Влияние умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние продуктивных умений на взаимоотношения детей в группе детского сада.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
исследовать уровни умений в продуктивной деятельности, социометрический статус ребенка;
разработать программу занятий, рекомендации для педагогов пои коррекции низкого социометрического статуса ребенка в группе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……… 7
1.1 Общее понятие о деятельности ………………………………………….. 7
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей в дошкольном возрасте …………10
1.3 Особенности межличностных отношений детей в дошкольном возрасте ………………...… 15
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности на отношение к ребенку сверстников…………… 17
Глава 2. Исследование влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……. 21
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности ……………………………………………………………...…. 21
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе детского сада путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности ….. 23
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей ….... 32
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Библиографический список ………………………………………………...… 42
Приложение ……………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курс Влияние продуктивной деятельности на положение среди дошкольников.docx

— 499.12 Кб (Скачать файл)

В исследованиях Неверовича Я.3. был затронут другой важный аспект этой проблемы — влияние мотивационного компонента продуктивной деятельности на характер взаимоотношений детей. Было выявлено, что социально значимая мотивация: сделать подарок маме, малышам, воинам Советской Армии — положительно воздействовала как на отношение детей к деятельности, так и на отношения их друг к другу [21].

На наш взгляд, важно также понять, каким образом решается вопрос положения ребенка в системе межличностных отношений. Дифференциация в группах детей подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ребенка в группе с его умениями в продуктивной деятельности. В то же время не столько сама по себе продуктивная деятельность определяет статус ребенка, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к ней: трудолюбие, добросовестность и т.д.

Взаимосвязь статуса и умения в продуктивной деятельности детей имеет свое психологическое основание. Успехи в продуктивной деятельности для дошкольников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Результаты в данном виде деятельности выступают как социальная оценка компетентности детей в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах дошкольников.

Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей. Невозможность занять определенное положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может вызывать состояние «аффекта неадекватности». Это явление возникает у дошкольников в том случае, когда высокие притязания в продуктивной сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает ребенку на его промахи, - «виноватыми» оказываются все, но не он сам. Переживаемое ими чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, в отказе выполнять требования воспитателя, в демонстративном нарушении дисциплины.

Таким образом, мы видим, что успешность в продуктивной деятельности дошкольника положительно влияет на положение ребенка в  группе. Однако, при оценке успешности в какой-либо деятельности важен  ни сколько ее результат, сколько  признание этой деятельности со стороны  окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, что находится в  связи с ценностными установками  группы, то улучшается отношение к  нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более  активным, повышается самооценка и  уровень притязаний.

 

II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УМЕНИЙ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

 

2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности

 

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Анализ результатов детского конструирования, учебы, труда, рисования и т. д. значительно обогащает наши знания о ребенке. При этом нередко именно созданные им произведения раскрывают такие стороны его психики, в которые другими путями проникнуть невозможно.

Мы предлагаем следующие методики изучения умений детей в различных видах продуктивной деятельности.

Ребенку предъявляют два одинаковых кружка (треугольника, квадрата, прямоугольника и т. д.) и спрашивают: что это может быть?

Ребенку предъявляют неопределенные стимулы (типа пятен Роршаха). Оценивается «трансформация» - опознание и перечисление неопределенных пятен в отдельно названные объекты, имеющие реальные аналогии, «объединение» пятен в целостный образ, «сюжетность» развития созданного образа.

Ребенку предлагают рассмотреть части механизма (пылесоса, велосипеда), он должен рассказать, как и для чего они могут быть использованы.

Ребенку предлагается сложить два квадрата из 7 палочек, два треугольника - из 5 палочек.

Ребенку предлагаются задачи на конструирование (мозаика, кубики); сконструировать что-либо из нескольких предметов, не связанных между собой (12 скрепок, 4 кнопки, 2 листа бумаги, провод 60 см).

Ребенку предлагается пройти тест «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [Приложение А].

Анализ продуктов детского творчества (рисунков, поделок из глины, пластилина, сочиненных сказок, рассказов, музыкально-ритмических движений, мелодий и др.).

Метод творческих занятий (дети играют, лепят, рисуют, придумывают рассказы, сказки по предложенной теме, началу, опорным словам и т. д.).

Возможны наблюдения по определенной программе, естественный эксперимент, видео-киносъемка, фотографирование и т. д.

При этом следует обратить внимание на показатели наличия творческого начала в продуктивной деятельности, выделенные Н.А. Ветлугиной [30]. Показатели, характеризующие особенные умения детей в различных видах продуктивной деятельности (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Показатели умений в различных видах продуктивной деятельности

 

Важно обратить внимание и на показатели качества умений в различных видах продуктивной деятельности:

    • внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований в знакомый материал;
    • создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;
    • применение известного в новых ситуациях;
    • самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;
    • нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно;
    • быстрота реакций, находчивость в действиях;
    • хорошая ориентировка в новых условиях;
    • нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

 

2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности

 

Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами является факт, что, как писал В. И. Мясищев, «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т. д.». Такое тяготение одного ученика к другому мы можем обнаружить, спросив у него, к кому он «стремится быть ближе» [20, С. 153].

Следовательно, узнавая, с кем хочет ребенок, например, вместе сидеть за одним столом, мы выявляем у него потребность в общении с определенными товарищами по группе, тяготение, симпатию. Следует подчеркнуть, что в ходе исследований социометрического статуса у детей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании участвовать в определенной деятельности вместе с теми или иными детьми. Это имеет принципиальное значение.

Дело в том, что исследуемые не всегда хотят рассказывать исследователю о своих взаимоотношениях, поэтому прямые вопросы типа «Кто ваши лучшие друзья?», «Кто вам больше всех нравится?» часто не достигают цели. Кроме того, ребенок может не осознавать своего отношения к другому ребенку.

Итак, наше исследование заключалось в следующем.

На первом этапе изучались межличностные предпочтения детей в группе детского сада и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. Исследование проводилось на базе подготовительной группы детского сада. Количество детей в исследуемой группе – 13 человек. Для исследования мы использовали методику Я.Л. Коломинского «У кого больше?» [Приложение Б]. Результаты диагностики заносились в социометрические таблицы, представлялись графически в виде диаграммы.

На втором этапе выявлялись дети, которые занимали в группе неблагоприятное положение. Далее проводилась специальная работа по повышению их социометрического статуса. Мы делали следующее:

    • выявляли у детей способности в продуктивной деятельности;
    • учили приемам передачи информации о своих умениях товарищам по группе;
    • создавали условия для успешной информированности об умениях этих детей остальных ребят.

После того как, по нашим наблюдениям, дети стали применять полученные знания и умения в повседневном общении со сверстниками, был проведен контрольный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о том, что положение школьников, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значительно улучшилось.

Результаты социометрического исследования на первом этапе (констатирующем) представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Матрица социометрических положительных выборов на первом этапе

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Валя А.

 

3

 

4

1

           

2

 

2

Ира В.

1

       

2

     

4

   

3

3

Инна М

 

1

   

3

       

2

 

4

 

4

Катя П.

   

2

 

1

3

           

4

5

Оля И.

 

3

     

1

   

4

     

2

6

Маша И.

2

1

4

             

3

   

7

Вова К.

 

3

             

1

 

2

4

8

Дима К.

         

2

4

       

1

3

9

Женя В.

 

3

   

4

           

1

2

10

Костя М.

         

3

 

4

   

2

 

1

11

Олег И.

         

2

     

1

 

3

4

12

Саша Н.

         

4

     

1

3

 

2

13

Саша О.

 

4

             

2

3

1

 

Количество выборов

2

7

2

1

5

7

1

1

1

6

3

7

9

Количество взаимных выборов

1

3

0

0

1

2

0

0

1

2

4

2

4


 

Количество выборов мы ограничили 4-мя.

Полученные результаты о положительном выборе на первом этапе для каждого ребенка представим на диаграмму (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Количество положительных выборов на первом этапе

 

Одним из показателей благополучия складывающихся отношений в группе является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детском коллективе. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

 

На первом этапе исследования Коэффициент взаимности составил:

 

Проанализируем полученные результаты.

Мы видим, что в исследуемой группе значительно большее число положительных выборов получили шесть человек: Ира В., Оля И., Маша И., Костя М., Саша Н., Саша О.. по нашему мнению, это обусловлено тем, что Саша О. и Маша И. показывают хорошие результаты во время учебных занятий, а Ира В., Оля И. и Костя М. проявляют себя значительно лучше других ребят в игровой деятельности. А, так как в этом возрасте у детей ведущая деятельность игровая, то такой выбор вполне закономерен. Таким образом, в классе выявилось две «группировки» - мальчиков с лидирующими позициями  Саши Н. и Саши О. и девочек, во главе которых стоят Ира и Маша. Олег получил 3 положительных выбора, потому что показывает неординарные способности в музыкальной деятельности, и во время проведения праздничных мероприятий хорошо проявляет себя в этой области.

Валя и Инна получили по 2 положительных выбора. Катя, Вова, Дима и Женя имеют минимальное количество положительных выборов – 1.

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между детьми в группе распределяются неравномерно. Такая ситуация, по нашему мнению, не способствует гармоничному развитию всех ребят. Об этом свидетельствует и Коэффициент взаимности, который на данном этапе составил 38,5%, чего явно недостаточно. Поэтому, именно с этими детьми, имеющими один и два положительных выбора, мы и решили провести работу с целью повышения их социометрического статуса путем развития умений в продуктивной деятельности.

Итак, на втором этапе исследования (формирующем), в первую очередь, мы провели работу по выявлению у детей с наименьшим числом положительных выборов умений в различных видах продуктивной деятельности. Так же, с этой целью, мы посетили семьи Вали, Инны, Кати, Вовы, Димы и Жени и провели беседы с родителями.

В результате нашей деятельности оказалось, что Валя и Вова очень любят рисовать и занимаются этим постоянно. Дома у них собралось большое количество работ на разную тематику. Для своего возраста у ребят рисунки на достаточно высоком уровне. Но, оказывается, в классе об этом мало кто знает.

Информация о работе Влияние умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников