Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа
В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.
Гипотезы: мы предполагаем, что
1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;
2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;
3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;
4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;
5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;
6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7
1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7
1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28
2.1.Организация исследования 28
2.1 Анализ результатов иследования 35
Выводы 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
Результаты статистического анализа показали, что достоверных различий в самооценке и мотивации достижения между юношами и девушками не существует. Отсутствие различий в самооценке о может быть прямым выводом из неоднозначных результатов, полученных другими исследователями (З. Н. Лукьяновой, Н. Герасимовой, Т. Н. Курбатовой и Я. В. Куус и др.), а так же то, что отмечают, не одинаковые самооценки разных черт личности, которые в общем итоге приводят к средним оценкам личности в целом ( Т. Н. Курбатовой и Я. В. Куус и др.)[41].
В отношении мотивации достижения так же были получены другими исследователями противоречивые данные: Ильин Е.П. установил, что у девушек мотивация достижения выше, в то время как распространено мнение, что мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству (Sidanius et al., 1994), у них выше конкурентность (K. Bartol, D. Martin, 1986; S. Cross, L. Madson, 1997; E. Maccoby, C. Jacklin, 1978; G. Powell, 1990), а у женщин мотив достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. Приближение по показателям мотивации в достижении у девушек нашей выборки, может быть обусловлено тем , что в будущей профессии юриста они будет жестко конкурировать с мужчинами, в данной профессии женщина должна быть социально активна, и сильно мотивированы на успех[42].
Таким образом, результаты статистического анализа гендерных различий в самооценке и мотивации достижения у студентов говорят о том, гипотеза об их наличии не подтвердилась. Девушки, будущие юристы, не отличаются от юношей в уверенности в себе и мотивации достижения.
Последней задачей нашего исследования было выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.
Рассмотрим какую самооценку имеют студенты с разной мотивацией достижения. Результаты приведены в таблице 5.
Как мы видим из таблицы 5, у студентов с выраженным стремлением к успеху, высокая или завышенная самооценка.
Высокая самооценка в данном случае обуславливает уверенное поведение основанное на знании своих достоинств, соответствующих успешному, «идеальному» человеку.
Высокая самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, которые характеризуют человека стремящегося к успеху.
Таблица 5
Результаты исследования самооценки у студентов с разной мотивацией достижения (в процентах)
Уровень самооценки | Стремление к успеху | Смешанный тип | Избегания неудач | ||||||
Всего | Юноши | Девушки | Всего | Юноши | Девушки | Всего | Юноши | Девушки | |
неадекватно-высокий | 47 | 50 | 33 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
высокий | 58 | 50 | 67 | 7 | 0 | 14 | 0 | 0 | 0 |
средний | 0 | 0 | 0 | 93 | 100 | 86 | 50 | 67 | 43 |
низкий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 40 | 33 | 43 |
неадекватно-низкий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 0 | 14 |
У студентов с невыраженным типом мотивации достижения средние показатели самооценки. Средняя самооценка , как мы отмечали, характеризуется тем, что какие-то качества человек считает развитыми, а какие-то нет , либо все качества средневыраженные. Это может стать причиной того, что в ряде деятельностей, для выполнения, которых необходимы качества не достаточно выраженные у студентов, студенты будут стремиться к избежанию неудач.
Студенты, мотивированные на неудачу имеют или среднюю самооценку или низкую. При этом среди юношей, мотивированных на неудачу, большинство имеют среднюю самооценку, с среди девушек -низкую.
Известно, что заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» – человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен, что характерно для мотивации избежания неудач. Неверие в свои силы приводит к снижению активности и если что-то и делается , то лишь для того чтобы избежать санкций, порицания.
Сравнение показателей мотивации достижения и самооценки с успеваемостью показали, что среди стремящихся к успеху и имеющих высокую самооценку больше тех, кто успевает на хорошо и отлично.
Таким образом, мы можем отметить, что более высоким показателям мотивации достижения соответствуют высокие показатели самооценки.
Для проверки статистической достоверности выявленной связи мы использовали критерий ранговой корреляции Спирмена. Результаты приведены в таблице 6 и Приложении 7.
Таблица 6
Показатели корреляционного анализа показателей самооценки и мотивации достижения у студентов с помощью критерий ранговой корреляции Спирмена
Сравниваемые группы | rэмп | Уровень значимости |
Юноши | 0,744 | значимо на уровне 1% |
Девушки | 0,685 | значимо на уровне 1% |
Все студенты | 0,742 | значимо на уровне 1% |
Как мы видим из таблицы 6, как в группах юношей и девушек, так и в целом по выборке студентов существует прямая связь между самооценкой и мотивацией достижения.
То есть мы установили, что, чем выше самооценка у студентов, тем выше у них мотивация достижения. Гипотеза о том, что существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов, подтвердилась.
Проведенное исследование показало, что для развития социального и экономически активного человека, будущего специалиста, профессионально успешного необходимо развивать у него мотивацию достижения и формировать уверенность в себе.
Выводы
1. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участи и самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. В деятельности самооценка выполняет регуляторную функцию, отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определённого уровня. Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах.
2. Мотивация достижения как функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. В основе развития мотивации достижения лежит процесс формирование адекватных представлений о себе, наиболее соответствующих идеальному образу, т.е. оптимальной самооценки.
3. Для большинства студентов-юристов свойственна оптимальная самооценка, которая характеризует их как умеющих правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относящихся к себе, стремящихся реально смотреть на свои неудачи и успехи, старающихся ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
4. Мотивационный полюс у студентов часто оказывается не выраженным, они при столкновении с трудностями стараются найти наилучшее решение проблемы, направляю свою активность на поиск наименее трудозатратных решений, инициативность у них повышается в случае решения простых задач и снижется, если задача трудная.
5. Гендерных различий в самооценке и мотивации достижения у студентов-юристов выявлено не было, что связано с повышением активности женщины в современном обществе и профессиональными требованиями, высокой конкуренцией в области юриспруденции, где успеха добиваются лишь амбициозные, уверенные и ориентированные на победу люди.
6. У студентов юристов самооценка прямо связана с мотивацией достижения, чем более студенты уверены в себе, высоко оценивают себя, тем чаще они ориентированы на достижение успеха.
Заключение
Проблема определение детерминант успешности человека является актуальным вопросом, так как цель воспитания и социализации формирование активной личности, способной реализовать себя в профессии и достичь личных успехов.
В рамках решения данной проблемы мы провели исследование особенностей мотивации достижения и самооценки у студентов.
Теоретической основой исследования явились труды по изучению мотивации достижения Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клелланда, Х. Хекхаузена М.Ш.Магомед-Эминова, О. С. Виндекерса, Т. О. Гордеевой, Е.П. Ильина и др.
И работы в области самооценки: Будасси С. А. У.Джемса, Бернса Р., Е.А. Масловой, А.Г. Спиркина, О.А. Белобрыкиной, В.В. Столина и др.
Анализ литературы по самооценки и мотивации достижения показал , что самооценка участвует во всех механизмах адаптации человека к условиям жизни. Кроме того, самооценка участвует в процессах активной перестройки, как своей жизни, так и самих условий среды, т. е. является «внутренним двигателем» человека. Позитивная самооценка связана с самоуважением, уверенностью в себе, чувством превосходства и принятием себя, а поведенческие проявления описываются как независимая и уверенная манера держаться. Поскольку позитивное самоотношение отражает уверенность индивида в своих силах и ожидание успеха, то оно связывается со склонностью к риску, способностью принимать ответственные решения.
Самооценка, как свойство индивида, формируется в системе отношений с другими людьми в последствии оказывает влияние на поведение человека, на его взаимоотношения, деятельность.
В результате осуществления самооценки индивид узнает, превосходит ли его исполнение стандарт, равняется ему или не достигает его; личность сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольна или недовольна собой; констатация личностью качественных, содержательных особенностей своего «Я», своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и к себе.
Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов