Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа
В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.
Гипотезы: мы предполагаем, что
1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;
2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;
3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;
4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;
5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;
6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7
1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7
1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28
2.1.Организация исследования 28
2.1 Анализ результатов иследования 35
Выводы 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
Для того чтобы дать определение мотивации достижения, необходимо указать критерии деятельности, переживаемой субъектом и воспринимаемой наблюдателем как деятельность достижения. Она должна одновременно осуществлять следующие функции:
1) оставлять после себя осязаемый результат;
2) этот результат должен оцениваться качественно или количественно;
3) причем требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти;
4) для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся одинаковым;
5) деятельность должна быть желательна для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим [26].
В ряде работ мотив достижения рассматривается как свойство личности, черта характера или диспозиция. Такая точка зрения преимущественно характерна для западных авторов, выделяющих диспозиционные и ситуационные переменные мотивации. Смысл данного направления — показать, что устойчивые характеристики личности (личностные диспозиции: склонности, предпочтения, установки, ценности, мировоззрение и пр.) обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как внешние стимулы. Такое понимание мотива не является распространенным в отечественной литературе (при всем многообразии определений понятия мотив подобного нет в отечественных психологических словарях).
По Д. Макклелланду «мотив достижения» — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности[27].
Д. Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах XX века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения — Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. В дальнейшем В. Мейер, X. Хекхаузен и Л. Кеммлер создали вариант ТАТ для обоих «мотивов достижения». Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи — как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.
Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Д. Аткинсон считает, что это взаимоисключающие полюса на шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие авторы доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. Ильин Е.П отмечает, что имеются данные о положительной корреляции между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи. Поэтому скорее всего речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений[28].
Мотивация достижения в понимании М.Ш. Магомед-Эминова - это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения[29].
Согласно теории деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева (60-е гг. XX в.), в процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу наряду с мотивом власти, альтруизма, агрессивных мотивов поведения и других следует отнести мотивацию достижения и мотивацию избегания неудачи[30].
В теории внутренней мотивации разработанной Эдвардом Диси и его коллегой Ричардом Райаном ставится вопрос о том, каковы внутренние источники мотивации достижения. Основное внимание уделяется изучению влияния на мотивацию таких факторов, как награды, внешние оценки, ограничения и стили межличностного взаимодействия.
Ими было установлено, что на внутреннюю мотивацию отрицательно влияют внешние факторы, которые не способствуют удовлетворению потребностей субъекта в автономии (самодетерминации), компетености, а также связанности с другими людьми и призванные его контролировать: такие как награды, денежные оплаты, призы, премии, разного рода оценки деятельности (например в форме отметок). В качестве факторов, подрывающих внутреннюю мотивацию также могут выступать соревновательная ситуация, сроки окончания деятельности, навязанные цели, контролирующий стиль обучения и воспитания, отрицательная обратная связь, а также полное отсутствие обратной связи. К стимулирующим внутреннюю мотивацию факторам Диси и Райан относят факторы, способствующие удовлетворению потребностей субъекта в автономии, компетентности и связанности и призванные информировать его о ходе выполнения деятельности и степени ее успешности. В частности, к ним относятся возможность выбора (например, типа задачи, уровня ее трудности, времени решения), положительная обратная связь, основанная на результате деятельности, а также характеристики самой деятельности (оптимальный уровень ее сложности) и ситуации ее реализации (информирующий стиль обучения)[31].
По данным Д. Макклелланда, формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на овладевающее поведение и самостоятельность).
Р. В. Уайт для тех, кто стремится к высокому мастерству, ввел термин «мотивация эффективности». Он считает, что человек активен потому, что испытывает потребность в эффекте своих действий. Когда попытки приводят к удовлетворению этой потребности, возникает чувство компетентности, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия. Очевидно, что этот вид мотивации близок по смыслу мотивации достижений[32].
Анализируя теории мотивации продуктивной деятельности, Гордеева Т.О. сформулировала целостную (обобщающую) модель процесса мотивации деятельности, состоящую из четырех основных блоков (определенным образом связанных друг с другом). Данная модель описывает конструкты и соответствующие им психологические феномены, которые на сегодняшний день выделены разными исследователями как соответствующие деятельности, ориентированной на достижения[33].
Мотивационно-целевой блок представляет собой систему мотивов, целей и ценностей, запускающих поведенческие, когнитивные и эмоциональные процессы мотивации деятельности, ориентированной на достижение. Он может быть охарактеризован через: выраженность у субъекта мотивов достижения и развития, а также выраженность и конкретное содержание внутренней и внешней мотивации рассматриваемой деятельности; цели, которые ставит перед собой субъект и его ценности.
Когнитивный блок представляет собой подсистему включающее в себя, прежде всего представления, о контролируемости процесса и результата деятельности, описываемом через такие конструкты как представления о личной ответственности за успехи и неудачи, вера в свои способности справиться с определенной деятельностью и ожидания.
Эмоциональный блок мотивации деятельности достижения может быть охарактеризован через наличие переживания удовольствия от усилий и особенности эмоциональных реакций, которые демонстрирует субъект при встрече с трудностями и неудачами. В соответствии с моделью Т.О.Гордеевой, такие эмоциональные состояния как тревожность, депрессия и некоторые другие (например, гнев, подавленность, безнадежность выступающие в связи с неуспешностью деятельности), активно изучаемые в психологии, могут быть рассмотрены в качестве предикторов эмоциональных мотивации деятельности[34].
Поведенческий блок мотивации деятельности достижения представляет систему поведенческих компонентов мотивации и может быть охарактеризован через такие психологические конструкты как настойчивость, проявляющуюся во времени уделяемого решению задачи (как в смысле непрерывности работы над задачей, так и в смысле длительности стремления к достижению цели), упорстве в процессе ее решения, а также доведении ее до конца (несмотря на возможные помехи , интенсивность усилий (уровень энергии и энтузиазма); стратегии преодоления трудностей (активные, адаптивные или беспомощные, избегающие) и выбор задач оптимального уровня трудности.
Из данного описания структуры мотивации достижения и составляющих ее компонентов следует, что мотивация достижения представляет собой сложное когнитивно-аффективное-
Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях других личностных черт.
В 2008 г. совместно с Д. Дербышевой на небольшой выборке студентов-искусствоведов УрГУ было проведено исследование, направленное на поиск взаимосвязи мотивации достижения с формально-динамическими чертами личности. Оказалось, что мотивация достижения положительно связана с такими свойствами темперамента, как коммуникативная пластичность, скорость и интеллектуальная эмоциональность.
Совместно с А. Ребасс проводилось исследование взаимосвязи мотивации достижения с нейротизмом и экстраверсией; использовался опросник Г. Айзенка. Согласно полученным данным, экстраверсия положительно связана с мотивацией достижения и отрицательно — с мотивацией избегания неудач. Нейротизм отрицательно связан с мотивацией достижения. В описании особенностей интровертов и лиц с выраженной мотивацией избегания неудач можно обнаружить сходства. Так, например, для интровертов свойствен пессимизм, социальная робость, самокритика, а лица с выраженной мотивацией избегания неудачи склонны недооценивать свои способности [35].
Сходства можно обнаружить и в описаниях экстравертов и людей, мотивированных на достижение успеха. Напористость, активность, импульсивность, оптимистичность, коммуникабельность экстравертов, их склонность к риску и любовь к переменам находят сходство со следующими характеристиками лиц, мотивированных на достижение, описанных Д. Макклелландом[36]. Такие люди чаще (по сравнению с теми, кто мотивирован на избегание неудачи) выбирают технические специальности, в которых результат работы виден сразу и является наглядным и ощутимым, они обладают склонностью к новаторству, для них свойственна большая деятельная активность, высокая (по сравнению с лицами, мотивированными на избегание неудачи) частота миграции. Также экстравертам приписывается высокий уровень стремления к материальному благополучию, а для мотивированных на достижение успеха деньги являются прямым показателем успешности.
Наиболее четко прослеживается связь между мотиваций достижения и самооценкой.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний
Самооценка =Успех / Притязания
Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.
У людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению[37].
Е. В. Козиевская рассматривает феномен мотивации достижения во взаимосвязи с профессиональной деятельностью индивида. В качестве основного критерия при изучении и развитии профессиональной мотивации достижения выступает понятие профессионального мотива достижения, который понимается как образ того качества профессиональной деятельности, которое стало потребностно значимым для профессионала. В качестве критериев развития мотивации автор использует показатели, позволяющие отличить мотивы деятельности достижения от других, выделяемые X. Хекхаузеном. В исследовании был выделен основной фактор, оказывающий влияние на развитие мотивации достижения - профессиональная самооценка. В результате интеграции всех вышеописанных феноменов Е. В. Козиевская разрабатывает функциональную структуру процесса развития мотивации достижения под влиянием профессиональной самооценки в виде следующих этапов:
1. Проблематизация прежней системы мотивации достижения под влиянием отрицательного отношения к соответствию реального и идеального образов «Я - профессионал».
2. Планирование изменений в системе мотивации достижения, осуществляемой на основе идеального образа «Я - профессионал».
3. Реализация этих изменений.
4. Закрепление вновь возникшей системы мотивации достижения на основе положительного отношения к соответствию реального и идеального образов «Я - профессионал» [38]
Таким образом, в основе развития мотивации достижения лежит процесс моделирования успешного идеального образа «Я», и формирование реалистичных представлений о себе, наиболее соответствующих идеальному образу.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов
2.1.Организация исследования
Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов