Влияние умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние продуктивных умений на взаимоотношения детей в группе детского сада.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
исследовать уровни умений в продуктивной деятельности, социометрический статус ребенка;
разработать программу занятий, рекомендации для педагогов пои коррекции низкого социометрического статуса ребенка в группе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……… 7
1.1 Общее понятие о деятельности ………………………………………….. 7
1.2 Особенности продуктивной деятельности детей в дошкольном возрасте …………10
1.3 Особенности межличностных отношений детей в дошкольном возрасте ………………...… 15
1.4 Влияние умений в продуктивной деятельности на отношение к ребенку сверстников…………… 17
Глава 2. Исследование влияния умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников ……. 21
2.1 Исследование умений детей в различных видах продуктивной деятельности ……………………………………………………………...…. 21
2.2 Определение социометрического статуса ребенка в группе детского сада путем выработки у детей умений в продуктивной деятельности ….. 23
2.3 Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей ….... 32
Заключение …………………………………………………………………….. 39
Библиографический список ………………………………………………...… 42
Приложение ……………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курс Влияние продуктивной деятельности на положение среди дошкольников.docx

— 499.12 Кб (Скачать файл)

Конечно, не так просто овладеть этими умениями, но это нужно, если мы хотим, чтобы жизнь наших шестилетних учеников была полнокровной, интересной, радостной. Прав был В. А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Мы рекомендуем на протяжении года вести музыкально-литературную гостиную «Времена года» (с элементами продуктивной деятельности) [Приложение В]. Очень полезной, по нашему мнению, может стать консультация для воспитателей «Организация свободной продуктивной деятельности дошкольников» [Приложение Г].

Огромная роль при развитии умений в различных видах продуктивной деятельности принадлежит родителям. Предлагаем следующие рекомендации родителям с целью развития умений в продуктивной деятельности своих детей.

Конструирование

Большое разнообразие конструкторов, их яркость, привлекательность буквально завораживают детей. Родители часто бывают довольны тем, что ребенок занят и их не беспокоит. Однако такая позиция не будет способствовать развитию умений при конструировании. Ведь при конструировании ребенок учится обследовать предмет, вычленять основные его части, опорные детали, их расположение, знакомится с определенными способностями построения конструкции. Конструировать можно по образцу, по условиям, по замыслу.

В процессе деятельности ребенок научится решать задачи по-разному на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для развития творчества и способности к самостоятельному планированию своей деятельности, но все это может быть достигнуто только в сотрудничестве со взрослым.

Рисование

В своем рисунке ребенок не только проявляет познавание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Чем более развиты у Вашего ребенка восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем богаче, выразительнее у него рисунки. Изобразительная деятельность теснейшим образом связана не только с восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.

Основными средствами для выражения отношения к изображаемому для ребенка служат линия и цвет.

Рисование имеет самое прямое отношение к развитию зрительно-моторной координации. Обратим внимание родителей: возможности рисования для развития умений в этой области могут быть полностью реализованы ребенком только при Вашем участии.

Лепка

Лепка позволяет ребенку изобразить предметы в трехмерном пространстве. Особенно ценно то, что ребенок может неоднократно менять форму, достигая желательной выразительности. Развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание. С этих же позиций полезно заниматься с ребенком аппликацией, где он учится рисовать узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, осваивать разные приемы вырезания.

Поделки из природного материала

Гуляя в парке или в лесу, Ваш ребенок любит собирать желуди, шишки, веточки. Мы рекомендуем вам использовать эти находки для изготовления разных поделок: смешных человечков из желудей, лесовичков из шишек и веток. Скреплять детали лучше клеем ПВА и делать это вместе с ребенком. Прекрасная коллекция совместных работ украсит комнату малыша.

Деятельность на компьютере

Постараться отвлечь детей от компьютерных игр. Для этого научить использовать компьютер для развития умений в различных видах продуктивной деятельности. Компьютер должен стать инструментом и источником информации для какой-либо деятельности. Ребенка необходимо научить использовать возможности Интернета.

В общем, для развития у своих детей умений в продуктивной деятельности, родители должны:

    • внимательно следить и выявлять такие умения;
    • поощрять самостоятельную деятельность детей;
    • хвалить даже за самые незначительные успехи в продуктивной деятельности;
    • не наказывать за издержки при этом, а научить, как правильно организовать эту деятельность;
    • совместно заниматься с детьми при развитии умений в каком-либо виде продуктивной деятельности;
    • повышать свой педагогический опыт в этой области совместно с воспитателями детского сада.

Только совместная работа учителей и родителей по развитию умений ребят в продуктивной деятельности будет способствовать всестороннему развитию личности младшего школьника и повышению его социометрического статуса среди сверстников.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в ходе выполнения работы можно сделать следующие выводы.

В дошкольном возрасте ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности.

В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между  детьми. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми  также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются  сверстники своего пола. Вопрос о том, что влияет на положение ребенка  в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качество и способности  наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в  друге и что позволяет ребенку  завоевать расположение сверстников.

Мы установили, что в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности.

В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для дошкольника чрезвычайно ценной и привлекательной. Значит, удовлетворяющий дошкольника его социометрический статус в группе являются одним из факторов развивающим личность.

Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура и индивидуальные нравственные качества. Положение ребёнка зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.

Мы выяснили, что успешность в продуктивной деятельности положительно влияет на активность ребёнка в общении и на положение ребёнка в группе сверстников.

Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько её объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребёнка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Успешность в продуктивной деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает её: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Всё это сказывается на положении ребёнка в группе.

В ходе данной работы было проведено исследование, имеющее своей целью выявление зависимости социометрического статуса дошкольников от его умений в какой-либо продуктивной деятельности. Анализ полученных данных позволил прийти к выводу, что уровень благополучия взаимоотношений зависит не только от успехов детей в ведущей для своего возраста деятельности (игровая деятельность), но и от умений в продуктивной деятельности.

Полностью подтвердилась гипотеза исследования. Социометрический статус ребенка в группе можно поднять путем проведения специальной работы по формированию умений в продуктивных видах деятельности. На основе социометрической матрицы были построены диаграммы, позволяющие наглядно оценить результаты нашей работы. Данный метод отображения данных позволяет наиболее наглядно продемонстрировать выборы дошкольников, определить имеющиеся группировки и отследить взаимные выборы.

Важно, чтобы умственные и практические усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших. Необычные затеи и бесконечные вопросы ребенка не должны становиться поводом для раздражения. Мы советуем: «Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка, старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

В заключительной части  работы мы разработали методические рекомендации педагогам и родителям, с помощью которых можно на практике поднять социометрический статус ребенка в группе сверстников путем развития его умений в продуктивной деятельности.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: СЛОВО, 2000. – 523 с.
  2. Буре, Р.С., Година, Г.Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, – М.: Просвещение, 1983. – 372 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: «Просвещение», 1968. – 484 с.
  4. Большой психологический словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
  5. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  7. Давыдов, В.В. Развивающее обучение на пути к подростковой школе / В.В. Давыдов, – М.: Эврика, 2004. - 240 с.
  8. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
  9. Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании / В.П. Зинченко. – М.: Тривола, 1995. - 64 с.
  10. Киричук, А. В. Формирование коллективных взаимоотношений между дошкольниками в процессе деятельности: Автореф. канд. дис. — Киев: 1994. – 48 с.
  11. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.
  12. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. — Мн.: 1981. – 52 с.
  13. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Адукацыя. 1997. – 389 с.
  14. Кравцова, Е.Е. Психологический театр как форма подготовки педагогов и психологов образовательных учреждений // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. – М.: Красноярск, СЛОВО. 1999. – 425 с.
  15. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
  16. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т.В. Кудрявцев. – М.: Педагогика, 1975. – 41-55 с.
  17. Лисина, М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. докт. дис. – М.: 1974. – С. 36.
  18. Марцинковская, Т.Д. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб.заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
  19. Мухина, B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов / B.C. Мухина. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 489 с.
  20. Мясищев, В.Н. Социальная психология и психология отношений. Проблемы общественной психологии. / В.Н. Мясищев. – М.: Мысль, 1995. – 361 с.
  21. Неверович, Я. 3. Психология личности. / Я. 3. Неверович, - М.: Просвещение. 1998. – 384 с.
  22. Неймак, М. С. Некоторые проблемы личности дошкольника / М. С.  Неймак, - М.: Знание, 1975. – 213 с.
  23. Немов, Р.С. Психология: учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.
  24. Петровский, А.В. Психологическая теория коллектива / А.В. Петровский. — М.: Просвещение. 1979. – 392 с.
  25. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
  26. Репина, Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Просвещение. 1987. – 284 с.
  27. Римская, Р., Римский, С. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других / С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 400 с.
  28. Рояк, А.Л. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1974. – № 3. – С. 71–83.
  29. Рудовская, И. А. Вопросы школьной педагогики / И. А.  Рудовская, - М.: Просвещение. 1998. – 385 с.
  30. Сенько, Т.В. Изучение межличностного общения ребенка со сверстника и взрослыми / Т.В. Сенько. –  Л.: 1991. – 284 с.
  31. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001. – 391 с.
  32. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.:  АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2006. – 462 с.
  33. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии,1996.—304 с.
  34. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва-Воронеж: Просвещение. 1997. – 528 с. 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Информация о работе Влияние умений в продуктивных видах деятельности на положение в группе сверстников