Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ
Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра общей и клинической психологии
4 курс
4 группа
Петрова Екатерина Александровна
Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью
Курсовая работа
Научный руководитель:
Доцент кафедры
общей и клинической психологии
Е. Д. Беспанская-Павленко
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И
ВЫВОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас ежедневно испытывает различные эмоции, сочувствует, сопереживает окружающим, но для каждого индивида характерен определённый уровень эмоциональности, эмоциональной осведомлённости и эмпатии. В нашей работе речь пойдёт об эмпатии и эмоциональном интеллекте, а также об их взаимосвязи со стрессоустойчивостью. Как это может быть взаимосвязано?
Дело в том, что эмпатия - это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Она способствует сбалансированности личности, а если к этому ещё добавить структурные компоненты эмоционального интеллекта, например такие как эмоциональная осведомлённость, умение управлять своими эмоциями, распознование эмоций собеседника и т. д., то мы то мы получим целостную и гармоничную личность. А целостная и гармоничная личность способна лучше переносить стрессовые ситуации и противостоять стрессам.
А противостояние стрессам
в наши дни особенно актуально! Ведь
ежедневно люди становятся участниками
или свидетелями кризисных и
нестандартных ситуаций, подвергаются
воздействию различных
Если у человека развита эмпатия, то это поможет ему быстрее «пропустить через себя» проблему, быстрее пережить и, таким образом, быстрее преодолеть стрессовую ситуацию. Тем более, что у людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта и высоким уровнем эмпатии развита защитно – мобилизационная функция эмоций, которая связана с чувством надвигающейся опасности. Она помогает индивиду вовремя подготовиться к сложной ситуации как на уровне аналитических размышлений о поиске вариантов защиты, так и на уровне психофизиологических изменений в организме ( например в кровь дополнительного количества адреналина и т.д.)
Изучением эмпатии успешно занимался И.М. Юсупов (1993), он выявил различия в эмпатийности между экстерналами и интерналами - у последнихона выше. Также исследованиями в области эмпатии занимались М. Хоффман (1978), он выделил три стадии формирования эмпатических способностей у детей (симпатический дистресс) и Б. Стотлэнд (1971), он установил, что эмпатийность зависит от порядка рождения ребенка и количества детей в семье. Исследованиями эмоционального интеллекта занимались ГоулманДэниел, он исследовал вопросы того, почему люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом быстрее и легче делают карьеру и достигают финансового благополучия, чем те, чей коэффициент интеллекта очень высок, Д.Мэйер и П.Сэловей, которыеопределили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других (1997). Исследованием стресса занимался Б.А. Вяткин, многочисленные исследования психического стресса, выполненные в его лаборотории, позволили представить стресс как системное явление, определяемое рядом условий различного иерархического уровня: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией угрозы и т. д.
В данном же исследовании будет изучаться взаимосвязь всех этих понятий, а именно: эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости у испытуемых.
Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить
уровень стрессоустойчивости
4) Выявить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Методы исследования:
1) Диагностика социальной эмпатии А. Мехрабиана и Н. Эпштейна
2) Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта
3) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге .
Объектом исследования являются: студенты Белорусского Государственного Университета.
Предметом нашего
1)Взаимосвязь эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Гипотеза исследования: у испытуемых с высоким уровнем эмпатии и эмоционального интеллекта уровень стрессоустойчивости выше, чем у испытуемых с низким уровнем эмпатии и эмоциональным интеллектом.
Теоретическая значимость исследования
заключается в уточнении
Практическая значимость: данный материал может успешно использоваться в лекциях по общей и социальной психологии и служить основой для дальнейших исследований в данной области, а также использоваться для составления тренинговых программ в области развития эмпатии, эмоционального интеллкта и стрессоустойчивости. Полученные данные могут быть использованы в деятельности практического психолога с целью оказания психологической помощи в случае формирования определённого уровня эмпатии и эмоционального интеллекта с учётом уровня стрессоустойчивости конкретного индивида, для формирования адекватного отношения к стрессовым ситуациям, а также профилактики психологических проблем.
Методологической основой исследования являются следующие теории и концепции: концепция эмпатийных тенденций И.М. Юсупова, теория К. Роджерса, теория эмпатической способности и опыта Батсона К., концепция взаимосвязи эмпатии и стресса Галопа Р., теория эмоционального интеллекта Н. Холла, стрессовая теория Б.А. Вяткина, концепция биологического стресса Г. Селье.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И
1.1 Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Начнём с определения эмпатии, что обозначает это понятие?
По Р.С. Немову эмпатия – это, сочувствие, понимание психологических состояний других людей. В частных значениях термин эмпатия может означать: 1. Осознание и глубокое понимание человеком чувств, переживаемых другими людьми. 2. Викарную подражательную реакцию, возникающую в ответ на эмоциональное переживание других людей и сопроваждающуюся отражением, повторением их жестов, мимики, пантомимики. 3. Представление и понимание другого человека, той роли, которую он играет. Такое представление важно для морального развития человека. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый процесс коммуникации, посредством которого установки, чувства и суждения передаются от одного человека к другому. 5. В концепции немецкого психолога Т. Липпса (1851-1914) – особый психический акт, в котором субъект проецирует на воспринимаемый предмет своё эмоциональное состояние, испытывая при этом положительные или отрицательные эстетические переживания.[1]
Таким образом, эмпатия –
это способность сочувствовать,
осознавать и понимать психологическое
и эмоциональное состояние
В структуре эмпатии
выделяют различные компоненты.
М. Калиопуска рассматривает
эмпатию как целостный процесс,
2) когнитивный процесс понимания, осмысления внутренней жизни другого человека, способности, принятия роли, позиции другого;
3) сложный аффективно-
4)как взаимодействие
Одним из первых понятие
эмпатии было использовано Титченером
в 1909 году в феноменологическом контексте
как процесса интуитивного восприятия
объекта и события. С пятидесятых
годов эмпатия начинает рассматриваться
как более когнитивный процесс
понимания других личностей в
контексте ситуации (по БатсонК.и
др. 1987). С шестидесятых годов наибольшее
число исследований, касающихся эмпатии,
стало опираться на психотерапевтическую
практику. В этом смысле особую роль
сыграла теория К. Роджерса, в рамках
которой эмпатияопределялась
Начиная с 70-х годов 20 века,
эмпатия рассматривается как
многомерный когнитивно-
Возрастные особенности
эмпатии исследовались Е.И. Изотовой. Общие
тенденции развития эмпатии на протяжении
раннего и дошкольного детства она обозначала
следующим образом:эмпатийные реакции
младенца проявляются в форме эмоциональной
идентификации и осуществляются через
заражение и подражание (синтония). Так,
младенец стремится разделить свои переживания
со взрослым и принимать переживания взрослого.
Раннее детство характеризуется развитием
диапазона эмпатийного реагирования на
объекты и ситуации. Только к трем годам
появляются признаки эмоциональной децентрации
(выделение себя единицей социума), и это
позволяет ребенку дифференцировать свои
переживания как существующие отдельно
от окружающего мира. Несмотря на это,
основным механизмом эмпатии при переходе
от раннего к дошкольному возрасту остается
идентификация. В младшем и среднем дошкольном
возрасте сущность эмпатических переживаний
меняется в связи с дифференцированием
(отделением) себя и партнера как самостоятельных
объектов общения и переживания. Начинает
функционировать механизм эмоционально-
С точки зрения Л.Мерфи, проявление эмпатии у детей зависит от совокупности психологических, психофизиологических, психосоциальных факторов: степень близости с объектом эмпатии и частоты общения с ним (родство, дружба, привязанность), интенсивность стимула эмпатии, предшествующий эмпатийный опыт; индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические качества личности; установки и требования социально-культурного окружения [Ильин, 2001].
Перейдем к рассмотрению когнитивного компонента развития эмоциональной сферы, в частности представлений об эмоциональной сфере человека как «итога чувственного познания мира» [Ананьев, 1960]. Действительно, представления, формируясь и развиваясь в процессе познания, являются результатом многогранной деятельности человека как субъекта познания.
Взаимосвязь эмоциональных представлений с психическими процессами эмпирически обосновывается многими отечественными исследователями [Запорожец, 1981; Ананьев, 1960; Запорожец, Неверович,1986; Бреслав, 1990]. Так, достаточно распространенным является понимание представления как динамического образования, активизация и функционирование которого находится в тесной взаимосвязи с восприятием, мышлением, памятью и имеет определенные интраструктурные составляющие [Былкина, Люсин, 2000].
Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью