Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ  УНИВЕРСТИТЕТ

Факультет Психологии

Кафедра Социальной психологии

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ  РАБОТА

Специальность «Психология»

Взаимосвязь характеристик  общения и социометрического статуса студентов в группе

 

        Выполнила                                 выпускница 5 курса очной формы обучения

                                                            Журавлева Ирина Юрьевна

         Научный руководитель                                    к.пс.н., доц. Филинкова Е.Б.

         Рецензент                                                                 д.пс.н., доц. Евенко С.Л. 

 

Д о п у с т и т ь     к     з а щ и т е

 

         Заведующий кафедрой                                  д.пс.н., проф. Шульга Т.И.

         Декан                                                            к.пед.н., доц.  Мельников Т.Н.

          

Москва

2013

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы

1.1. Особенности социометрической  структуры малых групп

1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения

1.3. Понимание феномена  эмпатии в психологии и его роль в общении.

1.4. Понимание экстраверсии  и интроверсии в психологии  и их роль в общении

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения  и социометрического статуса  студентов в группе

2.1. Программа исследования

2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования

2.1.2. Характеристика выборки

2.1.3. Методы исследования и обработки результатов

2.2. Исследование  характеристик  общения у студентов

2.3. Исследование  социометрической структуры студенческих групп

2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе

Выводы

Заключение

Литература

 

 

 

 

Введение

В данной работе  нами будет исследована  проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).

В свою очередь, взаимодействие между студентами в группе зависит от различных  характеристик их общения. Одной  из таких характеристик является эмпатия, которая является ведущей социальной эмоцией и предполагает проникновение во внутренний мир другого человека, понимание его чувств, мыслей и переживаний. Она проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям, что неким образом облегчает взаимодействие людей и способствует развитию гуманизации в группе. Исследованием эмпатии занимались К. Роджерс, Т.П. Гаврилова, В.В. Бойко, Е.А. Климов, И.М. Юсупов, А.А. Бодалев,  В.В. Знаков, И.О. Елеференко и др.

Еще одним наиболее значимым компонентом  общения является экстравертированность. Ведь именно данная черта говорит об общительности личности, направленности на поддержание контактов с людьми. Экстраверсия-интроверсия – основа формирования общительности будущих специалистов; уравновешенность-неуравновешенность – неотъемлемое свойство сохранения межличностных отношений с коллегами, клиентами, подчиненными; сила-слабость нервной сисемы – свойство, необходимое для плодотворной и эффективной работы специалистов. (Л. Хьелл, Д. Зиглер, Л.А. Пьянкова, А.М. Муталимова и др.)

В качестве испытуемых в исследовании выступили  две группы студентов. В основе образа их жизни также лежит определенная система групповых межличностных  отношений, которые выстраиваются  на основе особенностей их общения.

Объект исследования: феномен общения в малой группе

Предмет исследования: взаимосвязь характеристик общения и статуса студента в группе.

Цель: выявить взаимосвязь характеристик общения и статуса студентов в группе.

Задачи:

1) проанализировать научную литературу по проблемам межличностного общения в структуре малой группы;

2)  проанализировать научную литературу по проблеме эмпатии, экстравертированности и их роли в межличностном общении;

2) изучение уровня эмпатии, эксраверсии и потребности в общении у студентов, а также социометрической структуры студенческой группы;

3) изучение взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе.

Гипотеза: Чем выше уровень эмпатии, экстравертированности и потребности в общении, тем выше социометрический статус студента в группе.

Методики исследования:

1) Диагностика  уровня поликоммуникативной эмпатии  (Юсупов)

2) Определение типа личности (Айзенк)

3) Потребность в общении (Ю.М. Орлов)

4) Социометрия (Дж. Морено)

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ характеристик общения и социометрической структуры группы

 

1.1. Особенности  социометрической структуры малых групп

 

   В социальной психологии существуют различные понятия малой группы. Роберт Кричевский в своем пособии «Психология малой группы» прослеживает историю становления научного знания о малой группе, излагает современные теоретические подходы к данному понятию, а также рассматривает структурные характеристики группы.

   Рассматривая понятие малой группы, Кричевский отмечает, что исследователи не раз обращались к определению данного понятия. Одним из таких исследователей является М. Шоу, который расклассифицировал понятия малой группы по следующим шести категориям: «1) с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом, 2) с точки зрения мотивации членов группы, 3) с точки зрения групповых целей, 4) с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы, 5) с точки зрения взаимозависимости и 6) взаимодействия членов группы.»[20, с. 5]

   Существует несколько  определений малой группы, рассматриваемых Кричевским. Например, М. Шоу определяет группу как «двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица». Вместе с тем он считает, что, хотя взаимодействие есть существенный признак, отличающий группу от простого скопления людей, тем не менее важен и ряд других ее характеристик, а именно: «1) некоторая продолжительность существования, 2) наличие общей цели или целей, 3) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры. К ним следует добавить и такое отличительное свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

   По мнению Р.  Брауна к числу важных признаков малой группы относится осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы. Тем самым группа признается элементом окружающего мира со всеми вытекающими отсюда последствиями в смысле всевозможных влияний, взаимодействий, противодействий и т.п.» [20, с. 5]

   В еще большей степени связь малой группы с обществом заключена в ее трактовке как малой социальной группы, т.е. как элементарного звена структуры социальных отношений, своеобразной функциональной единицы в системе общественного разделения труда. В этом случае в дополнение к представленным выше характеристикам малой группы, акцентируя внимание читателя на внешне далеко не всегда очевидном, но чрезвычайно существенном ракурсе ее анализа, можно сказать, что речь идет о такой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» (Андреева, с. 191).

      Далее обратимся непосредственно к структуре группы. Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы, автор подчеркивает, что понятие «структура» тесно связано с понятием «система». Исходя из этого, он выделяет такие выраженные признаки структуры, как ее разномерность и разноуровневость.

   «Поуровневый анализ групповой структуры состоит в выделении теми или иными авторами опреде-ленных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования. Так, упомянутые выше различные типы групповых деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений: деловых, отвечающих деятельностям инструментального типа, и эмоциональных, отвечающих деятельностям экспрессивного типа. Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач, поставленных перед ней в рамках более широкой социальной общности (организации), порождает систему так называемых официальных отношений. Но одновременно для решения этих же задач в ходе развертывания той же самой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные. Таковы, например, роли критика, эрудита, генератора идей в научном коллективе. Связи между реализующими эти роли индивидами образуют систему неофициальных деловых отношений, наряду с которой в группе сосуществует и система иных, традиционно называемых исследователями неофициальных отношений — отношений эмоционального типа, представляющих собой различные неинструментальные формы межличностного общения.» [20]

   Другой ракурс групповой структуры связан с пониманием ее как многомерного образования.

   В этом случае в основу анализа кладется главным образом фактор престижности занимаемых индивидами позиций в системах официальных и неофициальных внутригрупповых отношений. Отсюда выстраиваются различные измерения групповой структуры.

   Во-первых, автор выделяет формально-статусное измерение, которое дает представление о субординированности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании социальной организации. Во-вторых, существует социометрическое измерение, характеризующее субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. По существу социометрическое измерение в значительной мере является аналогом неформальной статусной структуры группы, и в этом смысле определенный интерес представляют данные, полученные рядом авторов при изучении связи неформального статуса с различными аспектами группового процесса. Так, внимание некоторых исследователей привлекло соотношение между величиной статуса индивида и степенью соответствия его поведения нормам группы, т.е. фактически конформностью. Предполагается, что: 1) высокостатусный член группы более конформен, чем низкостатусный; 2) высокий статус в группе обеспечивается полным согласием с групповыми нормами; 3) в отдельных ситуациях наибольшую приверженность групповым нормам демонстрирует субъект, занимающий вторую по степени престижности позицию в группе; 4) высокостатусному субъекту может быть позволено отклонение от групповых норм в попытке способствовать достижению групповой цели. Иногда поведение высокостатусных членов группы соотносится не столько непосредственно с принятыми в ней нормами, сколько с ожиданиями их низкостатусных партнеров, безусловно подверженными влиянию групповых норм. В этом случае выделяются два типа ситуаций, в одном из которых акцент делается на продуктивности группы, а в другом — на ее сплоченности. Показано, что в ситуациях первого типа высокостатусные субъекты неохотно идут навстречу ожиданиям низкостатусных коллег, полагая, что для достижения групповой цели им необходимо свободно распоряжаться ресурсами группы, и, кроме того, кон-формность к ожиданиям низкостатусного партнера расценивается как угроза положению высокостатусного субъекта в группе. В ситуациях второго типа подобный эффект отсутствует, поскольку считается, что в этом случае конформность к ожиданиям низкостатусных партнеров не препятствует достижению групповой цели и не представляет угрозы чьему бы то ни было статусу, являясь, напротив, позитивным условием единения группы.

         Еще одним важным компонентом структуры группы является лидерство. Кричевский в своем труде «Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе» указывает на две лидерские роли, выделенные Р. Бейлзом и Ф. Слейтером: роль делового, инструментального лидера и роль экспрессивного, социально-эмоционального лидера.

   «Было доказано, что эти роли связаны с разными аспектами группового функционирования: роль инструментального лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи, а роль эмоционального лидера предполагает действия, относящиеся в основном к сфере внутренней интеграции группы.» [21]

    Следует отметить, что в основе механизма межличностного взаимодействия, имеющего своим следствием выдвижение индивида в позицию лидера группы, лежит ценностный обмен.

   В ценности автор подчеркивает момент значимости для человека предметов, объектов, явлений окружающего мира, способность удовлетворять потребности человека, отвечать его интересам.

   Рассмотрим теперь, в какой связи с понятием «ценность» находится понятие «обмен». «В психологической литературе понятие «обмен» – это многообразных проявлений межличностного общения. В процессе человеческого общения, или, шире, в ходе совместной деятельности людей, совершается, как видно из приведенных выше положений, постоянный обмен как индивидуальными деятельностями субъектов, так и отдельными деятельными «единицами» - действиями.» [21] По этому поводу Кричевский подчеркивает необходимость рассматривать общение не в качестве единичного действия, воздействия, монологического высказывания и т.п., но как взаимодействие, диалог.

   В основу механизма межличностных отношений положена идея ценностного обмена между членами группы. Кричевский считает, что ценностный обмен как бы запускает механизм межличностного взаимодействия, функционирование которого имеет своим следствием развитие процесса лидерства. То есть можно сказать, что чем значительнее ценностный вклад субъекта, тем выше его групповой статус.

     Отметим также характеристику взаимоотношений в малой группе, представленную Бюллером: «1) взаимоотношения и взаимовлияние между членами группы; 2) определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды; 3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных; 4) определенная общая цель, деятельность и организация; 5) существования у членов группы чувства «мы», единства группы; 6) сплоченность, чья степень зависит как от силы взаимного притяжения между членами группы, так и от интереса, вызванного деятельностью группы.» [24]

Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе