Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа
В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.
Гипотезы: мы предполагаем, что
1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;
2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;
3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;
4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;
5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;
6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7
1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7
1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28
2.1.Организация исследования 28
2.1 Анализ результатов иследования 35
Выводы 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
25% студентов, одинаковое число юношей и девушек, имеют высокий уровень самооценки, такие студенты заслуженно ценят, уважают себя, довольны собой.
Анализ результатов показал, что среди студентов большинство (45%) имеет средний уровень самооценки. Среди юношей и девушек равное количество человек с такой самооценкой. Эти студенты уважают себя, но знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию.
Рис.1. Показатели выраженности самооценки у студентов
В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет студентам регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
Уверенные студенты критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.
Адекватно высокий и средний уровень самооценки относятся к оптимальной самооценке.
10% студентов , среди которых 15% девушек и 5% юношей, имеют низкую самооценку, а у 5% девушек она неадекватно-низкая. Данные студенты обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д. Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности.
17% студентов, среди которых 25% юношей и 10% девушек, имеют неадекватно-высокий уровень самооценки. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.
Таким образом, в ходе проведенного исследования мы установили, что большинство (60% ) студентов имеют адекватную, оптимальную самооценку.
Второй задачей эмпирического исследования было определить выраженность мотивации достижения у юношей и девушек студенческого возраста.
Решалась данная задача по средствам использования методики достижения А. Мехрабиана. Результаты исследования приведены в Приложении 5,таблице 2 и отражены на рисунке 2.
Таблица 2
Результаты исследования мотивации достижения у студентов
Тип | Всего | Юноши | Девушки | |||
Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | Кол-во человек | % | |
Достижения успеха | 16 | 40 | 10 | 50 | 6 | 30 |
Смешанный тип | 14 | 35 | 7 | 35 | 7 | 35 |
Избегания неудач | 10 | 25 | 3 | 15 | 7 | 35 |
Как мы видим из результатов исследования, среди студентов большинство (40%) имеют выраженным стремление к успеху, однако среди юношей таких студентов 50%,а среди девушек лишь 30%. Эти студенты предпочитают задачи, успех в которых зависит не от случая или неудачного стечения обстоятельств, а от их собственных усилий и способностей. Им нравится работа, в которой они могли бы проявить собственную инициативу в решении проблемы. Студенты данного типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели и если рискуют, то расчетливо. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. Воспринимают и переживают время как «целенаправленное и быстрое», а не как бесцельно текущее.
Рис.2. Показатели выраженности мотивации достижения у студентов
35% девушек и лишь 15% юношей, всего 25% имеют ведущим мотив на избегание неудач. Они предпочитают избегать трудные задачи и не стремятся к наилучшему решению проблемы, осторожны и стараются действовать стереотипно. Студенты данного типа малоинициативные. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели и плохо оценивают свои возможности. В других ситуациях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат, склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения). Воспринимают и переживают время как «бесцельно текущее», планируют, свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. В случае неудачи, при выполнении какого-либо задания их притягательность, как правило, снижается.
35% студентов (одинаковое количество девушек и юношей) имеют смешанный тип мотивации деятельности. У них мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач почти в равных соотношениях. Это говорит о том, что мотивационный полюс ярко не выражен. Поэтому эти студенты при столкновении с трудностями стараются найти наилучшее решение проблемы, продумывая все возможные варианты, чтобы избежать неприятных трудностей. Они проявляют инициативу только при удачном стечении обстоятельств.
Таким образом, результаты исследования показывают, что среди юношей больше тех, кто стремиться к успеху. В группе девушек разные типы мотивов выражены практически одинаково.
Следующей задачей данного исследования является определение наличия гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов.
Результаты первичной статистики отобразим в таблице 3.
Таблица 3
Результаты первичной статистики
Характеристики | Самооценка | Мотивация достижения | ||
Юноши | Девушки | Юноши | Девушки | |
Среднее | 0,5625 | 0,394 | 154,55 | 133 |
Медиана | 0,53 | 0,41 | 165,5 | 139 |
Мода | 0,45 | 0,28 | 132 | 84 |
Стандартное отклонение | 0,278 | 0,345 | 42,9 | 44,148 |
Дисперсия выборки | 0,077 | 0,12 | 1840,4 | 1949,04 |
Эксцесс | 30,12 | 3,3 | -2,99 | 0,01 |
Асимметричность | 11,81 | 4,20 | 3,5 | 43, |
Минимум | -0,17 | -0,36 | 64 | 56 |
Максимум | 0,96 | 0,92 | 211 | 198 |
Сумма | 11,25 | 7,88 | 3091 | 2660 |
Показатели асимметричности и эксцесса говорят о том, что есть значимые отклонений от нормального распределения у юношей по показателю самооценки, что не позволяет нам в корреляционном исследовании использовать параметрические методы, а, следовательно, мы верно выбрали непараметрические методы.
Определим статистическую достоверность различий в самооценке и мотивации достижения между юношами и девушками с помощью критерия Манна –Уитни. Результаты вычислений приведены в Приложении 6 и в таблице 4.
Таблица 4
Показатели статистического анализа различий в самооценке и мотивации достижения между юношами и девушками с помощью критерия Манна –Уитни
Параметры сравнения | Uэмп | Уровень значимости |
Самооценка | 139,5 | незначимо |
Мотивация достижения | 145 | незначимо |
Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов