Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

Четвертый, высший уровень  организации поведения, – это  уровень типов, или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных  между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип.

     В ранних  исследованиях Айзенк выделял только два общих типа: экстраверсию – тип (E) и нейротизм – тип (N). В дальнейшем он определил третий тип – психотизм – (P).

    «Все три суперфактора – экстраверсия, нейротизм и психотизм – в большой степени зависят от генетических факторов. Айзенк утверждал, что примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около одной четверти – условиями окружающей среды. Он собрал множество доказательств значительности биологического компонента в формировании личности. Во-первых, почти идентичные факторы были обнаружены у людей по всему миру. Во-вторых, доказано, что положение человека относительно трех измерений личности имеет тенденцию сохраняться длительное время. И в-третьих, изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируют значительно более близкие характеристики, чем разнояйцевые близнецы одного пола, выросшие вместе, что может служить подтверждением определяющей роли генетических факторов в проявлении индивидуальных различий между разными людьми.» [37]

     Айзенк  придает большое значение концептуальной  ясности и точным измерениям  своих теоретических концепций.  Большая часть его усилий была  направлена на определение того, имеются ли существенные различия  в поведении, обусловленные индивидуальными различиями в пределах континуума интроверсия – экстраверсия. 
     В обзоре исследований, основанных на предсказаниях по результатам тестирования в рамках теории Айзенка, представлено впечатляющее количество фактов. Например, экстраверты гораздо более терпимо относятся к боли, чем интроверты; они делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе; возбуждение повышает эффективность их поступков и действий, в то время как интровертам оно лишь мешает.

     Что касается  работы, интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности (например, инженерное дело и химия), в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми (торговля, социальные службы).

     Интроверты  чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстраверты – по вечерам. Более того, интроверты лучше работают утром, а экстраверты – во второй половине дня.

     «Одним из наиболее примечательных различий между интровертами и экстравертами является их чувствительность к стимуляции. Эта разница может быть легко продемонстрирована при помощи «теста лимонной капли». Если капнуть четыре капли лимонного сока на язык человека, окажется, что интроверты выделяют почти в два раза больше слюны, чем экстраверты. Основа этого интересного явления связана с различной картиной физиологического функционирования у интровертов и экстравертов. Айзенк особенно подчеркивает, что за различия в реакциях на стимуляцию у интровертов и экстравертов отвечает восходящее активирующее влияние со стороны ретикулярной формации ствола мозга.» [38]

     Следует  отметить, что по данным исследований интроверты считаются склонными к одиночеству. С 2008 по 2011 год проводилось исследование студентов первых курсов в г. Новокузнецке, в котором с помощью методики Айзенка удалось установить, что «среди студентов, периодически испытывающих состояние одиночества, только 28,7% - амбиверты, имеющие промежуточные характеристики свойств интро- и экстравертированности, совмещают в себе черты обоих типов, но в более сглаженной форме. Остальные студенты являются представителями интровертированного типа. Они, как правило, не общительны, с трудом налаживают коммуникативные контакты со сверстниками, остро переживают состояние покинутости, ощущают себя никчемными, неинтересными для других людей. Интроверты, как показали результаты наблюдений, предпочитают избегать чрезмерной внешней стимуляции, не любят быть «на виду», достаточно устойчивы в условиях монотонной работы, лучше справляются с трудом, требующим повышенного напряжения, внимания, точности. Однако они обнаруживают состояния напряженности, тревожности, которые негативно сказываются на их деятельности. По оценкам преподавателей, многие из числа студентов – интровертов упорны, работоспособны, но только в условиях индивидуальной работы. В целом их отличает миролюбивое, контролируемое поведение. Им свойственно уходить в себя, быть задумчивыми, сосредоточенными на собственных переживаниях.» [30, с.104]

     Что же  касается экстраверсии, уровень  данного качества является достаточно важным звеном в межличностных отношениях. Мы уже отмечали ранее, что экстраверт – это личность общительная, направлен на поддержание контактов с людьми, имеет широкий круг знакомств, старается привлечь внимание окружающих. Уже, исходя из этих признаков,  можно предположить, что в группе людей он будет чувствовать себя комфортнее и увереннее чем интроверт, человек спокойный, застенчивый и замкнутый.

     А. Муталимова  в своей диссертации установила  взаимосвязь между уровнями межличностных  отношений и экстра- интровертированностью. В своем исследовании она выявила, что высокий уровень межличностных отношений связан с умеренной экстраверсией, средний уровень межличностных отношений связан с высокой экстраверсией и низкий уровень межличностных отношений связан с выраженной интроверсией. [26]

 

 

 

Выводы

 

1. В результате изучения структуры малой группы мы выяснили, что существуют системы деловых и эмоциональных внутригрупповых отношений. Отношения эмоционального типа представляют собой различные формы межличностного общения, которые являются важным условием взаимодействия членов группы. Одним из актуальных примеров малой группы является студенческая. Межличностное общение оказывает глубокое влияние на личностное становление в студенческом возрасте. Отношения между студентами складываются в зависимости от того, каким социометрическим статусом они обладают: средним, низким или высоким.

2. Межличностное общение является неотъемлемой частью взаимодействия, взаимопонимания между людьми, оно включает в себя три основные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Отсюда выделены основные функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и эффективно-коммуникативная.

3. Эмпатия играет весьма важную роль в межличностных отношениях. Реализуясь в общении субъектов, эмпатия способствует благоприятному формированию межличностных отношений, а также помогает погрузиться в смысловое поле субъекта и познать его эмоциональную сферу.

4. Исследование интроверсии-экстраверсии дает основание говорить об оличительных чертах каждого из типов и их определенной связи с межличностными отношениями в группе. Таким образом, экстраверту благодаря своей общительности, открытости, оптимизму, направленности на внешний мир объектов проще установить контакты с группой, нежели интроверту.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе

 

2.1. Программа  исследования

 

2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования

 

Цель: выявить взаимосвязь  характеристик общения и статуса студентов в группе.

Задачи:

1) изучение уровня эмпатии студентов в группе;

2) изучение уровня  экстравертированности студентов  в группе;

3)изучение уровня потребности  в общении студентов в группе;

4) изучение социометрической структуры студенческой группы;

5)изучение взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов  в группе.

Предмет: взаимосвязь характеристик  общения и статуса студента в группе.

Объект: феномен общения в малой группе

 

2.1.2. Характеристика  выборки

 

Наше исследование проводилось  на базе Московского Государственного Областного Университета. В качестве испытуемых выступили 2 группы студентов  с факультета психологии: с 3 курса-21 человек, с 5 курса-17 человек. Общая выборка-38 человек. В числе испытуемых были как юноши, так и девушки в возрасте 20-22 лет.

 

2.1.3. Методы  исследования и обработки результатов

     В эмпирической части мы провели исследование на выявление особенностей характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе.

1)  Для исследования  эмпатии нами была выбрана  методика «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии». Данная методика была предложена И.М. Юсуповым для оценки эмпатии к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.   Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. Суммируя показатели по шкалам, можно выявить общий уровень эмпатии. [36]

2) Для исследования  экстравертированности нами был  выбран тест Г. Айзенка на  определение типа личности. «Двухфакторная модель личности, предложенная Г. Айзенком, позволяет с помощью основных показателей (экстраверсия-интроверсия и нейротизм) оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряженности). Эти свойства структуры личности генетически детерминированы. Их проявление сугубо индивидуально. Эти характеристики существенно влияют на выполнение Вами своих обязанностей, в том числе и на осуществление профессиональной деятельности. Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) отражена в круге Айзенка . Показатели экстраверсия-интроверсия и нестабильность-стабильность взаимонезависимы и противоположны. Каждый из них представляет собой континуум (непрерывную совокупность) между полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности, характеризует тип темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).» [http://psyline.retter.ru/auzeng/start.php] Мы, в связи с темой нашего исследования , сделали акцент на шкале экстраверсии-интроверсии.

3) Для исследования  потребности в общении нами  была выбрана методика «Потребность  в общении» М.Ю. Орлова. Методика предназначена для выявления степени выраженности потребности человека в общении. [15]

4) Также мы провели социометрическое исследования для выявления межличностных отношений в группе. «Метод социометрии разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации. Социометрия – процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.

     Непараметрическая процедура в социометрии проводится без ограничения количества предпочтений или отклонений членов группы. Параметрическая процедура предполагает строго фиксированное число предпочтений или отклонений, что позволяет стандартизировать их условия в группах различной численности. 
     Результаты использования социометрии могут быть представлены в виде социометрии (таблиц), социограмм, графически отображающих структуру отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологические отношения в группе. Надежность социометрических данных зависит прежде всего от силы социометрического критерия (вопроса) как основания для предпочтений или отклонений членов группы. 
     К числу известных разновидностей социометрического метода относятся шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммуникометрия и др. 
     Наиболее существенные недостатки метода социометрии: 
а) невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений; 
б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты; 
в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия.» [11]

5) Для сравнения характеристик  общения между  двумя группами  студентов нами был выбран  критерий Фишера. Данный критерий предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта.

Критерий оценивает  достоверность различий между процентными  долями двух выборок, в которых зарегистрирован  интересующий нас эффект.

Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла , который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь не линейные: φ = 2*arcsin( ), где P - процентная доля, выраженная в долях единицы.

При увеличении расхождения  между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.

6) Для выявления взаимосвязи  между характеристиками общения  и социометрическим статусом  студентов был выбран метод  корреляции. Корреляционный анализ  – это проверка гипотез о  связях между переменными с  использованием коэффициентов корреляции. Коэффициент корреляции –это мера прямой или обратной пропорциональности между двумя переменными. Он чувствителен к связи только в том случае, если эта связь является монотонной – не имеет направления по мере увеличения значений одной из переменных.

Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе