Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_za_4_kurs.docx

— 102.27 Кб (Скачать файл)

              БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра общей  и клинической психологии

 

 

 

 

4 курс

 

4 группа

 

 

Петрова Екатерина  Александровна

 

 

 

Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

Доцент  кафедры 

общей и клинической психологии

Е. Д. Беспанская-Павленко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

 

    1. Анализ понятия эмпатии в современной психологии
    2. Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
    3. Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
    4. Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости

ВЫВОДЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый из нас ежедневно  испытывает различные эмоции, сочувствует, сопереживает окружающим, но для каждого  индивида характерен определённый уровень  эмоциональности, эмоциональной осведомлённости  и эмпатии. В нашей работе речь пойдёт об эмпатии и эмоциональном  интеллекте, а также об их взаимосвязи  со стрессоустойчивостью. Как это может быть взаимосвязано?

Дело в том, что эмпатия - это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Она способствует сбалансированности личности, а если к этому ещё добавить структурные компоненты эмоционального интеллекта, например такие как эмоциональная осведомлённость, умение управлять своими эмоциями, распознование эмоций собеседника и т. д., то мы то мы получим целостную и гармоничную личность. А целостная и гармоничная личность способна лучше переносить стрессовые ситуации и противостоять стрессам.

А противостояние стрессам в наши дни особенно актуально! Ведь ежедневно люди становятся участниками  или свидетелями кризисных и  нестандартных ситуаций, подвергаются воздействию различных стрессоров, начиная с пробок на дорогах и  заканчивая террористическими актами. Стресс может привести к расстройствам настроения, нарушениям сна,  головной боли. В результате возникают  проблемы во взаимоотношениях с близкими людьми, человек становится нервным, раздражительным, срывается по пустякам. Делает плохо не только себе, но ещё и окружающим.

Если у человека развита эмпатия, то это поможет ему быстрее «пропустить через себя» проблему, быстрее пережить и, таким образом, быстрее преодолеть стрессовую ситуацию. Тем более, что у людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта и высоким уровнем эмпатии развита защитно – мобилизационная функция эмоций, которая связана с чувством надвигающейся опасности. Она помогает индивиду вовремя подготовиться к сложной ситуации как на уровне аналитических размышлений о поиске вариантов защиты, так и на уровне психофизиологических изменений в организме ( например в кровь дополнительного количества адреналина и т.д.)

Изучением эмпатии успешно  занимался И.М. Юсупов (1993), он выявил различия в эмпатийности между экстерналами и интерналами - у последнихона выше. Также исследованиями в области эмпатии занимались М. Хоффман (1978), он выделил три стадии формирования эмпатических способностей у детей (симпатический дистресс) и Б. Стотлэнд (1971), он установил, что эмпатийность зависит от порядка рождения ребенка и количества детей в семье. Исследованиями эмоционального интеллекта занимались ГоулманДэниел, он исследовал вопросы того, почему люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом быстрее и легче делают карьеру и достигают финансового благополучия, чем те, чей коэффициент интеллекта очень высок, Д.Мэйер и П.Сэловей, которыеопределили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других (1997). Исследованием стресса занимался Б.А. Вяткин, многочисленные исследования психического стресса, выполненные в его лаборотории, позволили представить стресс как системное явление, определяемое рядом условий различного иерархического уровня: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией угрозы и т. д.

В данном же исследовании будет изучаться взаимосвязь всех этих понятий, а именно: эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости у испытуемых.

Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.

Задачи:

1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.

2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.

3)       Установить  уровень стрессоустойчивости испытуемых.

4) Выявить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.

Методы исследования:

1) Диагностика социальной эмпатии А. Мехрабиана и Н. Эпштейна

2)       Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта

3) Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге .

Объектом исследования являются: студенты Белорусского Государственного Университета.

 Предметом нашего исследования  являются:

1)Взаимосвязь эмпатии  и эмоционального интеллекта  со стрессоустойчивостью.

Гипотеза исследования: у испытуемых с высоким уровнем эмпатии и эмоционального интеллекта уровень стрессоустойчивости выше, чем у испытуемых с низким уровнем эмпатии и эмоциональным интеллектом.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понимания взаимосвязи эмпатии и эмоционального интеллекта с понятием стрессоустойчивости и пополнении уже имеющихся теоретических знаний в рамках данной проблемы.

Практическая значимость: данный материал может успешно использоваться  в лекциях по общей и социальной психологии и служить основой  для дальнейших исследований в данной области, а также использоваться для составления тренинговых программ в области развития эмпатии, эмоционального интеллкта и стрессоустойчивости. Полученные данные могут быть использованы в деятельности практического психолога с целью оказания психологической помощи в случае формирования определённого уровня эмпатии и эмоционального интеллекта с учётом уровня стрессоустойчивости конкретного индивида, для формирования адекватного отношения к стрессовым ситуациям, а также профилактики психологических проблем.

Методологической основой  исследования являются следующие теории и концепции: концепция эмпатийных тенденций И.М. Юсупова, теория К. Роджерса, теория эмпатической способности и опыта Батсона К., концепция взаимосвязи эмпатии и стресса Галопа Р., теория эмоционального интеллекта Н. Холла, стрессовая теория Б.А. Вяткина, концепция биологического стресса Г. Селье.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

1.1 Анализ понятия эмпатии в современной психологии

Начнём с определения  эмпатии, что обозначает это понятие?

По Р.С. Немову эмпатия – это, сочувствие, понимание психологических состояний других людей. В частных значениях термин эмпатия может означать: 1. Осознание и глубокое понимание человеком чувств, переживаемых другими людьми. 2. Викарную подражательную реакцию, возникающую в ответ на эмоциональное переживание других людей и сопроваждающуюся отражением, повторением их жестов, мимики, пантомимики. 3. Представление и понимание другого человека, той роли, которую он играет. Такое представление важно для морального развития человека. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый процесс коммуникации, посредством которого установки, чувства и суждения передаются от одного человека к другому. 5. В концепции немецкого психолога Т. Липпса (1851-1914) – особый психический акт, в котором субъект проецирует на воспринимаемый предмет своё эмоциональное состояние, испытывая при этом положительные или отрицательные эстетические переживания.[1]

Таким образом, эмпатия –  это способность сочувствовать, осознавать и понимать психологическое  и эмоциональное состояние других людей.

 В структуре эмпатии  выделяют различные компоненты. М. Калиопуска  рассматривает  эмпатию как целостный процесс,  включающий физиологический, кинестетический,  аффективный, когнитивный и мотивационный  компоненты, существенно и положительно  влияющий на качество общения  и позитивные личностные изменения.  Л. Выговская определяет три  взаимодействующих компонента эмпатии:  когнитивный, аффективный и конативный (поведенческие намерения человека  по отношению к лицу или  объекту поведения, действия, поступка). В трактовке проблемы эмпатии  она выделяет четыре основные  тенденции.В трактовке проблемы  эмпатии она выделяет четыре  основные тенденции. Рассмотрение  эмпатии как:1)эмоционального процесса, переживания аффективного состояния другого человека в ответ на его эмоциональное поведение;

2) когнитивный процесс понимания, осмысления внутренней жизни другого человека, способности, принятия роли, позиции другого;

3) сложный аффективно-когнитивный  процесс;

4)как взаимодействие аффективного, когнитивного и действенного  процесса.

Одним из первых понятие  эмпатии было использовано Титченером в 1909 году в феноменологическом контексте  как процесса интуитивного восприятия объекта и события.  С пятидесятых  годов эмпатия начинает рассматриваться  как более когнитивный процесс  понимания других личностей в  контексте ситуации (по БатсонК.и  др. 1987). С шестидесятых годов наибольшее число исследований, касающихся эмпатии, стало опираться на психотерапевтическую практику. В этом смысле особую роль сыграла теория К. Роджерса, в рамках которой эмпатияопределялась как  способность одного человека помочь другому, зависящая от умения устанавливать  теплые сердечные контакты. По определению  К. Роджерса, эмпатия – это «способность воспринимать внутренний мир другого  человека без потери своего» (Роджерс  К., 1984). Эмпатия стала рассматриваться  в это время как эмоциональное  явление  с различных точек  зрения: а) как переживание каких-либо викарных эмоций; б) переживание одной  личностью эмоций, схожих с эмоциями другой личности; в) как переживание  викарных эмоций, которые конгруэнтны, но не идентичны эмоциям других (Вайсп  Л., 1986).

Начиная с 70-х годов 20 века, эмпатия рассматривается как  многомерный когнитивно-эмоциональный  процесс, направленный на других, но не на себя в зависимости от ряда факторов: опыта переживания стрессовых ситуаций, личностных особенностей, ситуационных эмоциональных состояний, эмпатической способности и опыта ( Батсон К., 1987).    Впоследствии определяется связь эмпатии  как временно-детерминированного многофазного процесса, связанного со стрессом (Галоп  Р. и др., 1990). В  данном контексте  личность, испытывающая дистресс, может  реагировать на него в зависимости  от преобладания альтруистической, либо эгоистической мотивации с включением эмпатического компонента и  без  него. Если она реагирует на дистресс без участия эмпатического компонента, то редуцирует его, как правило, по типу снятия эмоционального напряжения. Если она реагирует на дистресс с использованием эмпатического компонента, то аффилиативные  ее возможности способствуют преодолению  стресса в направлении психосоциального развития. Д. Батсон и его коллеги  полагают, что в процессе коммуникации эмоциональная реакция дистресса, испытываемая одним  из коммуникантов, вызывает потребность ее восприятия другими коммуникантами посредством, по крайней мере, двух противоположных эмоциональных ответов: а) чувства личного дистресса; б) эмоциональной эмпатии. Эти ответы имеют разные мотивационные последствия. Чувства тревоги, беспокойства, напряжения, огорчения, как проявления личного дистресса, вызывают эгоистическую мотивацию улучшения собственного благополучия, редукцию своего собственного викарного негативного возбуждения. Противоположный эмоциональный ответ в виде сочувствия, симпатии, вызывает альтруистическую мотивацию, направленную на улучшение благосостояния другого коммуниканта, редукцию испытываемого им дистресса. В результате эмпатического ответа свое собственное неприятное возбуждение, как правило, уменьшается, хотя в отдельных случаях может оставаться и не редуцированным. Исходя из этой теории, развитые навыков эмпатии на основе альтруистической мотивации, позволяют преодолевать и собственныйдистресс и оказывать помощь в преодолении дистресса сопереживающему лицу. Неразвитость навыков эмпатии предопределяет в ситуации хронического дистресса выбор на основе эгоистической мотивации эмоционального ответа, направленного, прежде всего, на сохранение собственного благополучия, редуцирование собственного эмоционального напряжения.(3)

Возрастные особенности  эмпатии исследовались Е.И. Изотовой. Общие тенденции развития эмпатии на протяжении раннего и дошкольного детства она обозначала следующим образом:эмпатийные реакции младенца проявляются в форме эмоциональной идентификации и осуществляются через заражение и подражание (синтония). Так, младенец стремится разделить свои переживания со взрослым и принимать переживания взрослого. Раннее детство характеризуется развитием диапазона эмпатийного реагирования на объекты и ситуации. Только к трем годам появляются признаки эмоциональной децентрации (выделение себя единицей социума), и это позволяет ребенку дифференцировать свои переживания как существующие отдельно от окружающего мира. Несмотря на это, основным механизмом эмпатии при переходе от раннего к дошкольному возрасту остается идентификация. В младшем и среднем дошкольном возрасте сущность эмпатических переживаний меняется в связи с дифференцированием (отделением) себя и партнера как самостоятельных объектов общения и переживания. Начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивнойдецентрации. Это стимулирует развитие более сложных форм эмпатии (сочувствие, сопереживание, содействие). Старший дошкольный возраст характеризуется специфической формой протекания эмпатийного реагирования. Содержание эмпатийного реагирования в этом возрасте определяет характер мотивации личности.(3)

С точки зрения Л.Мерфи, проявление эмпатии у детей зависит от совокупности психологических, психофизиологических, психосоциальных факторов: степень  близости с объектом эмпатии и  частоты общения с ним (родство, дружба, привязанность), интенсивность  стимула эмпатии, предшествующий эмпатийный опыт; индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические  качества личности; установки и требования социально-культурного окружения [Ильин, 2001].

Перейдем к рассмотрению когнитивного компонента развития эмоциональной  сферы, в частности представлений  об эмоциональной сфере человека как «итога чувственного познания мира» [Ананьев, 1960]. Действительно, представления, формируясь и развиваясь в процессе познания, являются результатом многогранной деятельности человека как субъекта познания.

Взаимосвязь эмоциональных  представлений с психическими процессами эмпирически обосновывается многими  отечественными исследователями [Запорожец, 1981; Ананьев, 1960; Запорожец, Неверович,1986; Бреслав, 1990]. Так, достаточно распространенным является понимание представления  как динамического образования, активизация и функционирование которого находится в тесной взаимосвязи  с восприятием, мышлением, памятью  и имеет определенные интраструктурные составляющие [Былкина, Люсин, 2000].

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью