Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа
В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).
Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература
С малыми группами мы сталкиваемся на протяжении жизни. Одним из актуальных примеров таких групп является студенческая. Студенчество – это возраст интенсивного общения. Содержание общения и характер взаимодействия в группе оказывают глубокое влияние на личностное становление в студенческом возрасте. В процессе группового общения происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим.[24,с.405]
«Общение
студентов представляет собой
единство двух противоположных
тенденций: к сотрудничеству(
В отечественной
социальной психологии
М. Ю. Сачкова занималась изучением специфического положения и особенностей межличностных взаимоотношений среднестатустных членов группы с представителями всех интрагрупповых статусных категорий как на примере общеобразовательных учреждений, так и средних и высших учебных заведениях.
Итак, «среднестатусный член группы» - это понятие, которое заключается в отнесении члена социального сообщества к определенной промежуточной позиции между «полярными» статусными категориями и выделении соответствующих специфических ролевых функций, выполняемых данной личностью в группе. «Выявлены особенности поведения и личностной ориентированности учащихся со средним статусом, оказывающие определенное воздействие на интеграционные процессы внутри группы – сплоченность, налаживание позитивных отношений, удовлетворенность от включенности людей в группы и т.д. В учебных формированиях учащиеся легче объединяются посредством своих среднестатусных ровесников. Именно от среднестатусных они надеются получить и в действительности получают эмоциональные и референтные предпочтения.» Также «выявлены характеристики, связанные с наиболее значимыми видами деятельности, лежащие в основе занимания личностью среднестатусного положения в группе учащихся. Доминирующую позицию в этом процессе занимают коммуникативные навыки и способность устанавливать позитивные, неконфликтные отношения с ровесниками.»[35] В особенности данный фактор играет важную роль в подростковый период. В младшем школьном возрасте и у студентов вузов значимой также выступает учебная деятельность.
«Степень значимости среднестатусных учащихся является весьма высокой, а особенно для одногруппников, чем для преподавателей. Детерменируется эта значимость возрастным фактором: для старшеклассников и студентов референтность среднестатусного учащегося выше, нежели в начальной школе. Эмоциональная привлекательность среднестатусных членов групп для всех категорий учащихся является достаточно высокой: большинство школьников и студентов с промежуточным интрагрупповым положением оказываются в категории «предпочитаемых» и «принятых членов групп». Учителя в меньшей степени считают среднестатусных учеников авторитетными личностями, нежели высокостатусных учащихся, а также эмоциональная привлекательность «средних» для педагогов ниже, чем лидеров групп.» [35]
Также статус студентов влияет и на мотивацию учебно-профессиональной деятельности. Отметим, что «высокостатусные и низкостатусные студенты отличаются наибольшей выраженностью мотивов самореализации, а среднестатусные — коммуникативных мотивов.» [23]
Специфику отношений межличностной значимости студента со своими сокурсниками с учетом их интрагруппового статуса рассматривал также М.Ю. Кондратьев. Выявлено, что «для высокостатусного студента среднестатусные и низкостатусные его «согруппники», а для среднестатусного — низкостатусные не только не располагают сколько-нибудь заметными властными полномочиями, но и более того, нередко оказываются в достаточно подчиненном положении, если речь идет о возможности внутригруппового взаимодействия. Исключение составляют случаи, когда нижестоящий в интрагрупповой иерархии студент входит в состав последователей лидера.»[17] Также автор рассматривает взаимоотношения между равностатусными студентами. «Если говорить о высокостатусных членах студенческой группы, то нельзя не учитывать, что в ряде случаев они могут находиться в дружеских отношениях, а в ряде случаев — остро конкурировать. Что касается среднестатусных учащихся, то ситуация складывается по-иному. Представители этой категории учащихся либо принадлежат к подгруппам последователей конкурирующих лидеров, либо практически вообще не контактируют друг с другом. Что касается аутсайдеров, то система их взаимоотношений между собой выстроена, как правило, достаточно однозначно. Связано это, прежде всего, с тем, что для этих студентов само сообщество во многом теряет свою референтную привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Чаще всего это приводит к появлению референтных групп вовне вуза.»[17]
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
Взаимодействие
людей с окружающим миром
«Представляя
собой существенную сторону
Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Подчеркнем, что речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другого (хотя этот момент и не исключается), а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.»[22]
Таким образом,
структурной единицей общения
является не отдельный человек,
«Подчеркивая
качественные различия между
общением и деятельностью,
Общение — это одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность.
Когда говорится
об образе жизни определенного
человека, то имеется в виду
не только то, что и как он
делает (т.е. его деятельность, например,
профессиональная и любая
Оно имеет особенно большое значение для исследования класса социально-психологических явлений; подражания, внушения, заражения (и противоположных им процессов), коллективных представлений, психологического климата, общественного настроения и др. »[22]
Что касается
структуры общения, то здесь
существуют различные подходы.
Мы остановимся на
Коммуникативная
сторона заключается в обмене
информацией между субъектами. При
этом люди не просто
Интерактивная
сторона состоит в организации
взаимодействия, обмене действий
между индивидами. То есть общение
должно предполагать результат
изменения поведения,
Перцептивная сторона подразумевает установление взаимопонимания между партнерами по общению в процессе восприятия и познания.
В процессе
бытия человека общение
Информационно-коммуникативная
функция охватывает процессы
передачи-приема информации. Автор
подчеркивает неразрывность
Регуляционно-коммуникативная
функция относится к регуляции
поведения. «Психическое
отражение обеспечивает не
В условиях
общения регулятивная функция
психики проявляется
С регуляционно-
Аффективно-коммуникативная функция общения относится к эмоциональной сфере человека. «В процессах общения люди не только передают информацию друг другу или оказывают друг на друга те или иные регуляционные воздействия. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих условиях осуществляется и эмоциональная разрядка. Из жизни хорошо известно, что потребность в общении у человека очень часто возникает именно в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.» [22]
Важно отметить,
что общение невозможно без
определенного уровня
объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с
познаваемой реальностью. Общение оказывается, с одной стороны, средством организации диалога, а с другой — источником активности личности, побудительным толчком к сопоставлению своей ценностно-смысловой позиции с позициями реальных или воображаемых собеседников.» [13] Здесь, в свою очередь, В.В. Знаков выделяет такую функцию оющения как организация совместной деятельности. «В актах общения конкретно выражаются те способы, какими достигается оптимальная структура деятельности, проявляются взгляды людей на объект труда и их представления о психологических качествах партнеров. В процессе общения происходит формирование общих представлений об объекте и разрабатывается стратегия совместной деятельности.
Вместе с тем общение в совместной деятельности немыслимо без того или иного проявления отношения ее участников не только к объекту труда, но и к партнерам. Соответственно другая функция общения как компонента совместной деятельности состоит в формировании и развитии межличностных отношений в процессе познания людьми друг друга.» [13, с. 157]
Отметим
также условия взаимопонимания
в общении, выдвинутые В.В.
« Мнемическое условие: человек понимает только то, что находит отклик в его памяти, — для понимания всегда нужны некоторые предварительные знания о понимаемом. Анализ взаимопонимания людей в совместной деятельности показывает, что в этом случае на мнемическое условие понимания накладывается дополнительное ограничение. Оно состоит в том, что у партнеров должны быть и, главное, актуализироваться в момент общения не любые знания об обсуждаемом предмете, а именно сходные, пересекающиеся запасы сведений, похожие модели объекта (в противном случае может оказаться, что собеседники осведомлены о диаметрально противоположных свойствах предмета, а общих знаний о нем, всегда необходимых для возникновения взаимопонимания, у них нет).
Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе