Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_za_4_kurs.docx

— 102.27 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

 

2.1 Организация  и методологические основы исследования

Мы проводили исследование на студентах Белорусского Государственного Университета. Общее количество испытуемых 31, из них: 22-девушки и 9-юношей, в возрасте от 17 до 24 лет. Таблица первичных эмпирических данных представлена в приложении 1.

Самому младшему испытуемому  – 17 лет, самому старшему – 24 года. Средний возраст испытуемх составляет 20,5 лет.

Средний возраст среди  испытуемых девушек составляет 20,9 лет.

Средний возраст испытуемых среди юношей составляет 19,6 лет.

Для преодоления уровня эмпатии  мы использовали методику

 «Диагностика социальной эмпатии А. Мехрабиана и Н. Эпштейна», взятую изкнигиЩербатых Ю.В. « Психология стресса и методы коррекции».

Предлагаемый опросник американских авторов А. Мехрабиана и М. Эпштейна выявляет самооценку эмпатических способностей в целом ряде жизненных ситуаций.Опросник предназначен для определения уровня эмпатических тенденций.Эмпатия  - постижения эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.Эмпатия предполагает эмоциональные непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи.

Опросник содержит 33 вопроса (утверждения), на которые необходимо ответить положительно,если переживания, мысли, реакции испытуемого соответствую тем, что предложены, либо отрицательно, если не соответствуют.

Порядок работы. Эксперимент  проводится индивидуально или в  группе. В нашем исследовании работа проводилась индивидуально. Затем  экспериментатор напоминает, что  испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

Обработка результатов. После  заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы.Результаты записываются в протокол.

При анализе результатов  эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров:

Ключ:

Ответ

Номера утверждений-предложений

Да

1,5,7,8,9,10,12,14,16,17,18,19,25,26,27,29,31

Нет

2,3,4,6,11,13,15,20,21,22,23,24,28,30,32,33


 

Полученное общее количество совпадений необходимо сравнить с показателями представленными в нижеследующей  таблице.

Таблица 1 – Уровень эмпатических тенденций

 

 

          Пол

                            Уровень эмпатических тенденций

высокий

средний

низкий

очень низкий

Юноши

33-26

25-17

16-8

7-0

Девушки

33-30

29-23

22-17

16-0


 

Выявлено, что уровень  эмпатических тенденций у женщин выше, чем у мужчин, что, вероятно, связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся  в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей  сдержанности и невозмутимости у  мужчин. Необходимо помнить о возможности  развития способностей к эмпатии  по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.

Для определения эмоционального интеллекта была использована методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта.Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: Тест предназначен для оценки таких эмоциональных характеристик, как эмоциональная осведомлённость, умение управлять своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций собеседника.

Тест содержит 30 утверждений, которые необходимо оценить в  баллах следующим образом:

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла).

Порядок работы. Эксперимент  проводится индивидуально или в  группе. В нашем исследовании работа проводилась индивидуально. Затем  экспериментатор напоминает, что  испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

Обработка результатов. После  заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы . Результаты записываются в протокол.

При анализе результатов  эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров:

Характеристики эмоционального интеллекта распределяются следующим  образом:

-эмоциональная осведомлённость  отражена в утверждениях –  1,2,4,17,19,25;

-управление своими эмоциями  – 3,7,8,10,18,30;

-самомотивация – 5,6,13,14,16,22;

-эмпатия – 9,11,20,21,23,28;

-распознавание эмоций  собеседника – 12,15,24,26,27,29.

Рссчитываются суммы баллов ыраженность искомой характеристики тем ярче, чем больше полученная сумма.

Для определения стрессоустойчивости  мы использовали методику определения  стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге .

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных  жизненных событий у более  чем пяти тысяч пациентов. Они  пришли к выводу, что психическим  и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения  в жизни человека. На основании  своего исследования они составили  шкалу, в которой каждому важному  жизненному событию соответствует  определенное число баллов в зависимости  от степени его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения  какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Испытуемым предлагалось внимательно прочтитать весь перечень утверждений  (дан в методике), чтобы иметь общее представление  о том, какие ситуации, события  и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем  повторно прочтить каждый пункт, обращая  внимание на количество баллов, которым  оценивается каждая ситуация. Далее  вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в их жизни, среднее  арифметическое (посчитайте — среднее  количество баллов в 1 год).

Итоговая сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий  об опасности. Подсчитанная сумма имеет  еще одно важное значение — она  выражает (в цифрах) степень стрессовой нагрузки.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу (таблица 1)

 

Таблица 2 – Стрессовые характеристики 

Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости стрессу

150-199

Высокая

200-299

Пороговая

300 и более 

Низкая (ранимость)


 

 Если, к примеру, сумма  баллов - свыше 300, это означает  реальную опасность, возможность  угрозы психосоматического заболевания,  поскольку индивид близок к  фазе нервного истощения. 

Подсчет суммы баллов даёт возможность воссоздать картину  своего стресса. Не отдельные, вроде  бы незначительные события в жизни  явиляются причиной возникновения  стрессовой ситуации, а их комплексное  воздействие.

Все три методики валидны и надёжны, являются достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом. Для выявления связи между эмпатией, эмоциональныминтеллетом и стрессоустойчивостью использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

 

         2.2Эмпирическое изучение эмпатии у студентов

Данные по количественно  – качественному анализу эмпатии можно представить в виде таблицы (таблица 3).

Таблица 3 – Количественно – качественный анализ эмпатии

Эмпатия

АВ

%

Высокая

4

12,9

Средняя

19

61,2

Низкая

8

25,8


 

Исходя из полученных данных, большинство испытуемых обладает средним уровнем эмпатии – это 19  человек, что составляет 61,2%.Для них характерен самоконтроль, однако такие люди также могут и выражать эмоциональные проявления и реакции, для них не характерна особая чувствительность. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. Больше склонны анализировать действия, а не переживания.Характеризуются также отсутствием раскованности чувств, что часто мешает полноценному восприятию людей.

Низким уровнем эмпатии  обладает 8 человек, что составляет 25,8%. Для таких людей характерно затруднения в установлении контактов с людьми; неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих кажутся им непонятными и лишенными смысла. Отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Сторонники точных формулировок и рациональных решений.  Как правило у таких людей мало друзей. Приоритетная ценность в окружающих для таких людей - деловые качества и ясный ум, а не чуткость и отзывчивость. В межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Могут быть продуктивны в индивидуальной работе. Болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на неё бурно не реагировать.

И 4 испытуемых обладают средним  уровнем эмпатии, что составляет 12,9%. Для этих людей характерна чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Нуждаются в социальном одобрении своих действий. Предпочитают больше работать с людьми, чем в одиночку.

Таблицу первичных эмпирических данных по эмпатииможно посмотреть в приложении (см. Приложение …)

 

2.3Эмпирическое изучение эмоционального интеллекта у студентов

Данные по количественно  – качественному анализу эмоционального интеллекта можно представить в виде таблицы (таблица ..).

Таблица 4 – Количественно – качественный анализ эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект

АВ

%

 

Высок.

Средн.

Низк.

Высок.

Средн.

Низк.

Эмоц-я освед-ть

23

8

0

74,1

25,8

0

Упр-е эмоциями

16

6

9

51,6

19,3

29,03

Самомотивация

3

24

4

9,6

77,4

12,9

Эмпатия

10

6

15

32,2

19,3

48,3

Расп-е эмоций

14

6

11

45,1

19,3

35,4


 

Если рассматривать компоненты эмоционального интеллекта (эмоциональная осведомлённость, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций собеседника) можно сделать следующие статистические выводы.

Эмоциональная осведомленность  – этосоздание и постоянное пополнение собственного словаря эмоций; такие люди в большей мере, чем другие осведомлены о своем внутреннем состоянии. Высоким уровнем данной характеристики обладает наибольшее количество испытуемых -23 человека, что составляет 74,1%. Средним уровнем эмоциональной осведомлённости обладает 8 человек – это 25,8%. Низкий уровень не характерен ни для кого из испытуемых нашего исследования.

Управление эмоциями - это способность при необходимости подчинить свои эмоции, чувства и настроения велениям собственного разума.Критерии: умение вызывать эмоцию "в принципе" (то есть получать доступ к состоянию) вызывать эмоцию по желанию в любом контексте, выходить из нее, удерживать ее нужное время ,произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно),отделять одну эмоцию от другой.[Александр Любимов «Управление эмоциями» журнал PSYTOP.comhttp://psytop.com/content/view/276/5/]

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью