3 |
9 |
Женя В. |
1 |
5 |
10 |
Костя М. |
6 |
4 |
11 |
Олег И. |
3 |
3 |
12 |
Саша Н. |
7 |
4 |
13 |
Саша О. |
9 |
4 |
Для наглядности, полученные данные представим на диаграмму (Рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Сравнительный анализ положительных выборов
Итак, по результатам нашего исследования можно констатировать изменение социометрических статусов дошкольников в группе сверстников. Это было достигнуто путем развития умений детей в продуктивной деятельности. Мы видим, что количество положительных выборов у Вали, Инны, Кати, Вовы, Димы и Жени выросло. Наша работа дала хороший результат.
Так же в результате работы по развитию умений детей в продуктивной деятельности вырос коэффициент взаимности до 55,7% (на первом этапе исследования 38,5%). Мы констатировали улучшение психологического климата в исследуемой группе. Теперь не наблюдается группировок, все дети общаются на равных (это подтверждает анализ диаграммы положительных выборов на рисунке 2.4).
Еще одним результатом нашей работы стало повышение уровня успешности детей и в других видах деятельности, которые на первом этапе исследования имели низкий социометрический статус. Это говорит о том, что признание среди сверстников очень важно в коллективе дошкольников. Конечно, игровая деятельность занимает лидирующее положение в группе сверстников этого возраста, но, как мы доказали, успехи в продуктивной деятельности поднимают социометрический статус ребенка и способствуют успехам и в других ведущих видах деятельности.
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей
Сплочение детского коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Продуктивные виды деятельности способствуют не только развитию личности дошкольника: формируется направленность на получение результата, планирование и управление поведением, навыки самооценки, новые мотивы, трудоспособность, но и позволяет повысить статус ребенка в группе сверстников.
Развитие умений в различных видах продуктивной деятельности, в первую очередь, зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего воспитателя, его творческого потенциала. Развивать эти умения детей сможет только творчески сформированная личность воспитателя.
Разнообразны формы организации продуктивной деятельности дошкольников – это занятия, самостоятельная деятельность, телевизионные передали, развлечения, праздничные утренники. Здесь воспитателю, учителю необходим целый ряд педагогических и специальных умений. Назовем некоторые из них.
Гностические (связанные с познанием ребенка) умения:
Конструктивные (связанные с проектированием развития личности отдельного ребенка, группы детей в целом) умения:
Коммуникативные (связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений) умения:
Организаторские умения:
Специальные умения: умение рисовать, лепить, петь, танцевать, владеть кукловождением, конструировать, изготовить (при необходимости) нужный материал для данного вида продуктивной деятельности (развести краски, сделать декорации, костюмы и т. д.) и др.
Смешанные умения: