Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.

Гипотезы: мы предполагаем, что

1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;

2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;

2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;

3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;

4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;

5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;

6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7

1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7

1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28

2.1.Организация исследования 28

2.1 Анализ результатов иследования 35

Выводы 46

Заключение 48

Список литературы 51

Приложения 54

Файлы: 1 файл

Психологическая сущность самооценки.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Человек с адекватно- высокой самооценкой  чаще стремиться к достижению успеха, чем неуверенный в себе человек.  Под мотивацией достижения в денной работе мы понимали один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, прежде всего, с преимущественной ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи. В содержательно психологическом плане мотивация достижения является своего рода интерпретационным "ключом" понимания природы уровня притязаний, стремления к повышению самооценки, тактико-стратегическому подходу конкретных индивидов при выстраивании ими способов принятия ответственных решений и регуляции деятельностной активности.

В эмпирическом исследовании мы изучали самооценку и мотивацию достижения с помощью методик: «Опросник измерения результатирующей тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана и «Методика самооценки личности» С. А. Будасси.

Эмпирическое исследование, проведенное на выборке 40 студентов- юристов Высшей школы экономике , показало, что хотя большинство студентов-юристов, как юношей, так и девушек, имеют оптимальную самооценку, свидетельствующую об их умении   правильно соотносить свои возможности и способности, реально смотреть на свои неудачи и успехи, мотивационный полюс часто не выражен. Это говорит о не достаточной активности в решении задач, не высокой амбициозности, не соответствующей реальным возможностям и способностям

Таким образом,  в данном исследовании мы установили прямую  связь между самооценкой  и  мотивацией достижения у студентов и констатировали отсутствие гендерных различий в самооценке и мотивации достижения. Т.е  выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов, не подтвердилась, а гипотеза о существовании связи между самооценкой и мотивацией достижения у студентов нашла свое подтверждение.

Результаты исследования могут быть использованы при организации воспитательной  работы со студентами. 

Так, проведенное исследование показало необходимость  организации работы,  направленной на формирование условий личностного роста студентов.

Для развития положительной самооценки и мотивации достижения необходимо:

                поощрять  реальные достижения студентов;

                включать студентов в деятельность, в которой бы раскрылись их способности и возможности в наилучшей степени;

                как можно чаще ставить студентов ситуацию выбора цели, поощрять достижения на этапах решения сложных задач при достижении высоких целей;

                организовывать мастер классы профессионалов достигших успеха в области юриспруденции, как примера уверенных в себе и амбициозных личностей.

                развивать нравственные ориентиры студентов, порицать безнравственные поступки на пути к достижению цели. У студентов должно быть сформировано убеждение в том, что цель не всегда оправдывает средства, достижение цели должно быть основано на знаниях , трудолюбии, усердии, способностях, взаимовыручке.

 

 

 


Список литературы

 

 

1.      Азимова, Р. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. — М.: Известия АН СССР, 1969, № 3, с. 95-104.

2.      Белобрыкина, О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте - СПб.: Речь, 2006.- 320 с.

3.      Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 257с.

4.      Божович Л.И. Проблемы формирования личности – М.: Просвещение, 1995. – 352с.

5.      Бороздина Л.В. Что такое самооценка  Л.В.Бороздина /Психологический . журнал ., 1993, Т. 13, № 4 С.99-100.

6.      Братусь Б.С. с соавт. Механизм самооценки и его влияние на поведение //Психол. проблемы изучения и коррекции аномалий личности.- М., 1988- 326 с.

7.      Васильев И.А, Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.

8.      Вилюнас В. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.

9.      Виндекер, О. С. Внутриличностные детерминанты мотивации достижения // Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. -№ 1. - С. 118-126

10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 5 т. - (Проблемы развития психики). - 366с.

11. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1- 73-76

12. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения  – М. : Смысл : Академия, 2006. – 336 с.

13. Джемс У. Психология.-  М.:Педагогика,1991, с.88

14. Ермолаев О.Ю.- Математическая статистика для психологов: Учебник - М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.

15. Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности -  Самара : Бахрах, 2006. – С. 282 – 296

16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины– СПб.: Питер, 2007. – 678 с.

17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

18. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельность [Текст]/ В.И. Ковалев– М.: Наука, 1988. – 192 с.

19. Коваленко Н.П. Психология успеха.- СПб.: Нева, 2003. – 160 с

20. Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1998. – 137с.

21. Кон, И. Открытие «Я» - М.: Политиздат, 1978.-367с.

22. Кондратьева М. В. Развитие мотивации достижения у студентов вузов: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005. -104 с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., Директ-Медиа, 2008. - 916 c.

24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении - СПб.: Питер, 2009.- 318 с.

25. Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007—672 с.

26. Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности -  (http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm)

27. Пепло, Л.Э. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. … – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 360 с

28. Психологические и педагогические аспекты работы со студентами 1 курса //Казанская городская научно-методическая конференция: Тезисы. -Казань, 1987. - 82 с. – 172

29. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ,2007- 480

30. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.,1999. С.88-92.

31. Рубинштейн, Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

32. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: МГУ, 2002. – 343 с

33. Столин В.В. Самосознание личности  — М.: МГУ, 1983. -286с.

34. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание [-М.: Политизда,. 1972- 300 с.

35. Усольцева, И.В,. Иванов А.А. Психологические особенности неуспевающих студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий (http://www.muh.ru/.Docs/niipo/26_2006.htm?user=caae910f81ef1cb713432f41a19096fa)

36. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

37. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. –СПб.: Речь, 2001. – 284 с.

38. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. / В кн.: Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. — С. 316-366.

39. Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства /Самосознание и защитные механизмы личности -  Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003

40. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека - М.: Политиздат, 1969 – 471с.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

47

 



[1] Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1- С. 73

[2] Азимова, Р. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. — М.: Известия АН СССР, 1969, № 3-С. 95

[3] Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1- С. 73

[4] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., Директ-Медиа, 2008. – С.128

[5] Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. / В кн.: Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. — С. 316

[6] Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1- С. 74

[7] Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1- С. 75

[8] Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности -  (http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm)

[9] Белобрыкина, О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте - СПб.: Речь, 2006.-С.121

[10] Азимова, Р. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект. — М.: Известия АН СССР, 1969, № 3, С. 99

[11] Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности -  (http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm)

[12] Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства /Самосознание и защитные механизмы личности -  Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003- С.220

[13] Джемс У. Психология [Текст]/ У. Джемс.-  М.:Педагогика,1991, С.88

[14] Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1- С. 76

[15] Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1- С. 77

[16] Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского Государственного Педагогического Университета. 2009 Выпуск 1- С. 77

[17] Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М.: АСТ,2007- С. 343

 

[18] Братусь Б.С. с соавт. Механизм самооценки и его влияние на поведение //Психол. проблемы изучения и коррекции аномалий личности.- М., 1988- С.124

[19] Пепло, Л.Э. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. … – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – С.276

[20] Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства /Самосознание и защитные механизмы личности -  Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003- С.220

 

[21] Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности -  Самара : Бахрах, 2006. – С. 282

[22] Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. –СПб.: Речь, 2001. – С.9

[23] Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека - М.: Политиздат, 1969 – С.12

 

[24] Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельность [Текст]/ В.И. Ковалев– М.: Наука, 1988. – С.19

[25] Виндекер, О. С. Внутриличностные детерминанты мотивации достижения // Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. -№ 1. - С. 118

 

[26] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – С.376

[27] Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007—С.287.

[28] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – С.378

[29] Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения  – М. : Смысл : Академия, 2006. – С.165

[30] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., Директ-Медиа, 2008. – С.432

[31] Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения  – М. : Смысл : Академия, 2006. – С. 178

[32] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – С.338

[33] Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения  – М. : Смысл : Академия, 2006. – С.190

[34] Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения  – М. : Смысл : Академия, 2006. – С.198.

[35] Виндекер, О. С. Внутриличностные детерминанты мотивации достижения // Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. -№ 1. - С. 122

[36] Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007—С.176

[37] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – С.344

 

[38] Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1998. – С.120

 

[39] Психологические и педагогические аспекты работы со студентами 1 курса   //Казанская городская научно-методическая конференция: Тезисы. -Казань, 1987. - 82 с.

[40] Усольцева, И.В,. Иванов А.А. Психологические особенности неуспевающих студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий (http://www.muh.ru/.Docs/niipo/26_2006.htm?user=caae910f81ef1cb713432f41a19096fa)

[41] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины– СПб.: Питер, 2007. – 678 с.

[42] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины– СПб.: Питер, 2007. – 678 с.


Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов