Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью исследования является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов.

Гипотезы: мы предполагаем, что

1). существуют гендерные различия в самооценке и мотивации достижения у студентов;

2). существует связь между самооценкой и мотивацией достижения у студентов.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов;

2. Определить психологическую сущность мотивации достижения и ее связи с самооценкой;

3. Определить самооценку у юношей и девушек студенческого возраста;

4. Изучить мотивацию достижения у юношей и девушек студенческого возраста;

5. Определить наличие гендерных особенностей в мотивации достижения и самооценке у студентов ;

6. Выявить взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой у студентов.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных психологов 7

1.1 Психологические подходы к определению самооценки 7

1.2 Понятие мотивации достижения и ее связь с самооценкой 18

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов 28

2.1.Организация исследования 28

2.1 Анализ результатов иследования 35

Выводы 46

Заключение 48

Список литературы 51

Приложения 54

Файлы: 1 файл

Психологическая сущность самооценки.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы дать определение мотивации достижения, необходимо указать критерии деятельности, переживаемой субъектом и воспринимаемой наблюдателем как деятельность достижения. Она должна одновременно осуществлять следующие функции:

1) оставлять после себя осязаемый результат;

2) этот результат должен оцениваться качественно или количественно;

3) причем требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти;

4) для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся одинаковым;

5) деятельность должна быть желательна для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим [26].

В ряде работ мотив достижения рассматривается как свойство личности, черта характера или диспозиция. Такая точка зрения преимущественно характерна для западных авторов, выделяющих диспозиционные и ситуационные переменные мотивации. Смысл данного направления — показать, что устойчивые характеристики личности (личностные диспозиции: склонности, предпочтения, установки, ценности, мировоззрение и пр.) обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как внешние стимулы. Такое понимание мотива не является распространенным в отечественной литературе (при всем многообразии определений понятия мотив подобного нет в отечественных психологических словарях).

По  Д. Макклелланду «мотив достижения» — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности[27].

Д. Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах XX века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения — Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. В дальнейшем В. Мейер, X. Хекхаузен и Л. Кеммлер  создали вариант ТАТ для обоих «мотивов достижения». Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи — как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.

Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Д. Аткинсон считает, что это взаимоисключающие полюса на шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие авторы  доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. Ильин Е.П отмечает,  что  имеются данные о  положительной  корреляции между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи. Поэтому скорее всего речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений[28].

Мотивация достижения в понимании М.Ш. Магомед-Эминова - это психическая регуляция деятельности в ситуациях достижения, в которых имеется возможность реализовать мотив достижения[29].

Согласно теории деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева (60-е гг. XX в.), в процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу наряду с мотивом власти, альтруизма, агрессивных мотивов поведения и других следует отнести мотивацию достижения и мотивацию избегания неудачи[30].

В теории внутренней мотивации разработанной Эдвардом Диси и его коллегой Ричардом Райаном  ставится вопрос о том, каковы внутренние источники мотивации достижения. Основное внимание уделяется изучению влияния на мотивацию таких факторов, как награды, внешние оценки, ограничения и стили межличностного взаимодействия.

Ими было установлено, что на внутреннюю мотивацию отрицательно влияют внешние факторы, которые не способствуют удовлетворению потребностей субъекта в автономии (самодетерминации), компетености, а также связанности с другими людьми и призванные его контролировать: такие как награды, денежные оплаты, призы, премии, разного рода оценки деятельности (например в форме отметок). В качестве факторов, подрывающих внутреннюю мотивацию также могут выступать соревновательная ситуация, сроки окончания деятельности, навязанные цели, контролирующий стиль обучения и воспитания, отрицательная обратная связь, а также полное отсутствие обратной связи. К стимулирующим внутреннюю мотивацию факторам Диси и Райан относят факторы, способствующие удовлетворению потребностей субъекта в автономии, компетентности и связанности и призванные информировать его о ходе выполнения деятельности и степени ее успешности. В частности, к ним относятся возможность выбора (например, типа задачи, уровня ее трудности, времени решения), положительная обратная связь, основанная на результате деятельности, а также характеристики самой деятельности (оптимальный уровень ее сложности) и ситуации ее реализации (информирующий стиль обучения)[31].

По данным Д. Макклелланда, формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на овладевающее поведение и самостоятельность).

Р. В. Уайт для тех, кто стремится к высокому мастерству, ввел термин «мотивация эффективности». Он считает, что человек активен потому, что испытывает потребность в эффекте своих действий. Когда попытки приводят к удовлетворению этой потребности, возникает чувство компетентности, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия. Очевидно, что этот вид мотивации близок по смыслу мотивации достижений[32].

Анализируя теории мотивации продуктивной деятельности, Гордеева Т.О. сформулировала целостную (обобщающую) модель процесса мотивации деятельности, состоящую из четырех основных блоков (определенным образом связанных друг с другом). Данная модель описывает конструкты и соответствующие им психологические феномены, которые на сегодняшний день выделены разными исследователями как соответствующие деятельности, ориентированной на достижения[33].

Мотивационно-целевой блок представляет собой систему мотивов, целей и ценностей, запускающих поведенческие, когнитивные и эмоциональные процессы мотивации деятельности, ориентированной на достижение. Он может быть охарактеризован через: выраженность у субъекта мотивов достижения и развития, а также выраженность и конкретное содержание внутренней и внешней мотивации рассматриваемой деятельности; цели, которые ставит перед собой субъект  и его ценности.

Когнитивный блок представляет собой подсистему  включающее в себя, прежде всего представления, о контролируемости процесса и результата деятельности, описываемом через такие конструкты как представления о личной ответственности за успехи и неудачи, вера в свои способности справиться с определенной деятельностью и  ожидания.

Эмоциональный блок  мотивации деятельности достижения может быть охарактеризован через  наличие переживания удовольствия от усилий и особенности эмоциональных реакций, которые демонстрирует субъект при встрече с трудностями и неудачами. В соответствии с моделью Т.О.Гордеевой, такие эмоциональные состояния как тревожность, депрессия и некоторые другие (например, гнев, подавленность, безнадежность выступающие в связи с неуспешностью деятельности), активно изучаемые в психологии, могут быть рассмотрены в качестве предикторов эмоциональных мотивации деятельности[34].

Поведенческий блок мотивации деятельности достижения представляет систему поведенческих компонентов мотивации и может быть охарактеризован через такие психологические конструкты как настойчивость, проявляющуюся во времени уделяемого решению задачи (как в смысле непрерывности работы над задачей, так и в смысле длительности стремления к достижению цели), упорстве в процессе ее решения, а также доведении ее до конца (несмотря на возможные помехи , интенсивность усилий (уровень энергии и энтузиазма); стратегии преодоления трудностей (активные, адаптивные или беспомощные, избегающие) и выбор задач оптимального уровня трудности.

Из данного описания структуры мотивации достижения и составляющих ее компонентов следует, что мотивация достижения  представляет собой сложное когнитивно-аффективное-поведенческое образование и поэтому не кажется удивительным, что понимание этого феномена до сих пор не является полным и непротиворечивым.

Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях других личностных черт.

В 2008 г. совместно с Д. Дербышевой на небольшой выборке студентов-искусствоведов УрГУ  было проведено исследование, направленное на поиск взаимосвязи мотивации достижения с формально-динамическими чертами личности. Оказалось, что мотивация достижения положительно связана с такими свойствами темперамента, как коммуникативная пластичность, скорость  и интеллектуальная эмоциональность.

Совместно с А. Ребасс проводилось исследование взаимосвязи мотивации достижения с нейротизмом и экстраверсией; использовался опросник Г. Айзенка. Согласно полученным данным, экстраверсия положительно связана с мотивацией достижения и отрицательно — с мотивацией избегания неудач. Нейротизм отрицательно связан с мотивацией достижения. В описании особенностей интровертов и лиц с выраженной мотивацией избегания неудач можно обнаружить сходства. Так, например, для интровертов свойствен пессимизм, социальная робость, самокритика, а лица с выраженной мотивацией избегания неудачи склонны недооценивать свои способности [35].

Сходства можно обнаружить и в описаниях экстравертов и людей, мотивированных на достижение успеха. Напористость, активность, импульсивность, оптимистичность, коммуникабельность экстравертов, их склонность к риску и любовь к переменам находят сходство со следующими характеристиками лиц, мотивированных на достижение, описанных Д. Макклелландом[36]. Такие люди чаще (по сравнению с теми, кто мотивирован на избегание неудачи) выбирают технические специальности, в которых результат работы виден сразу и является наглядным и ощутимым, они обладают склонностью к новаторству, для них свойственна большая деятельная активность, высокая (по сравнению с лицами, мотивированными на избегание неудачи) частота миграции. Также экстравертам приписывается высокий уровень стремления к материальному благополучию, а для мотивированных на достижение успеха деньги являются прямым показателем успешности.

Наиболее четко прослеживается связь между мотиваций достижения и самооценкой.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний 

Самооценка =Успех / Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.

У  людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению[37].

Е. В. Козиевская рассматривает феномен мотивации достижения во взаимосвязи с профессиональной деятельностью индивида. В качестве основного критерия при изучении и развитии профессиональной мотивации достижения выступает понятие профессионального мотива достижения, который понимается как образ того качества профессиональной деятельности, которое стало потребностно значимым для профессионала. В качестве критериев развития мотивации автор использует показатели, позволяющие отличить мотивы деятельности достижения от других, выделяемые X. Хекхаузеном. В исследовании был выделен основной фактор, оказывающий влияние на развитие мотивации достижения - профессиональная самооценка. В результате интеграции всех вышеописанных феноменов Е. В. Козиевская разрабатывает функциональную структуру процесса развития мотивации достижения под влиянием профессиональной самооценки в виде следующих этапов:

1. Проблематизация прежней системы мотивации достижения под влиянием отрицательного отношения к соответствию реального и идеального образов «Я - профессионал».

2. Планирование изменений в системе мотивации достижения, осуществляемой на основе идеального образа «Я - профессионал».

3. Реализация этих изменений.

4. Закрепление вновь возникшей системы мотивации достижения на основе положительного отношения к соответствию реального и идеального образов «Я - профессионал» [38]

Таким образом, в основе развития мотивации достижения лежит процесс моделирования успешного идеального образа «Я», и формирование реалистичных представлений о себе, наиболее соответствующих идеальному образу.

 

 

 


Глава  2.  Эмпирическое исследование особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов

 

 

2.1.Организация исследования

Информация о работе Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности студентов