Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

     С малыми группами мы сталкиваемся на протяжении жизни. Одним из актуальных примеров таких групп является студенческая. Студенчество – это возраст интенсивного общения. Содержание общения и характер взаимодействия в группе оказывают глубокое влияние на личностное становление в студенческом возрасте. В процессе группового общения происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим.[24,с.405]

       «Общение  студентов представляет собой  единство двух противоположных  тенденций: к сотрудничеству(кооперации), интеграции с одной стороны,  к борьбе(конкуренции), дифференциации  – с другой. Студенты достаточно  часто ставятся в условия конкуренции. Элемент конкуренции должен присутствовать в учебном процессе, так как это сильное стимулирующее средство достижения значительных результатов, но она имеет тенденцию превращаться в конфликт. И все таки доказано, что в условиях кооперации создается весьма более эффективный режим работы. Результаты исследований по организации межличностных взаимодействий студентов, проведенных многими исследователями (Т.А. Ильина, Л.И. Айдарова, В.Я. Ляудис, А.Ю. Уваров и др.), показали, что сотрудничество положительно влияет на академические успехи, повышается результативность и продуктивность работы.» [24,с.406]

     В отечественной  социальной психологии структура  малой группы зачастую рассматривается  на примере студенческих групп. 

     М. Ю.  Сачкова занималась изучением специфического положения и особенностей межличностных взаимоотношений среднестатустных членов группы с представителями всех интрагрупповых статусных категорий как на примере общеобразовательных учреждений, так и средних и высших учебных заведениях.

     Итак, «среднестатусный член группы» - это понятие, которое заключается в отнесении члена социального сообщества к определенной промежуточной позиции между «полярными» статусными категориями и выделении соответствующих специфических ролевых функций, выполняемых данной личностью в группе. «Выявлены особенности поведения и личностной ориентированности учащихся со средним статусом, оказывающие определенное воздействие на интеграционные процессы внутри группы – сплоченность, налаживание позитивных отношений, удовлетворенность от включенности людей в группы и т.д. В учебных формированиях учащиеся легче объединяются посредством своих среднестатусных ровесников. Именно от среднестатусных они надеются получить и в действительности получают эмоциональные и референтные предпочтения.» Также «выявлены характеристики, связанные с наиболее значимыми видами деятельности, лежащие в основе занимания личностью среднестатусного положения в группе учащихся. Доминирующую позицию в этом процессе занимают коммуникативные навыки и способность устанавливать позитивные, неконфликтные отношения с ровесниками.»[35] В особенности данный фактор играет важную роль в подростковый период. В младшем школьном возрасте и у студентов вузов значимой также выступает учебная деятельность.

     «Степень значимости среднестатусных учащихся является весьма высокой, а особенно для одногруппников, чем для преподавателей. Детерменируется эта значимость возрастным фактором: для старшеклассников и студентов референтность среднестатусного учащегося выше, нежели в начальной школе. Эмоциональная привлекательность среднестатусных членов групп для всех категорий учащихся является достаточно высокой: большинство школьников и студентов с промежуточным интрагрупповым положением оказываются в категории «предпочитаемых» и «принятых членов групп». Учителя в меньшей степени считают среднестатусных учеников авторитетными личностями, нежели высокостатусных учащихся, а также эмоциональная привлекательность «средних» для педагогов ниже, чем лидеров групп.» [35]

     Также статус студентов влияет и на мотивацию учебно-профессиональной деятельности. Отметим, что «высокостатусные и низкостатусные студенты отличаются наибольшей выраженностью мотивов самореализации, а среднестатусные — коммуникативных мотивов.» [23]

     Специфику отношений межличностной значимости студента со своими сокурсниками с учетом их интрагруппового статуса рассматривал также М.Ю. Кондратьев. Выявлено, что «для высокостатусного студента среднестатусные и низкостатусные его «согруппники», а для среднестатусного — низкостатусные не только не располагают сколько-нибудь заметными властными полномочиями, но и более того, нередко оказываются в достаточно подчиненном положении, если речь идет о возможности внутригруппового взаимодействия. Исключение составляют случаи, когда нижестоящий в интрагрупповой иерархии студент входит в состав последователей лидера.»[17] Также автор рассматривает взаимоотношения между равностатусными студентами. «Если говорить о высокостатусных членах студенческой группы, то нельзя не учитывать, что в ряде случаев они могут находиться в дружеских отношениях, а в ряде случаев — остро конкурировать. Что касается среднестатусных учащихся, то ситуация складывается по-иному. Представители этой категории учащихся либо принадлежат к подгруппам последователей конкурирующих лидеров, либо практически вообще не контактируют друг с другом. Что касается аутсайдеров, то система их взаимоотношений между собой выстроена, как правило, достаточно однозначно. Связано это, прежде всего, с тем, что для этих студентов  само сообщество во многом теряет свою референтную привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Чаще всего это приводит к появлению референтных групп вовне вуза.»[17]

 

 

 

1.2. Межличностное  общение. Структура и функции общения

 

     Взаимодействие  людей с окружающим миром происходит  в системе отношений, складывающихся  в общественной жизни. Неотъемлемой  частью взаимоотношений между  людьми является общение, так  как без него не могут быть  установлены контакты и достигнуто взаимопонимание. Межличностное общение является необходимым условием в жизни людей, без которого будет невозможно формирование как отдельных функций и свойств человека, так и    личности в целом.

     «Представляя  собой существенную сторону реальной  жизнедеятельности субъекта, общение выступает поэтому и в роли важнейшей детерминанты всей системы психического, ее структуры, динамики и развития. Но эта детерминанта не есть нечто внешнее по отношению к психическому. Общение и психика внутренне связаны. В актах общения осуществляется как бы презентация «внутреннего мира» субъекта другим субъектам и вместе с тем самый этот акт предполагает наличие такого «внутреннего мира».

     Общение  выступает как специфическая  форма взаимодействия человека  с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Подчеркнем, что речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исключается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.»[22]

     Таким образом,  структурной единицей общения  является не отдельный человек,  а взаимодействие нескольких  человек; общение всегда происходит  в группе, где собеседники обмениваются  информацией, высказываниями, мыслями, чувствами, имеют  возможность влиять на поведение друг друга.

     «Подчеркивая  качественные различия между  общением и деятельностью, нужно  вместе с тем отметить, что  эти категории неразрывно связаны.

     Общение  — это одна из сторон образа  жизни человека, не менее существенная, чем деятельность.

     Когда говорится  об образе жизни определенного  человека, то имеется в виду  не только то, что и как он  делает (т.е. его деятельность, например, профессиональная и любая другая), но и то, с кем и как он  общается, к кому и как он относится. Категория общения позволяет раскрыть определенную сторону (или аспект) человеческого бытия, а именно взаимодействие между людьми. А это, в свою очередь, дает возможность исследовать те качества психических явлений и закономерностей их развития, которые определяются таким взаимодействием.

Оно имеет особенно большое  значение для исследования класса социально-психологических  явлений; подражания, внушения, заражения (и противоположных им процессов), коллективных представлений, психологического климата, общественного настроения и др. »[22]

     Что касается  структуры общения, то здесь  существуют различные подходы.  Мы остановимся на общепринятой  структуре общения, предложенной  Г.М. Андреевой. Она выделила  следующие стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

     Коммуникативная  сторона заключается в обмене  информацией между субъектами. При  этом люди не просто обмениваются  информацией, а стремятся выработать  общий смысл. То есть информация  должна быть не только принята, но и осмыслена.

     Интерактивная  сторона состоит в организации  взаимодействия, обмене действий  между индивидами. То есть общение  должно предполагать результат  изменения поведения, деятельности  других людей.

     Перцептивная  сторона подразумевает установление взаимопонимания между партнерами по общению в процессе восприятия и познания.

     В процессе  бытия человека общение выполняет  определенные роли и задачи, которые  понимаются под функциями общения.  Функции эти весьма разнообразны  и существуют различные основания для их классификации. Мы чуть подробнее остановимся на классификации Б.Ф. Ломова, основанной на выше перечисленных трех сторонах общения. Итак, автор выделяет информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и эффективно-коммуникативную функции.

     Информационно-коммуникативная  функция охватывает процессы  передачи-приема информации. Автор  подчеркивает неразрывность этих  двух моментов информационного  взаимодействия, ведь любая информация  предполагает то, что ее кто-либо получит.

     Регуляционно-коммуникативная  функция относится к регуляции  поведения.        «Психическое  отражение обеспечивает не только  познание человеком окружающей  действительности и самого себя, но и регуляцию его поведения,  в том числе деятельности.

     В условиях  общения регулятивная функция  психики проявляется специфическим  образом. Благодаря общению индивид  получает возможность регулировать  не только свое собственное  поведение, но и поведение других  людей, а вместе с тем испытывать  регуляционные воздействия с их стороны. Во взаимной «подстройке» реализуется именно регуляционно-коммуникативная функция общения.

     С регуляционно-коммуникативной  функцией связаны такие явления,  как подражание, внушение, убеждение.  Особенности ее определяются  характером функциональных связей между людьми, которые складываются в совместной деятельности, и межличностными отношениями.» [22]

     Аффективно-коммуникативная  функция общения относится к   эмоциональной сфере человека. «В  процессах общения люди не  только передают информацию друг другу или оказывают друг на друга те или иные регуляционные воздействия. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих условиях осуществляется и эмоциональная разрядка. Из жизни хорошо известно, что потребность в общении у человека очень часто возникает именно в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.» [22]

     Важно отметить, что общение невозможно без  определенного уровня взаимопонимания.  «Понимание —  это  определенная  форма  воспроизведения

объекта в  знании,  возникающая  у  субъекта  в  процессе  взаимодействия  с

познаваемой реальностью. Общение оказывается, с одной стороны, средством организации диалога, а с другой — источником активности личности, побудительным толчком к сопоставлению своей ценностно-смысловой позиции с позициями реальных или воображаемых собеседников.» [13] Здесь, в свою очередь, В.В. Знаков выделяет такую функцию оющения как организация совместной деятельности. «В актах общения конкретно выражаются те способы, какими достигается оптимальная структура деятельности, проявляются взгляды людей на объект труда и их представления о психологических качествах партнеров. В процессе общения происходит формирование общих представлений об объекте и разрабатывается стратегия совместной деятельности.

Вместе с тем общение  в совместной деятельности немыслимо  без того или иного проявления отношения ее участников не только к объекту труда, но и к партнерам. Соответственно другая функция общения как компонента совместной деятельности состоит в формировании и развитии межличностных отношений в процессе познания людьми друг друга.» [13, с. 157]

     Отметим  также условия взаимопонимания  в общении, выдвинутые В.В. Знаковым: мнемическое, целевое, эмпатическое  и нормативное.

    « Мнемическое условие: человек понимает только то, что находит отклик в его памяти, — для понимания всегда нужны некоторые предварительные знания о понимаемом. Анализ взаимопонимания людей в совместной деятельности показывает, что в этом случае на мнемическое условие понимания накладывается дополнительное ограничение. Оно состоит в том, что у партнеров должны быть и, главное, актуализироваться в момент общения не любые знания об обсуждаемом предмете, а именно сходные, пересекающиеся запасы сведений, похожие модели объекта (в противном случае может оказаться, что собеседники осведомлены о диаметрально противоположных свойствах предмета, а общих знаний о нем, всегда необходимых для возникновения взаимопонимания, у них нет).

Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе