Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа
В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.
Гипотезы: мы предполагаем, что
1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;
2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;
3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;
4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;
5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;
6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7
1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7
1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28
2.1.Организация исследования 28
2.1 Анализ результатов иследования 35
Выводы 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
Зарубежные психологи Бернс и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам. Самооценку у них ест степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.[11].
В рамках ценностной организации личности рассматривает самооценку Т. Шибутани: «Если личность - это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка»[12] .
У. Джемс понимает самооценку как оценку своего положения в обществе, своего успеха или неуспеха в жизни. «Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Впрочем, можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное или неблагоприятное положение в обществе - его успех или неуспех»[13] .
Представители символического интеракционизма Д. Мид и Ч. Кули рассматривают самооценку как результат взаимодействия индивида и группы: «Индивид оценивает и воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие»[14].
Традиционно в западной литературе выделяются пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотношения) и ее структуры.
1.Самоотношение - как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
2. Самоотношение - как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. Однако прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений не получено. В определенной степени это связано с не разработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Так, Узле и Дж. Марвелл считают, что если низкая самооценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает. М. Розенберг получил подтверждение этой идеи: он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен. В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята попытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. На основании полученных результатов они пришли к выводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение - это разные «конструкты», за которыми надо искать различное психологическое содержание. В целом, как считают исследователи, результаты этих экспериментов заставляют усомниться в утверждении глобальной самооценки как самооценки, интегрированной из частных составляющих[15].
3. Самоотношение - как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится на верху иерархии. Так, Р. Щавельзон предложил модель такого рода: обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или не связанную с успехами в учебе). Последняя подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Однако структура обобщенного самоотношения остается неясной. Существует множество сфер, в которых проявляется личность, так что сведение психологической структуры самоотношения к структуре сфер самооценивания ничего не прояснит. Теоретические установки, согласно которым самооценка и общее самоуважение есть эмоциональная реакция на то или иное содержание образа себя, оказываются, сводимы к тем сферам личности и жизнедеятельности, которые могут быть объектами осознавания и оценки. Именно это выражено в концепции Р. Щавельзона, который на основе анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеет большого смысла (так как в его пользу нет достаточных аргументов). Отсюда Я-концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же.
4. Самоуважение понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, мало изменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотивов: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа. Мотив самоуважения определяется как «личная потребность» сделать максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе .
5. Самоотношение - как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлси Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:
Любовь к себе.
Самоприятие.
Чувство компетенции.
К. Роджерс рассматривает самоприятие, как приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку - отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств. Однако если в обзоре Уэлса и Марвелла представлены различные понимания глобальной самооценки как единого и целостного образования, то К. Роджерс рассматривает самоприятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которые разбиваются на две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. В то же время большинство исследователей представляют аффективный процесс как оценочный, описанный в терминах эмоций[16] .
Обзор выделенных нами подходов в определении природы самооценки позволяет определить сложность данной проблемы, ее многоплановость и противоречивость.
В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности»[17].
Каждый из этих компонентов имеет свои специфические способы измерения и зависит от многих конкретных условий, в частности от характера социальной роли (человек со средними математическими способностями может успешно применить их в социологии, и это обеспечит ему высокую самооценку; те же способности в среде талантливых математиков будут выглядеть ничтожными, вызывая у личности ощущение своей бездарности и профессиональной неполноценности). Поэтому мы оцениваем себя (как и других) большей частью не в целом, а через определенные проявления и качества. Отсюда — неизбежные противоречия и расхождения в самооценках .
Самооценка взаимосвязана с уровнем притязаний личности, который можно определить как желаемый уровень самооценки. Уровень притязаний - это уровень образа «Я», стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
Самооценка влияет на активность человека, его стремление к самоусовершенствованию. Самооценка формируется посредствам интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования, в требования человека к самому себе. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и во взаимоотношениях , стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной и идеологической позиции.
Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку[18].
Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения.
Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Из-за ранимости у людей с низкой самооценкой часто колеблется настроение, они остро реагируют на критику, смех, порицания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдают от одиночества. О том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества говорят Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали. Они отмечают, что низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, мешающая установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой определяют социальные отношения самоуничижительно, так как склонны относить неудачи в общении на счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём… Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам- друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их партнёрам… По сравнению с людьми, имеющими высокую самооценку люди с низкой самооценкой склонны оценивать неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный.
Далее Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали отмечают: «Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих»[19] .
Вышеуказанные авторы заключают, что низкая самооценка воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и поведения, которая искажает социальную компетентность, подвергая людей риску одиночества.
Т. Шибутани замечает, что когда человек не может принимать себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются скорее на самозащиту, чем на самопознание[20].
Таким образом, зачастую низкая самооценка – это некая совокупность мнений и поведения, которая мешает установлению или поддержанию удовлетворительных социальных взаимоотношений.
Наоборот, высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии — будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Как отмечает Р.Бернс, высокая самооценка способствует формированию социальной компетентности и позволяет человеку показать свою ценность, не прилагая особых усилий.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек в поведении основывается на собственные принципы, а не зависит от мнения окружающих. Не слишком завышенная самооценка положительно влияет на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек с адекватно высокой самооценкой знает себе цену и мнение окружающих в этом случае не имеет абсолютного, решающего значения, в результате чего критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее.
Однако если уровень притязаний человека значительно превышает его возможности, то душевное равновесие невозможно. При неадекватно высокой самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, и неудача может привести его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей .
Как отмечает Ф. Зимбардо: «Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ»[21] .
Таким образом, самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она соотносит потребности и притязания человека с его возможностями.
1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Х. Хекхаузен говорил, что едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации [22].
Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет. Когда люди взаимодействуют друг с другом, то, прежде всего, возникает вопрос, о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а так же о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставят перед собой.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность к пониманию ее сущности, природы, структуры, а так же к методам ее изучения.
Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова.
В узком смысле слова, по мнению П.М. Якобсона, это мотивация конкретных форм поведения человека [23].
В широком смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом. С этой точной зрения солидарен также В.И. Ковалев, который под мотивацией понимает систему разнообразных факторов детерминирующих поведение и деятельность человека[24].
С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка, обусловленная общественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих.
Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности.
Впервые эта диспозиция (мотивационное свойство) была выделена в классификации Г. Мюррея, который понимал ее как устойчивую потребность в достижения результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания[25].
Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов