Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа
В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).
Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература
Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.
В основе эмпатии как социального познания и высших форм эмпатии как эмоционального отклика лежит механизм децентрации. Полагают, что эмпатия осуществляется через механизм децентрации, который формируется в процессе возрастного развития личности.
Как отмечает А.А. Бодалёв, децентрация, рефлексия, присутствуя в межличностном общении, влияют на ход и результаты познания человеком других его участников и себя самого, а также на его поведение во время межличностного взаимодействия. Они определяют также, будет ли у общающихся лиц возникать чувство эмпатии по отношению друг к другу. А оно в случае проявления, в свою очередь, влияет на дальнейшее течение процесса общения, порождая у его участников идентификацию.
Децентрация один из факторов
взаимодействия наряду
с факторами личностного сходства партнеров,
межличност-
ных отношений и т.п. По этой причине межличностное
понимание и успех выполнения действий
участниками вза-
имодействия зависит от целого ряда условий,
среди которых
следует отметить, кроме указанных, способности
к рефлек-
сии и идентификации, а также эмпатии.
Децентрация один из факторов взаимодействия
наряду
с факторами личностного сходства партнеров,
межличност-
ных отношений и т.п. По этой причине межличностное
понимание и успех выполнения действий
участниками вза-
имодействия зависит от целого ряда условий,
среди которых
следует отметить, кроме указанных, способности
к рефлек-
сии и идентификации, а также эмпатии.[5]
Содержание идентификации оказывается
сопряженным
с тем, как человек, у которого отмечается
этот феномен,
осознает себя, особенности своего внешнего
и внутреннего
облика, как к себе относится и как осознает
особенности
внешнего и .внутреннего облика другого.
Он тяготеет к
отождествлению себя с нравящимися ему
людьми или с
теми, у кого видит качества, которые хотел
бы иметь сам.
Эмпатия, аккумулируя в себе способность
человека пе-
реживать, те же чувства, которые испытывает
другая лич-
ность, является выражением психологического
принятия
последней этим человеком. Таким образом,
возникнет или
не возникнет эмпатия при контакте людей,
зависит от того,
какой оценочно-познавательный итог будет
для каждого в
этом взаимодействии.
Децентрация, рефлексия, присутствуя
в межличностном
общении, влияют на ход и результаты познания
человеком
других его участников и себя самого, а
также на его пове-
дение во время межличностного взаимодействия.
Они оп-
ределяют также, будет ли у общающихся
лиц возникать чувство эмпатии по отношению
друг к другу. А оно в случае
проявления, в свою очередь, влияет на
дальнейшее течение
процесса общения, порождая у его участников
идентифи-
кацию.[5]
Итак, В коммуникативной деятельности эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.
Условием успешного общения
человека с другими людьми, по мнению
А.А. Бодалёва, является соответствующая
воспитанность его
В.В. Знаков в своей монографии говорит об эмпатии как об одном из условий взаимопонимания в общении. «Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему»[13 ] Под эмпатией автор имеет в виду не только оценивание субъектом переживаний и чувств собеседника, но и положительное отношение к нему. Особенно при анализе эмпатии подчеркиваются два момента. «Во-первых, Положительное отношение к другому означает признание личности этого человека в ее целостности. Вместе с тем подобное отношение не исключает негативной реакции субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент. В качестве примера здесь можно привести хороших родителей, любящих своего ребенка, но не одобряющих его эмоциональной реакции на какое-то событие. Во-вторых, испытывая эмпатию по отношению к другому, субъект может оставаться эмоционально нейтральным: жить некоторое время как бы в мире переживаний и чувств другого, не формулируя ни позитивных, ни негативных суждений о нем. Однако проведенные в российской психологии эксперименты по пониманию человека человеком показали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют эмоциональное отношение к оцениваемому человеку. И это не удивительно. Результаты экспериментов подтверждают положение о присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через аффективное отношение к ней. На это положение неоднократно указывали наши ведущие психологи. Например С.Л. Рубинштейн отмечал, что в каждом познавательном процессе всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету». [13, с. 165]
И. О. Елеференко в своей статье рассматривает эмпатию с точки зрения синергетической теории. «Эмпатия подразумевает полное вхождение в эмоциональный мир другого человека. Такое проникновение характерно при взаимодействии людей всех социометрических профессий. Это как тайна исповеди, врачебная тайна, подразумевающая огромную ответственность. Теоретическое решение взаимоотношений эмпата и эмпатируемого возможно с точки зрения синергизма. Синергетическая теория предполагает наличие компоненетов, образующих единое целое. В таком случае для эмпатии нравственность является синергетической составляющей, ее критерием.» [12] Автор говорит о том, что свойство эмпатии необходимо включить в профессиограммы типа «человек-человек». Здесь проявляется сторона эмпатии, возникающая по отношению к любой социометрической профессиональной деятельности, ведь человек здесь является доверенным лицом для другого, его внутренним миром, чувствами и т.д. Ведь вполне вероятно, что доверившийся какому либо специалисту человек до конца не осознает что с ним.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
В данном параграфе мы рассмотрим понятия экстраверсии и интроверсии. Эти понятия характеризуют типические различия между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов). Наиболее известны два, несколько отличающихся понятия экстраверсии–интроверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.
Термины «экстраверт» и «интроверт» присутствовали в английских словарях уже с 1755 г. Однако в научный обиход понятие «экстраверсия — интроверсия» было введено Карлом Юнгом в начале XX в. для обозначения двух противоположных типов личности, отличающихся своеобразной установкой по отношению к объекту: положительной — у экстраверта и отрицательной — у интроверта. При этом Юнг подчеркивал, что у каждого человека имеются черты и того, и другого типа, но соотношение этих черт различное, у интровертов преобладают одни, у экстравертов – другие.
Среди всех понятий,
предложенных Юнгом,
Данные качества определяют
баланс между сознанием и
Основной индивидуальной психики личности и источником ее конфликтов в межличностном общении Юнг считал психическую энергию. Она характеризует интенсивность любого психического процесса происходящего в индивидуальной психике личности. Психическая энергия рождается из «взаимодействия противоположностей», подобно энергии всех физических явлений, но в отличие от нее она включает «душевные побуждения» и служит показателем динамики психической сферы личности.[4] Эта динамика проявляется в «предрасположенном реагировании» личности, на какую либо данную ситуацию. Оно характеризует два типа установок, которые Юнг обозначает как интроверсия и экстраверсия.
Личность с интровертированным типом
установки характеризуется
нерешительностью, рефлексивностью, замкнутостью.
Она нелегко отвлекается от себя, избегает
объектов, всегда находится в обороне
и охотно прячется, уходя в недоверчивое
наблюдение. Для личности с экстравертированным
типом установки характерны
открытость, предупредительность. Она
легко, приспосабливается к любой данной
ситуации, быстро вступает в контакты
и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая
осторожностью, ввязывается в незнакомые
ситуации.[4]
Следует отметить, что два
данных типа имеют различные ориентировки
– на объект и субъект. Когда ориентировка
на объект или на объективные данные перевешивает
до того, что наиболее частые и главнейшие
решения и поступки обусловлены не субъективными
взглядами, а объективными отношениями,
то говорят об экстравертированном типе.
Когда кто-нибудь так мыслит, чувствует
и поступает, одним словом, так живёт, как
это непосредственно соответствует объективным
отношениям и их требованиям, в хорошем
или плохом смысле, то он экстравертированный.
Он живёт так, что объект как детерминирующая
величина явным образом играет в его сознании
большую роль, чем его субъективное мнение.
Конечно, он имеет субъективные взгляды,
но их детерминирующая сила меньше, чем
сила внешних объективных условий. Поэтому
он никогда не думает встретить какой-нибудь
безусловный фактор внутри самого себя,
так как таковые ему известны только вне
его. Он подчиняется внешним требованиям,
конечно, не без борьбы, но дело кончается
всегда в пользу внешних условий. Всё его
сознание глядит наружу, так как главное
и решающее определение всегда приходит
к нему извне.
«Интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируется не на объект, а на субъективные факторы. Интровертированное сознание хотя видит внешние условия, но решающими избирает субъективные определители.» [29]
«Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришёл к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.» [28]
Все функции Юнг разделяет на рациональные и иррациональные. Мышление и чувство он отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. «Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.» [28]
Ганс Юрген Айзенк дал свое видение и определение эстраверсии, отличное как от понятия, введенного Карлом Юнгом.
Итак, Типичный экстраверт, по Айзенку — личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий круг знакомств. Добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, действия под действием момента. предпочитает действовать, имеет склонность к аггрессивности. Оптимистичен, строгий контроль поступков не проявляет, склонен к риску.
Типичный интроверт — человек спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу, даже замкнутый. сдержан, отдалён от всех, кроме близких людей. Серьёзно относится к принятию решений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаваться внезапным побуждениям. Любит порядок во всём, высоко ценит моральные нормы. Свои чувства контролирует, его сложно вывести из себя. Склонен к пессимизму.
Первоначально
Айзенк интерпретировал
В результате своих дальнейших исследований, Айзенк разработал трехфакторную теорию личности. В данной теории автор пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм – сила суперэго Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности. [10]
Ядром теории
Айзенка является
Нижний
уровень – специфические
Второй
уровень – это привычные
Третий
уровень в сформулированной
Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе