Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 396.90 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

«Внимание есть единственная дверь нашей души,

через которую непременно проходит все из внешнего мира,

что только входит в сознание».

К.Д. Ушинский

Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства осознаются отчетливее других, отходящих на второй план. Внимание включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., Кропотов Ю.Д, Переслени Л.И, Петухов Б.М, Романов B.C..

Специфические особенности неречевых процессов у детей с нарушением речи отмечают Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева [6]. Авторами выделяется недостаточная устойчивость, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями  развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Это отмечают такие авторы, как Волкова Л.С., .Гаркуши Ю.Ф., Левина Р.Е., Переслени Л.И., Правдина О.В., Усанова О.Н., Фотекова Т.А., Чиркина Г.А. и др.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня понимают нарушение всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР III уровня наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, также наблюдаются отклонения в развитии такого психического процесса как внимание. Волкова Л.С., Выготский Л.С., Глухов В.Н., Демьянов Ю.Г, Косякова О.О..

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психо-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения  речи. Однако рекомендации для дефектологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста.

Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности свойств внимания детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
  3. Составить и внедрить  коррекционно–развивающую программу по развитию свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Гипотеза исследования: 

  1. Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня отличается низким уровнем произвольности, устойчивости, переключения, распределения, объема, концентрации.
  2. Использование коррекционно-развивающей программы, составленной с учетом особенностей свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Методы исследования:  анализ научной литературы, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

Организация и база исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ «Лучик». Всего в исследовании принимало участие 8 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Этапы исследования:

Первый этап (2012-2013) – изучение литературы по проблеме исследования, выявление исходных теоретических положений; определение гипотезы, цели и задач исследования; теоретическое обоснование стратегии и тактики экспериментальной работы.

Второй этап (2013-2014)  – проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов, составление коррекционно-развивающей программы по развитию  свойств внимания у детей с ОНРIII уровня.

Третий этап (2014-2015) – апробация и внедрение в практику работы коррекционно-развивающий программы; проведение контрольного эксперимента; обработка и анализ результатов исследования, формулирование выводов.

Апробация результатов исследования: Фестиваль научного творчества «Мир науки – 2015». Вестник научного студенческого общества. Выпуск 14.

Теоретическая и практическая значимость исследования: получены определенные данные особенностей свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.  Составленная коррекционно-развивающая программа по развитию свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня может использована в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (48 наименований) и приложений (6). Общий объем работы 73 страницы. Основной текст содержит 3таблицы и 3 диаграммы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Научно-методические основы развития внимания детей старшего дошкольного уровня с общим недоразвитием речи III уровня

1.1. Различные подходы к пониманию и определению внимания

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит. Любая деятельность человека требует выделение и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним.

Действие же более сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом [1, 27 и д.р.].

Многими авторами дается разное определение внимания:

  1. внимание-это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте [4].
  2. внимание – направленность и сосредоточенность сознания, обеспечивающее избирательность психической активности человека [24].
  3. внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая лучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других [3].

Таким образом, внимание основано на направленности и сосредоточенности нашего сознания и требует избирательности.

Объектом внимания могут выступать предметы, явления, отношения, свойства, действия и свой собственный внутренний мир. Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов [7].

Внимание характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.

Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

С тех пор как психология стала отдельной областью знания, психологи самых разных направлений единодушно отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Правда, по разным основаниям. Одни потому, что вообще отрицают деятельность субъекта, и все формы психической деятельности сводят к разным проявлениям того или иного общего механизма - ассоциаций, образования структур. Другие потому, что отождествляют внимание с разными психическими функциями или с какой-нибудь их стороной; и не было такой функции, сочетания функций или такого психического явления - от «направленности» до изменения организации» психической деятельности, от «темного» кинестезического ощущения и двигательных установок до сознания в целом,- с которым не отождествляли бы внимание [ 20,18 ].

П.Я. Гальперин отмечал, что во - первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во- вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности [16].

Но нужно подчеркнуть, что внимание - отдельный, конкретный акт внимания  образуется тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Процесс контроля, выполняемый как внешняя, предметная, материальная деятельность, есть лишь то, что он есть, и отнюдь не является вниманием. Наоборот, он сам требует актов внимания, сложившихся к этому времени. Но когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда - и только тогда - оно становится вниманием, новым конкретным процессом внимания. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль.

С точки зрения понимания как деятельности психического контроля, вопрос решается следующим образом: внимание произвольное есть внимание планомерное. Это контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленного критерия позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание  на то, на что мы хотим его направить, а не на то, что «само бросается в глаза». Конечно, такое планомерное действие по происхождению и природе является общественным и предполагает участие речи в его организации; оно возможно только у человека. Как всякое действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается в своей внешней форме (когда оно не является вниманием) и лишь затем в специально речевом отражении становится произвольным вниманием). Благодаря своей объективно - общественной организации и поэтапному усвоению такое действие не зависит ни от непосредственно привлекающих свойств объекта, ни от нарушающих влияний переходящих состояний самого человека.

Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке «само бросается в глаза». В этом начальный отрезок связи - для сопоставления с ее продолжением. И маршрут, и средства контроля здесь следует не по заранее намеченному плану, а диктуются объектом, от которого в обоих этих отношениях мы целиком зависим, - и потому непроизвольны. Но содержание деятельности внимания и здесь составляет именно контроль - контроль за тем, что устанавливают восприятие или мышление, память или чувство [22].

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.[11]

Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно - исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки.

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

Внимательный человек- это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности:

«внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира» [10 стр.59].

Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным.

Представители английской эмпирической психологии - ассоцианисты вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существует ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало внимания. Затем, в конце XIX и начале XX веков понятие внимание начинает играть все большую роль. Оно служит для выражения активности сознания и используется как корректив к ассоциативной психологии. Но при этом внимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему сила, которая извне формирует данный сознанию материал. Это идеалистическое понимание внимания вызывает реакцию [21].

Ряд психологов (Фуко, Делевр и другие) отрицают вовсе правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческой психологии и гельштальтпсихологии. Первая механическая попытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Рибо и развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторным установкам. Вторая, связана с теорией гельштальтпсихологией, сводит явление внимания к структурности сенсорного поля (Рубин) [20].

Так же неудовлетворенна попытка свести внимание к структурности восприятия. Во-первых, для внимания существенна выделение возможность выделения частей, сторон, моментов, словом, анализа, а не одностороннее господство структурного целого; во-вторых, хотя внимание, бесспорно, сначала проявляется в отношении чувственного содержания и связано с его членением, однако существенная черта высших форм внимания заключается в отвлечении [22]. Внимание связано с абстракцией с возможностью расчленить структуру восприятия, кое от чего отвлечься и сознательно направить взор на определенную сторону. Внимание, которое сплошь и рядом трактуется только как «функция или механизм» есть по существу аспект большой основной проблемы о соотношении личности и мира. Теория внимания по большей части сосредоточивалась на вопросе о том, к каким функциям его причислить. Сторонники волюнтаристической теории усматривают сущность внимания в воле, хотя непроизвольное внимание явно противоречит такому пониманию [20].

Информация о работе Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня