Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа
В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.
Гипотезы: мы предполагаем, что
1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;
2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;
3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;
4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;
5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;
6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7
1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7
1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28
2.1.Организация исследования 28
2.1 Анализ результатов иследования 35
Выводы 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
Теоретический анализ проблемы мотивации достижения и самооценки позволил разработать и реализовать программу эмпирического исследования целью, которой является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов
Объект исследования: мотивация достижения и самооценка.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности у студентов.
Гипотезы: мы предполагаем, что
3). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;
4). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.
Задачи:
1. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;
2. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;
3. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;
4. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.
Диагностика мотивации достижения и самооценки личности в ноябре 2010 года
Для диагностики типа самооценки личности и мотивации достижения были выбраны следующие методики: «Методика исследования самооценки личности» С. А. Будасси и «Опросник изменения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана.
В качестве методов статистической обработки данных мы использовали U – критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Диагностика и обработка данные происходила в несколько этапов:
проведение диагностического обследования студентов . каждый студент индивидуально заполнят бланки методик в соответствии с инструкцией, при этом указывал свои инициалы (реальные или вымышленные),возраст и пол. Так же нами устанавливался уровень успеваемости в учебной части по итогам аттестации проводившейся в начале декабря.
проведение качественной и количественной обработки данных по методикам, сопоставлялись результаты, полученные в группе юношей и в группе девушек;
определение различия по исследуемым критериям у между юношами и девушками ;
определение показателей самооценки у юношей и девушек с разной мотивацией достижения
определение матиматико- статистическая достоверность выявленных различий и связей; формулировались выводы
Характеристика выборки. Объем обследуемой выборки составляет 40 человек (от 18 до 20 лет; средний возраст – 19,05 лет) из них 20 девушек и 20 юноши, все обследуемые являются студентами 2 курса юридического факультета Высшей школы экономики (см. Приложение 1).
Студенческий возраст -это особый период жизни человека.
Исследование личностных студенческого возраста позволяет определить, то , что в этом возрасте происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизация характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
Студен уже, как правило, становится экономически активным, включается в самостоятельную производственную деятельность, создает собственную семью. Происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой. Это выделяет студенческий возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. На него приходится достижение спортивных рекордов, наиболее значимых художественных, технических и научных результатов. Для молодых людей и девушек характерен самоанализ. Самооценка в этом возрасте осуществляется я путем сравнения идеального «Я» с реальным, при этом идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости[39].
Анализ успеваемости показал, что 45% студентов учатся хорошо, у 10% девушек отличная успеваемость, у остальных удовлетворительная. Таким образом, уровень успеваемости у девушек выше , чем у юношей.
Исследователи отмечают, что хорошо обучающимся студентам присущи такие особенности, как эмоциональная устойчивость, способность контролировать себя, самокритичность[40]. Они хорошо осознают требования действительности и руководствуются принципом реальности, способны находить компромисс между своими желаниями и ситуацией. Во взаимодействии с окружающими относительно конформны, руководствуются мнением окружающих, могут удерживаться в заданных рамках. Хорошо обучающиеся студенты четко планируют свое будущее, управляют своим поведением, ответственны, прилагают усилия к выполнению общественных требований, постоянны, добросовестны.
Описание методик иследования
Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности (аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм) (см. Приложение 2), из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (е «мой идеал»). В этом ряду могут быть и негативные качества. Далее из отобранных свойств личности необходимо постройть субъективный ряд, в котором данные свойства располагаются по мере убывания их выраженности у испытуемого. Результаты заносятся в протокол исследования.
Цель обработки результатов — определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции.
где n-количество качеств личности, D2-квадрат разности между рангами идеала и «Я сам».
Коэффициент ранговой корреляции г может находиться в интервале от — 1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее — 0,37 и не более + 0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном.
Значение коэффициента корреляции от + 0,38 до + 1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от + 0,39 до + 0,89, как тенденция к завышению. Значения же от + 0,9 до + 1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от — 0,38 до — 1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к — 1, тем больше степень несоответствия.
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным.
Опросник, для измерения результирующей тенденции мотивации достижения А. Мехрабиана. Опросник имеет две формы: для мужчин и для женщин (см. Приложение 3). Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху (Мs) и мотивом избегания неудачи (МAF) в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях и др.
Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу (MS-MAF), так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли MS над МAF или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию стремления к успех (МS>МAF), а низкие показатели - на тенденцию избегания неудач (МS<МAF).
U – критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1 и n2 больше или равны 3 (либо n1 = 2, а n2 тогда больше или равно 5.)
Метод определяет, достаточно ли мала зона пересекающихся значений между двумя рядами. Чем меньше эта область, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое (фактически полученное) значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Чем меньше Uэмп., тем более вероятно, что различия достоверны.
Алгоритм подсчета критерия U – Манна-Уитни.
1. Перенести все данные выборок на индивидуальные карточки (на которых цветом или как-то еще будет отражено, к какой из выборок принадлежит значение).
2. Разложить все карточки в общий ряд по мере нарастания признака, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся.
3. Проранжировать (согласно алгоритму ранжирования) значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего рангов должно быть n1 + n2 (объем первой выборки + объем второй выборки).
4. Заново разложить карточки в два ряда, по признаку принадлежности к выборке 1 или выборке 2.
5. Подсчитать сумму рангов отдельно на карточках группы 1 и группы 2. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.
6. Определить большую из двух ранговых сумм Tx.
7. Определить значение U по формуле:
где n1и n2 - количество испытуемых в выборках , nx- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
8. Определить из таблиц критические значения U, в соответствии с этим, принять либо отклонить гипотезу Но.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Практический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена включает следующие этапы:
1) Сопоставать каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).
2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.
3) Возвести в квадрат каждую разность и суммировать полученные результаты.
4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:
где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.
2.1 Анализ результатов иследования
Первой задачей эмпирического исследования было определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста.
Решалась данная задача по средствам использования методики Будасси. Результаты исследования приведены в Приложении 4,таблице 1 и отражены на рисунке 1.
Таблица 1
Результаты исследования самооценки у студентов
Уровень | Всего | Юноши | Девушки | |||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | |
неадекватно-высокий | 7 | 17 | 5 | 25 | 2 | 10 |
высокий | 10 | 25 | 5 | 25 | 5 | 25 |
средний | 18 | 45 | 9 | 45 | 9 | 45 |
низкий | 4 | 10 | 1 | 5 | 3 | 15 |
неадекватно-низкий | 1 | 3 | 0 | 0 | 1 | 5 |
Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов