Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние продуктивных умений на взаимоотношения детей в группе детского сада.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
исследовать уровни умений в продуктивной деятельности, социометрический статус ребенка;
разработать программу занятий, рекомендации для педагогов пои коррекции низкого социометрического статуса ребенка в группе.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……… 7
1.1 Общее понятие о деятельности ………………………………………….. 7
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей в дошкольном возрасте …………10
1.3 Особенности межличностных отношений детей в дошкольном возрасте ………………...… 15
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности на отношение к ребенку сверстников…………… 17
Глава 2. Исследование влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……. 21
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности ……………………………………………………………...…. 21
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе детского сада путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности ….. 23
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей ….... 32
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Библиографический список ………………………………………………...… 42
Приложение ……………………………………………………………………. 45
В исследованиях Неверовича Я.3. был затронут другой важный аспект этой проблемы — влияние мотивационного компонента продуктивной деятельности на характер взаимоотношений детей. Было выявлено, что социально значимая мотивация: сделать подарок маме, малышам, воинам Советской Армии — положительно воздействовала как на отношение детей к деятельности, так и на отношения их друг к другу [21].
На наш взгляд, важно также понять, каким образом решается вопрос положения ребенка в системе межличностных отношений. Дифференциация в группах детей подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ребенка в группе с его умениями в продуктивной деятельности. В то же время не столько сама по себе продуктивная деятельность определяет статус ребенка, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к ней: трудолюбие, добросовестность и т.д.
Взаимосвязь статуса и умения в продуктивной деятельности детей имеет свое психологическое основание. Успехи в продуктивной деятельности для дошкольников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Результаты в данном виде деятельности выступают как социальная оценка компетентности детей в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах дошкольников.
Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей. Невозможность занять определенное положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может вызывать состояние «аффекта неадекватности». Это явление возникает у дошкольников в том случае, когда высокие притязания в продуктивной сфере деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает ребенку на его промахи, - «виноватыми» оказываются все, но не он сам. Переживаемое ими чувство неудовлетворенности проявляется в агрессии, в отказе выполнять требования воспитателя, в демонстративном нарушении дисциплины.
Таким образом,
мы видим, что успешность в продуктивной
деятельности дошкольника положительно
влияет на положение ребенка в
группе. Однако, при оценке успешности
в какой-либо деятельности важен
ни сколько ее результат, сколько
признание этой деятельности со стороны
окружающих. Если успехи ребенка признаются
окружающими, что находится в
связи с ценностными
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УМЕНИЙ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности
Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Анализ результатов детского конструирования, учебы, труда, рисования и т. д. значительно обогащает наши знания о ребенке. При этом нередко именно созданные им произведения раскрывают такие стороны его психики, в которые другими путями проникнуть невозможно.
Мы предлагаем следующие методики изучения умений детей в различных видах продуктивной деятельности.
Ребенку предъявляют два одинаковых кружка (треугольника, квадрата, прямоугольника и т. д.) и спрашивают: что это может быть?
Ребенку предъявляют неопределенные стимулы (типа пятен Роршаха). Оценивается «трансформация» - опознание и перечисление неопределенных пятен в отдельно названные объекты, имеющие реальные аналогии, «объединение» пятен в целостный образ, «сюжетность» развития созданного образа.
Ребенку предлагают рассмотреть части механизма (пылесоса, велосипеда), он должен рассказать, как и для чего они могут быть использованы.
Ребенку предлагается сложить два квадрата из 7 палочек, два треугольника - из 5 палочек.
Ребенку предлагаются задачи на конструирование (мозаика, кубики); сконструировать что-либо из нескольких предметов, не связанных между собой (12 скрепок, 4 кнопки, 2 листа бумаги, провод 60 см).
Ребенку предлагается пройти тест «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [Приложение А].
Анализ продуктов детского творчества (рисунков, поделок из глины, пластилина, сочиненных сказок, рассказов, музыкально-ритмических движений, мелодий и др.).
Метод творческих занятий (дети играют, лепят, рисуют, придумывают рассказы, сказки по предложенной теме, началу, опорным словам и т. д.).
Возможны наблюдения по определенной программе, естественный эксперимент, видео-киносъемка, фотографирование и т. д.
При этом следует обратить внимание на показатели наличия творческого начала в продуктивной деятельности, выделенные Н.А. Ветлугиной [30]. Показатели, характеризующие особенные умения детей в различных видах продуктивной деятельности (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Показатели умений в различных видах продуктивной деятельности
Важно обратить внимание и на показатели качества умений в различных видах продуктивной деятельности:
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности
Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами является факт, что, как писал В. И. Мясищев, «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т. д.». Такое тяготение одного ученика к другому мы можем обнаружить, спросив у него, к кому он «стремится быть ближе» [20, С. 153].
Следовательно, узнавая, с кем хочет ребенок, например, вместе сидеть за одним столом, мы выявляем у него потребность в общении с определенными товарищами по группе, тяготение, симпатию. Следует подчеркнуть, что в ходе исследований социометрического статуса у детей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании участвовать в определенной деятельности вместе с теми или иными детьми. Это имеет принципиальное значение.
Дело в том, что исследуемые не всегда хотят рассказывать исследователю о своих взаимоотношениях, поэтому прямые вопросы типа «Кто ваши лучшие друзья?», «Кто вам больше всех нравится?» часто не достигают цели. Кроме того, ребенок может не осознавать своего отношения к другому ребенку.
Итак, наше исследование заключалось в следующем.
На первом этапе изучались межличностные предпочтения детей в группе детского сада и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. Исследование проводилось на базе подготовительной группы детского сада. Количество детей в исследуемой группе – 13 человек. Для исследования мы использовали методику Я.Л. Коломинского «У кого больше?» [Приложение Б]. Результаты диагностики заносились в социометрические таблицы, представлялись графически в виде диаграммы.
На втором этапе выявлялись дети, которые занимали в группе неблагоприятное положение. Далее проводилась специальная работа по повышению их социометрического статуса. Мы делали следующее:
После того как, по нашим наблюдениям, дети стали применять полученные знания и умения в повседневном общении со сверстниками, был проведен контрольный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о том, что положение школьников, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значительно улучшилось.
Результаты социометрического исследования на первом этапе (констатирующем) представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Матрица социометрических положительных выборов на первом этапе
№ |
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Валя А. |
3 |
4 |
1 |
2 |
|||||||||
2 |
Ира В. |
1 |
2 |
4 |
3 | |||||||||
3 |
Инна М |
1 |
3 |
2 |
4 |
|||||||||
4 |
Катя П. |
2 |
1 |
3 |
4 | |||||||||
5 |
Оля И. |
3 |
1 |
4 |
2 | |||||||||
6 |
Маша И. |
2 |
1 |
4 |
3 |
|||||||||
7 |
Вова К. |
3 |
1 |
2 |
4 | |||||||||
8 |
Дима К. |
2 |
4 |
1 |
3 | |||||||||
9 |
Женя В. |
3 |
4 |
1 |
2 | |||||||||
10 |
Костя М. |
3 |
4 |
2 |
1 | |||||||||
11 |
Олег И. |
2 |
1 |
3 |
4 | |||||||||
12 |
Саша Н. |
4 |
1 |
3 |
2 | |||||||||
13 |
Саша О. |
4 |
2 |
3 |
1 |
|||||||||
Количество выборов |
2 |
7 |
2 |
1 |
5 |
7 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
7 |
9 | |
Количество взаимных выборов |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
Количество выборов мы ограничили 4-мя.
Полученные результаты о положительном выборе на первом этапе для каждого ребенка представим на диаграмму (Рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Количество положительных выборов на первом этапе
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений в группе является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детском коллективе. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
На первом этапе исследования Коэффициент взаимности составил:
Проанализируем полученные результаты.
Мы видим, что в исследуемой группе значительно большее число положительных выборов получили шесть человек: Ира В., Оля И., Маша И., Костя М., Саша Н., Саша О.. по нашему мнению, это обусловлено тем, что Саша О. и Маша И. показывают хорошие результаты во время учебных занятий, а Ира В., Оля И. и Костя М. проявляют себя значительно лучше других ребят в игровой деятельности. А, так как в этом возрасте у детей ведущая деятельность игровая, то такой выбор вполне закономерен. Таким образом, в классе выявилось две «группировки» - мальчиков с лидирующими позициями Саши Н. и Саши О. и девочек, во главе которых стоят Ира и Маша. Олег получил 3 положительных выбора, потому что показывает неординарные способности в музыкальной деятельности, и во время проведения праздничных мероприятий хорошо проявляет себя в этой области.
Валя и Инна получили по 2 положительных выбора. Катя, Вова, Дима и Женя имеют минимальное количество положительных выборов – 1.
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между детьми в группе распределяются неравномерно. Такая ситуация, по нашему мнению, не способствует гармоничному развитию всех ребят. Об этом свидетельствует и Коэффициент взаимности, который на данном этапе составил 38,5%, чего явно недостаточно. Поэтому, именно с этими детьми, имеющими один и два положительных выбора, мы и решили провести работу с целью повышения их социометрического статуса путем развития умений в продуктивной деятельности.
Итак, на втором этапе исследования (формирующем), в первую очередь, мы провели работу по выявлению у детей с наименьшим числом положительных выборов умений в различных видах продуктивной деятельности. Так же, с этой целью, мы посетили семьи Вали, Инны, Кати, Вовы, Димы и Жени и провели беседы с родителями.
В результате нашей деятельности оказалось, что Валя и Вова очень любят рисовать и занимаются этим постоянно. Дома у них собралось большое количество работ на разную тематику. Для своего возраста у ребят рисунки на достаточно высоком уровне. Но, оказывается, в классе об этом мало кто знает.