Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:03, курсовая работа
Ц е л ь исследования: определить и экспериментально апробировать влияние занятий по рисованию на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
З а д а ч и исследования:
1. Определить сущность понятия «изобразительного творчества» в теории.
2. Рассмотреть особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест Г.А. Урунтаевой «Свободный рисунок»
Цель: выявление уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: лист бумаги, набор цветных карандашей. Испытуемым предлагается: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 10 минут.
Оценка рисунка дошкольников производится в баллах по следующим показателям:
- продуктивность - количество задействованных элементов 1 балл за элемент,
- разработанность - количество значимых деталей 1 балл за деталь,
- оригинальность
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям: оригинальность:
0-1 баллов – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
2 б. - ребенок нарисовал нечто
очень простое, неоригинальное, причем
на рисунке слабо
3 б. - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
4 б. ребенок придумал и
нарисовал что-то достаточно
5 б. - ребенок за отведенное
время придумал и нарисовал
нечто оригинальное, необычное, явно
свидетельствующее о
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 3.
богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
Выводы об уровне развития:
- 5 баллов – очень высокий; 4 баллов – высокий; 3 баллов – средний; 1 балла – низкий; 0 балла – очень низкий.
Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество повторяющихся изображений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика Г.А. Урунтаевой «Изучение рисунков детей»
Цель: выявить уровень развития изобразительного творчества, общие закономерности в рисунках (техника, оригинальность, цветовое решение, композиция).
Критерии оценки рисунков:
Высокий уровень – 3 балла. Ребенок передаёт гармонию 3-4х цветов по контрасту или аналогии, использует оттенки цветов, строго повторяет и чередует цвета и элементы, что обеспечивает равновесие симметричной композиции; уравновешивает асимметричную композицию во всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и размеру; экспериментирует с цветами и элементами (придумывает свои элементы и сочетает их с традиционными, оригинально комбинирует известные, использует фантастический цвет, не соответствующий цвету реального предмета).
Средний уровень – 2 балла. Ребенок частично передаёт цветовую согласованность, но использует большое количество цветов, внося этим некоторую дисгармонию; допускает существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости по количеству цвета, элементов, форме, размеру, частично отсутствует связь цветов и элементов в композиции; экспериментирует либо с цветами, либо с элементами, использует в основном традиционные элементы, но придумывает различные их сочетания и комбинации.
Низкий уровень – 1 балл. Ребенок не задумывается над повтором и чередованием элементов, располагая их произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия; использует только традиционные элементы и цвет в соответствии с усвоенными шаблонами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Результаты диагностики уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Таблица 1
Результаты диагностики уровня развития изобразительного творчества экспериментальной группы по методике «Незаконченные рисунки»
Экспериментальная группа |
Общий уровень | |||||||||||
№ |
Продуктивность |
Разработанность |
Оригинальность |
Название |
||||||||
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень | |||||
1 |
4 |
низкий |
3 |
низкий |
2 |
низкий |
2 |
средний |
низкий | |||
2 |
9 |
высокий |
7 |
средний |
4 |
высокий |
2 |
средний |
высокий | |||
3 |
4 |
низкий |
5 |
средний |
2 |
низкий |
1 |
низкий |
низкий | |||
4 |
7 |
средний |
6 |
средний |
3 |
средний |
1 |
низкий |
средний | |||
5 |
6 |
средний |
6 |
средний |
2 |
низкий |
2 |
средний |
средний | |||
6 |
8 |
высокий |
9 |
высокий |
3 |
средний |
3 |
высокий |
высокий | |||
7 |
9 |
высокий |
6 |
средний |
4 |
высокий |
3 |
высокий |
высокий | |||
8 |
10 |
высокий |
9 |
высокий |
4 |
высокий |
3 |
высокий |
высокий | |||
9 |
6 |
средний |
3 |
низкий |
3 |
средний |
1 |
низкий |
средний | |||
10 |
6 |
средний |
5 |
средний |
3 |
средний |
1 |
низкий |
средний |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5
Таблица 2
Результаты диагностики уровня развития изобразительного творчества контрольной группы по методике «Незаконченные рисунки»
№ п/п |
Контрольная группа |
Общий уровень | |||||||
Продуктивность |
Разработанность |
Оригинальность |
Название | ||||||
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень | ||
1 |
7 |
средний |
6 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний |
2 |
6 |
средний |
3 |
низкий |
2 |
низкий |
1 |
низкий |
низкий |
3 |
7 |
средний |
5 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний |
4 |
10 |
высокий |
7 |
средний |
3 |
средний |
средний |
средний | |
5 |
6 |
средний |
3 |
низкий |
2 |
низкий |
1 |
низкий |
низкий |
6 |
6 |
средний |
5 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний |
7 |
10 |
высокий |
7 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний |
8 |
7 |
средний |
5 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний |
9 |
7 |
средний |
5 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний |
10 |
10 |
высокий |
8 |
высокий |
4 |
высокий |
2 |
средний |
высокий |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5
Таблица 3
Результаты диагностики уровня развития изобразительного творчества экспериментальной группы по методике «Нарисуй картинку» и «Повторяющиеся линии»
Экспериментальная группа |
Общий уровень | |||||||||
№ |
Разработанность |
Оригинальность |
Название |
|||||||
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень | |||||
1 |
3 |
низкий |
2 |
низкий |
2 |
средний |
низкий | |||
2 |
5 |
средний |
3 |
средний |
1 |
низкий |
средний | |||
3 |
6 |
средний |
2 |
низкий |
1 |
низкий |
низкий | |||
4 |
5 |
средний |
3 |
средний |
1 |
низкий |
средний | |||
5 |
7 |
средний |
2 |
низкий |
2 |
средний |
средний | |||
6 |
9 |
высокий |
3 |
средний |
3 |
высокий |
высокий | |||
7 |
6 |
средний |
4 |
высокий |
2 |
средний |
средний | |||
8 |
11 |
высокий |
4 |
высокий |
3 |
высокий |
высокий | |||
9 |
2 |
низкий |
3 |
средний |
1 |
низкий |
низкий | |||
10 |
6 |
средний |
3 |
средний |
1 |
низкий |
средний |
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5
Таблица 4
Результаты диагностики уровня развития изобразительного творчества контрольной группы по методике «Нарисуй картинку» и «Повторяющиеся линии»
№ п/п |
Контрольная группа |
Общий уровень | |||||||
Разработанность |
Оригинальность |
Название |
|||||||
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень | ||||
1 |
7 |
средний |
3 |
средний |
3 |
высокий |
средний | ||
2 |
3 |
низкий |
2 |
низкий |
1 |
низкий |
низкий | ||
3 |
6 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний | ||
4 |
9 |
высокий |
3 |
средний |
3 |
высокий |
высокий | ||
5 |
3 |
низкий |
2 |
низкий |
1 |
низкий |
низкий | ||
6 |
5 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний | ||
7 |
7 |
средний |
3 |
средний |
3 |
высокий |
средний | ||
8 |
6 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний | ||
9 |
6 |
средний |
3 |
средний |
2 |
средний |
средний | ||
10 |
12 |
высокий |
4 |
высокий |
2 |
средний |
высокий |