Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:07, дипломная работа
В данной работе нами будет исследована проблема взаимосвязи особенностей характеристик общения студента и его социометрического статуса в группе. Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в различные возрастные периоды, одним из которых является студенческий возраст, когда на протяжении нескольких лет люди находятся в рамках малой группы и между ними выстраиваются определенные взаимоотношения. Проблема межличностного общения изучалась многими исследователями ( Б.Ф. Ломов, М.Ю. Кондратьев, М.Е. Сачкова, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, и др.).
Введение
Глава 1. Теоретический анализ характеристик общения и социометрической структуры группы
1.1. Особенности социометрической структуры малых групп
1.2. Межличностное общение. Структура и функции общения
1.3. Понимание феномена эмпатии в психологии и его роль в общении.
1.4. Понимание экстраверсии и интроверсии в психологии и их роль в общении
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
2.1. Программа исследования
2.1.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования
2.1.2. Характеристика выборки
2.1.3. Методы исследования и обработки результатов
2.2. Исследование характеристик общения у студентов
2.3. Исследование социометрической структуры студенческих групп
2.4. Исследование взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе
Выводы
Заключение
Литература
Количество «предпочитаемых» студентов значительно различается в группах( во первой группе 5%, во второй- 24%). Эти студенты также пользуются достаточно высоким авторитетом у одногруппников, они общительны, активны, легко находят контакты с окружающими.
«Принятые» студенты являются преобладающей частью первой группы (38%) и находятся наравне с «предпочитаемыми» во второй группе (24%). Данные студенты не претендуют на лидерские позиции, менее популярны в группе, но все же они умеют находить контакт с окружающими людьми и группа их принимает.
«Непринятых»
студентов примерно поровну в
обеих группах (24% в первой группе
и 29%-во второй). Обычно такие
студенты общаются с
«Отвергнутых» студентов во второй группе самое незначительное количество (5%), в первой группе их больше (19%). Мы предполагаем, что эти люди замкнуты, не общительны, не принимают участия в жизни группы, возможно вовсе редко появляются там. Обычно окружающие отвечают им взаимностью и не принимают в коллектив.
Таким образом, мы видим что в обеих выборках выявлено пять социометрических статусов: звезды, предпочитаемые, принятые, непринятые и отвергнутые. В обеих группах большинство таких студентов, которые положительно принимаются группой, но также и значительное количество непринятых. Более резко различается в группах процент «предпочитаемых» и «отвергнутых» студентов. Так во второй группе значительное количество «предпочитаемых», в отличии от первой, где таковых меньше всего. Процент «отвергнутых» в первой группе достаточно высок, тогда как во второй группе их меньшинство.
2.4. Исследование взаимосвязи особенностей характеристик общения и социометрического статуса студентов
Последняя серия нашего эксперимента была направлена на выявление взаимосвязи особенностей характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе.
Для выявления
взаимосвязи особенностей
Таблица 6. Коэффициенты корреляции между социометрическим статусом студентов и характеристиками общения.
№ группы |
f(x) эмпатия и соц.статус |
f(x) экстравертированность и соц. статус |
f(x) потребность в общении и соц. статус |
1(3 курс) |
0,479 |
0,377 |
0,542 |
2(5 курс) |
0,643 |
0,324 |
0,494 |
Рассчитав
коэффициенты корреляции, мы получили
наиболее значимый коэффициент
между социометрическим
При сравнении социометрического
статуса и
Мы представили
обобщенные результаты в
Таблица 7.Социометрический статус студентов 3 курса с разным уровнем характеристик общения.
( в % от общего количества опрошенных)
Исследуемые качества |
Социометрический статус | |||||
Уровень поликоммуникативной эмпатии |
уровни |
звезды |
предпочитаемые |
принятые |
непринятые |
отвергнутые |
высокий |
9,6 |
4,7 |
0 |
0 |
0 | |
средний |
4,7 |
0 |
38 |
14,3 |
4,7 | |
низкий |
0 |
0 |
0 |
9,6 |
14,3 | |
Уровень экстравертированности |
экстраверты |
14,3 |
0 |
28,6 |
9,6 |
0 |
интроверты |
0 |
4,7 |
9,6 |
14,3 |
19 | |
Уровень потребности в общении |
высокий |
9,6 |
0 |
14,3 |
0 |
0 |
средний |
4,7 |
4,7 |
23,8 |
23,8 |
19 | |
низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Результаты по первой выборке испытуемых (студенты 3 курса) свидетельствуют о том, что каждому социометрическому статусу соответствует определенный уровень той или иной характеристики общения:
Эмпатия: Звездам соответствует высокий (9,6%) и средний (4,7%) уровень эмпатии; предпочитаемым – высокий уровень эмпатии (4,7%); принятым – средний уровень (38%); непринятым – средний (14,3%) и низкий (9,6%) уровни; отвергнутым также - средний (4,7%) и низкий (14,3%) уровни.
Экстраверсия: Звезды являются экстравертами (14,3%); предпочитаемые – интровертами (4,7%); среди принятых есть и экстраверты (28,6%), и интроверты (9,6%); среди непринятых также – экстраверты (9,6%) и интроверты (14,3%); отвергнутые являются интровертами (19%).
Потребность в общении: Звездам соответствует высокий (9,6%) и средний (4,7%) уровень потребности в общении; предпочитаемым – средний уровень (4,7%); принятым – высокий (14,3%) и средний (23,8%) уровень; непринятым – средний (23,8%); отвергнутым - также средний уровень(19%).
Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что социометрическим звездам соответствует в большей степени высокий уровень эмпатийности и потребности в общении, и все они являются экстравертами.
Предпочитаемым студентам соответствует высокий уровень эмпатии, средний уровень потребности в общении и они являются интровертами.
Принятым
студентам свойственен средний
уровень эмпатии, высокий и
преимущественно средний
У непринятых студентов преобладает средний уровень эмпатии, а также присутствуют и лица с низким уровнем. Потребность в общении у них на среднем уровне.
Отвергнутым
студентам соответствует в
Таблица 8. Социометрический статус студентов 5 курса с разным уровнем характеристик общения.
( в % от общего количества опрошенных)
Исследуемые качества |
Социометрический статус | |||||
Уровень поликоммуникативной эмпатии |
уровни |
звезды |
предпочитаемые |
принятые |
непринятые |
отвергнутые |
высокий |
17,6 |
25,8 |
0 |
0 |
0 | |
средний |
0 |
11,7 |
17,6 |
23,5 |
0 | |
низкий |
0 |
6 |
6 |
6 |
6 | |
Уровень экстравертированности |
экстраверты |
17,6 |
6 |
11,7 |
11,7 |
0 |
интроверты |
0 |
17,6 |
11,7 |
17,6 |
6 | |
Уровень потребности в общении |
высокий |
17,6 |
6 |
11,7 |
6 |
0 |
средний |
0 |
17,6 |
11,7 |
17,6 |
0 | |
низкий |
0 |
0 |
0 |
6 |
6 |
Результаты по первой выборке испытуемых (студенты 3 курса) свидетельствуют о том, что каждому социометрическому статусу также соответствует определенный уровень той или иной характеристики общения:
Эмпатия: Звездам соответствует высокий (17,6%) уровень эмпатии; предпочитаемым – высокий (25,8%) и средний (11,7%) уровень эмпатии; принятым – средний (17,6%) и низкий (6%) уровень ; непринятым – средний (23,5%) и низкий (6%) уровни; отвергнутым - и низкий (6%) уровень.
Экстраверсия: Звезды являются экстравертами (17,6%); предпочитаемые – экстравертами (6%) и интровертами (17,6%); среди принятых одинаковое количество экстравертов (11,7%) и интровертов (11,7%); среди непринятых также есть и экстраверты (17,6%) и интроверты (6%); отвергнутые являются интровертами (6%).
Потребность в общении: Звездам соответствует высокий (17,6%) уровень потребности в общении; предпочитаемым – высокий (6%) и средний (17,6%) уровень ; принятым – в одинаковой степени высокий (11,7%) и средний (11,7%) уровень; непринятым – высокий (6%), средний (17,6%) и низкий (6%) уровни; отвергнутым - низкий уровень(6%).
Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что социометрическим звездам соответствует высокий уровень эмпатийности, потребности в общении и все они являются экстравертами.
Предпочитаемому социометрическому статусу соответствует в большей степени высокий уровень эмпатийности, но средний и низкий также свойственны для него. Интровертов среди предпочитаемых выделено больше, чем экстравертов. В такой же доле средний уровень потребности в общении преобладает над высоким, низкий уровень данного качества у предпочитаемых отсутствует.
Принятым студентам в большей степени свойственен средний уровень эмпатии, но также отмечается и низкий. Экстравертов и интровертов среди этих студентов равное количество. Уровень потребности в общении в одинаковой степени выражен на высоком и среднем уровнях.
У непринятых студентов преобладает средний уровень эмпатии, а также в незначительной степени низкий. Среди них присутствуют как экстраверты, так и интроверты. Уровень потребности в общении находится преимущественно на среднем уровне.
Отвергнутые студенты имеют низкий уровень эмпатии и потребности в общении, а также являются интровертами.
Выводы
1. В результате эмпирического исследования выявлено, что среди студентов преобладают лица со средним уровнем эмпатии и средним уровнем потребности в общении, что характеризует их как людей контролирующих свои эмоциональные проявления и достаточно избирательных в установлении контактов с людьми. Меньшинство студентов характеризуется высоким уровнем эмпатии, что говорит об их высокой чувствительности к окружающим и эмоциональной отзывчивости. Также для меньшей части испытуемых характерен низкий уровень потребности в общении, что свидетельствует об отчужденности данных людей от группы. Экстравертов и интровертов среди студентов выявлено одинаковое количество. При сравнении всех характеристик общения между двумя группами студентов 3 и 5 курса, значимых различий не обнаружено.
2. Социометрический опрос показал, что большинство испытуемых вошли в категорию «принятых», но также велика принадлежность студентов и к категории «непринятых». Меньшая часть студентов характеризуется высокими статусами «звезд» и «предпочитаемых» и низким статусом «отвергнутых».
3. Выявлена прямая
взаимосвязь между
Заключение
Наше исследование посвящено проблеме взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе. Теоретический анализ литературы показал, что неотъемлемой частью взаимодействия людей в малой группе является межличностное общение, благоприятному формированию которого, в свою очередь, способствуют такие характеристики общения как эмпатийность и экстравертированность.
Для выявления взаимосвязи характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе мы использовали ряд психологических методик. В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов в обеих группах характеризуются средним уровнем эмпатии и средним уровнем потребности в общении. Экстравертированность у студентов выражена в равной степени с интровертированностью. Также выявлена прямая взаимосвязь между социометрическим статусом и такими характеристиками общения как эмпатия и потребность в общении. Взаимосвязь между экстравертированностью и социометрическим статусом не выявлена. Таким образом, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично: чем выше уровень эмпатии и потребности в общении, тем выше социометрический статус студента в группе.
Литература
1.Аверинцев А. "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. "Вопросы литературы", 1970, 3, с. 113—143.
2. Адлер А. Понять
природу человека. СПб.: Гуманитарное
агентство "Академический
3. Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. — 464 с. — ISBN — 5896920148.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,Изд-во МГУ 1990.-367 с.
5. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - М., 2000.
6. Бойко В.В., Клиценко О.А. Оценка эмпатии личности. - СПб., 2002.
Информация о работе Взаимосвязь характеристик общения и социометрического статуса студентов в группе