Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.

Гипотезы: мы предполагаем, что

1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;

2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;

2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;

3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;

4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;

5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;

6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7

1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7

1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28

2.1.Организация исследования 28

2.1 Анализ результатов иследования 35

Выводы 46

Заключение 48

Список литературы 51

Приложения 54

Файлы: 1 файл

Психологическая сущность самооценки.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Результаты статистического анализа показали, что достоверных различий в самооценке и мотивации достижения между юношами и девушками не существует.  Отсутствие различий в самооценке о может быть прямым выводом из неоднозначных результатов, полученных другими исследователями (З. Н. Лукьяновой, Н. Герасимовой, Т. Н. Курбатовой и Я. В. Куус  и др.), а так же то,  что отмечают, не одинаковые самооценки разных черт личности, которые в общем итоге приводят к средним оценкам личности в целом ( Т. Н. Курбатовой и Я. В. Куус  и др.)[41].

В отношении мотивации достижения так же были получены другими исследователями противоречивые данные: Ильин Е.П. установил, что у девушек мотивация достижения выше, в то время как распространено мнение, что мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству (Sidanius et al., 1994), у них выше конкурентность (K. Bartol, D. Martin, 1986; S. Cross, L. Madson, 1997; E. Maccoby, C. Jacklin, 1978; G. Powell, 1990), а у женщин мотив достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы.  Приближение  по показателям мотивации в достижении у девушек нашей выборки, может быть обусловлено тем , что в будущей профессии юриста они будет жестко конкурировать с мужчинами, в данной профессии женщина должна быть социально активна,  и  сильно мотивированы на  успех[42].

Таким образом, результаты статистического анализа гендерных различий в самооценке и мотивации достижения у студентов говорят о том, гипотеза об их наличии не подтвердилась. Девушки, будущие юристы, не отличаются от юношей в уверенности в себе и мотивации достижения.

 

Последней задачей нашего исследования было выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.

Рассмотрим какую самооценку имеют студенты с разной мотивацией достижения.  Результаты приведены в таблице 5.

Как мы видим из таблицы 5, у студентов с выраженным стремлением к успеху,  высокая или завышенная самооценка. 

Высокая самооценка в данном случае обуславливает уверенное поведение основанное на знании своих достоинств, соответствующих успешному, «идеальному» человеку.

Высокая самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, которые характеризуют человека стремящегося к успеху.

 

Таблица 5

Результаты исследования самооценки  у студентов  с разной мотивацией достижения (в процентах)

Уровень самооценки

Стремление к успеху

Смешанный тип 

Избегания неудач

Всего

Юноши

Девушки

Всего

Юноши

Девушки

Всего

Юноши

Девушки

неадекватно-высокий

47

50

33

0

0

0

0

0

0

высокий

58

50

67

7

0

14

0

0

0

средний

0

0

0

93

100

86

50

67

43

низкий

0

0

0

0

0

0

40

33

43

неадекватно-низкий

0

0

0

0

0

0

10

0

14

 

У студентов с невыраженным типом мотивации достижения средние показатели самооценки. Средняя самооценка , как мы отмечали,  характеризуется тем, что какие-то качества человек считает развитыми, а какие-то нет , либо все качества средневыраженные.   Это  может стать причиной того,  что в ряде деятельностей, для выполнения,  которых необходимы качества не достаточно выраженные у студентов, студенты  будут стремиться к избежанию неудач. 

Студенты, мотивированные на неудачу имеют или среднюю самооценку или низкую.  При этом среди юношей, мотивированных на неудачу, большинство имеют среднюю самооценку, с среди девушек -низкую.

Известно, что заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» – человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен, что характерно для мотивации избежания неудач. Неверие в свои силы приводит к снижению активности и если что-то и делается , то лишь для того чтобы избежать санкций, порицания.

Сравнение показателей мотивации достижения и самооценки с успеваемостью показали, что среди стремящихся к успеху и имеющих высокую самооценку больше тех, кто успевает на хорошо и отлично.

Таким образом, мы можем отметить, что более высоким показателям мотивации достижения соответствуют высокие показатели самооценки. 

 

Для проверки статистической достоверности  выявленной связи мы использовали критерий ранговой корреляции Спирмена. Результаты приведены в таблице 6 и  Приложении 7.

 

Таблица 6

Показатели корреляционного  анализа показателей  самооценки и мотивации достижения у студентов   с помощью критерий ранговой корреляции Спирмена

Сравниваемые группы

rэмп

Уровень значимости

Юноши

0,744

значимо на уровне 1%

Девушки

0,685

значимо на уровне 1%

Все студенты

0,742

значимо на уровне 1%

 

Как мы видим из таблицы 6, как в группах юношей и девушек, так и в целом по выборке  студентов существует прямая  связь между самооценкой и мотивацией достижения.

То есть мы установили, что, чем выше самооценка у студентов, тем выше у них мотивация достижения. Гипотеза о том, что  существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов,   подтвердилась.

Проведенное исследование показало, что для развития социального и экономически активного человека, будущего специалиста, профессионально успешного  необходимо развивать у него мотивацию достижения и формировать уверенность в себе.

 


Выводы

 

1.                Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участи и самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. В деятельности самооценка выполняет регуляторную функцию, отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определённого уровня. Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах.

2.                Мотивация  достижения как функциональная система интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. В основе развития мотивации достижения лежит процесс формирование адекватных представлений о себе, наиболее соответствующих идеальному образу, т.е. оптимальной самооценки.

3.                Для большинства студентов-юристов свойственна оптимальная самооценка, которая характеризует их как умеющих   правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относящихся к себе, стремящихся реально смотреть на свои неудачи и успехи, старающихся ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

4.                Мотивационный полюс у студентов часто оказывается не выраженным, они  при столкновении с трудностями стараются найти наилучшее решение проблемы, направляю свою активность на поиск наименее трудозатратных решений, инициативность у  них повышается в случае решения простых задач и снижется, если задача трудная.

5.                Гендерных различий в самооценке и мотивации достижения у студентов-юристов выявлено не было,  что связано с повышением активности женщины в современном обществе и профессиональными требованиями, высокой конкуренцией в области юриспруденции, где успеха добиваются лишь амбициозные, уверенные и ориентированные на победу люди. 

6.                У студентов юристов самооценка прямо связана с мотивацией достижения, чем более студенты уверены в себе, высоко оценивают себя, тем чаще они ориентированы на достижение успеха. 

 


Заключение

 

Проблема определение детерминант успешности человека является актуальным вопросом, так как цель воспитания и социализации формирование активной личности, способной реализовать себя в профессии и достичь личных успехов.

В рамках решения данной проблемы мы провели исследование особенностей мотивации достижения и самооценки у студентов.

Теоретической основой исследования явились труды по изучению мотивации достижения Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клелланда, Х. Хекхаузена М.Ш.Магомед-Эминова, О. С.  Виндекерса, Т. О.  Гордеевой, Е.П.   Ильина и др.

И работы в области самооценки: Будасси С. А. У.Джемса, Бернса Р., Е.А. Масловой,  А.Г.  Спиркина, О.А. Белобрыкиной, В.В.  Столина и др.

Анализ литературы по самооценки и мотивации достижения  показал , что самооценка участвует во всех механизмах адаптации человека к условиям жизни. Кроме того, самооценка участвует в процессах активной перестройки, как своей жизни, так и самих условий среды, т. е. является «внутренним двигателем» человека. Позитивная самооценка   связана с самоуважением, уверенностью  в себе, чувством превосходства и принятием себя, а поведенческие проявления описываются как независимая и уверенная манера держаться. Поскольку позитивное самоотношение отражает уверенность индивида в своих силах и ожидание успеха, то оно связывается со склонностью к риску, способностью принимать ответственные решения.

Самооценка, как свойство индивида, формируется  в системе отношений с другими людьми в последствии оказывает влияние на поведение человека, на его взаимоотношения, деятельность.

В результате осуществления самооценки индивид узнает, превосходит ли его исполнение стандарт, равняется ему или не достигает его; личность сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольна или недовольна собой; констатация личностью качественных, содержательных особенностей своего «Я», своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и к себе.

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов