Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_za_4_kurs.docx

— 102.27 Кб (Скачать файл)

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место  на работе». В своей книге Гоулман  убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые  сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным  интеллектом лучше принимают  решения, эффективнее действуют  в критических ситуациях и  лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Необходимо признать, что  тема эмоций далеко не нова в научном  мире. Еще за 100 лет до нашей эры  философ ПаблиусСирус сказал: «Управляйте  Вашими чувствами, пока Ваши чувства  не начали управлять Вами», и в  двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи  эмоциональной и когнитивной  сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта  тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь  с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, в последние годы компании все большее внимание уделяют  управлению нематериальными активами наряду с материальными. В этом контексте  эмоции рассматриваются как часть  интеллектуального капитала организации. (17)

Что принципиально новое  содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»?

В первую очередь, ответ кроется, собственно, в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный»  и «интеллект». В бизнесе рациональная и аффективная сферы деятельности традиционно разделялись. Тем не менее, «эмоциональный интеллект» не является оксюмороном. Он подразумевает как  возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать  их, так и необходимость рационального  анализа эмоций и принятия решения  на основе этого анализа. Эмоции несут  в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Вторым принципиально  важным новым моментом в этом подходе  является то, что эмоциональный интеллект  позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно  связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность  подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который  можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в  США и Европе.[Эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект  Сергей Шабанов, Алена Алешина]

Таким образом, исходя из изученного материала, понятие эмоционального интеллекта включает в себя:

возможность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их; возможность иметь доступ и вызывать эмоции, когда они сопровождают мыслительные процессы; возможность понимать эмоции и применять эмоциональные знания; возможность регулировать эмоции с целью продвижения эмоционального и интеллектуального роста.

Эмоциональный интеллект  – это способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов.

1.3Теоретический  анализ понятия стрессоустойчивости

Стресс – это естественный и необходимый компонент любой  деятельности, представляющий собой  систему напряжений, которая возникает  в результате взаимодействия мотивов  деятельности, с одной стороны, и  условий и средств деятельности – с другой. В.С. Мерлин пишет по этому поводу: «Когда человек стремится  удовлетворить какой – либо мотив, он с необходимостью сталкивается с  противодействием… В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная  ситуация. Состояние в трудной  ситуации обозначается как нервное  напряжение , или стресс…»[12].

 Понятие стресса было  введено канадским ученым Г.  Селье. Он определил стресс  как реакцию нервно-психического  напряжения, возникающую в чрезвычайных  обстоятельствах и призванную  мобилизовать защитные силы организма.  Опираясь на взгляды Г. Селье  , стрессом считается лишь такое  состояние, которое  характеризуется  выраженным повышением гормональной  активности по оси «гипофиз  – кора надпочечников».

Существенный выброс стероидных гормонов, обнаружение их экскреции  является объективным показателем  стресса.Г. Селье определил следующие  стадии стресса как процесса :

1) непосредственная реакция  на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная  адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного  процесса (стадия истощения).

Таким образом существуют три основные стадии стресса [10].

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние  организма, его возникновение  предполагает взаимодействие между  организмом и средой;

2) стресс — более напряженное  состояние, чем обычное мотивационное;  оно требует для своего возникновения  восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют  место тогда, когда нормальная  адаптивная реакция недостаточна [10].

На сегодняшний день имеются  хорошо подтвержденные свидетельства  того, что повседневные стрессоры  могут быть причиной высокой степени  личностной тревоги, патогенных воздействий, способствующих появлению психических  симптомов (Kohn P.M., Lafreniere К., Gurevich M., 1991; Lasarus R., 1993; Зингерман А.М., 1973; Китаев-Смык Л.А., 1977). Следует отметить, что при  изучении повседневных сложностей, различные  исследователи приходят к относительно сходным результатам.

На основании литературных исследований В.А. Абабков и М. Перре (2004) пришли к выводу, что все повседневные стрессоры можно условно разделить  на следующие  группы:

– рабочие (излишек работы; конфликты на работе, сжатые сроки  вы-полнения и т. д.);

– межличностные и социальные (конфликты в семье, трения с соседя-ми, лицемерие и т.д.) K. Lettner (1994);

– ролевые, касающиеся совмещения нескольких видов деятельности.

Особое место в жизни  человека занимают макростресссоры, критические  жизненные события – сильные  недлительные раздражители, способные  нарушить равновесие и вызвать сильное  эмоциональное участие.

По мнению Т. Holmes и R. Rahe, которые  ввели это понятие, стрессовое событие  начинается с восприятия какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) раздражения. Стрессовое событие, возникшее под воздействием макрострессоров, способствует развитию «критического восприятия жизненных  переживаний» (Holmes T.H., Rahe R.H., 1967).

Согласно установке S.H.Fillip (1990), критическими жизненные события можно считать в случае соответствия ихследующим критериям:

– их можно датировать и  локализовать во времени и пространстве, выделяя на фоне хронических стрессоров;

– они требуют качественной реорганизации структуры «индивид-окружающий мир»;

– они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не кратковременными эмоциями повседневной жизни, выделяясь  на фоне хронических стрессоров;

– они требуют качественной реорганизации структуры «индивид-окружающий мир»;

– они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не кратковременными эмоциями повседневной жизни.

Также существуют ещё и  хронические стрессоры, к которым, в случае их длительности, можно отнести и атрибуты военных действий. По мнению большинства исследователей, характеризуются не только временными свойствами, но и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, влекущие за собой хроническое напряжение (Pearlin L.I.,1982).

Хроническим стрессором могут  стать дискретные события (например, потеря объекта особой привязанности). Рассматриваемая в последние  годы в качестве отдельной таксономической  единицы категория посттравматического  стрессового расстройства (ПТСР), формообразующим  фактором для которых являются ситуации непредвиденной потери объекта особой привязанности или значимого  другого, может касаться любого из членов общества.

Проведенные исследования среди 350 студентов ставропольских вузов показали неправомерность существующего мнения о легкости и беззаботности студенческих лет. Более чем половине респондентов  потребовались годы на адаптацию к студенческому образу жизни. Они тяжело переживают перемену места жительства, перегрузки, потерю близких, финансовые проблемы, совмещение карьеры и обучения, любовные драмы.  Результаты исследования по определению критериев посттравматического стрессового расстройства по Шкале для клинической дигностики ПТСР (Clinical-administered PTSR Scale-CAPS) показали, что 38%  опрошенных перенесли в течение двух лет смерть близкого человека или развод родителей; у более чем 50%  студентов ухудшились отношения с близкими; 27% пережили любовную драму; у 42%  появились травмы, болезни; у 53%  – значительные финансовые проблемы. В некоторых случаях проблемы оказались множественными, близкими во времени и повторяющимися.

У студентов психотравмирующим  фактором, который учитывается в  клинической психиатрии при определении  характера психогении и может  являться пусковым механизмом реактивной депрессии, считают экзаменационный  стресс (Плотников В.В., 1983; Боканова О. М., 1974; Гиссен Л.Д., 1990; Доскин В. А., 1988; Кемпински Л. 1975; Орел В. Е., 2001;  Самоукина  Н. В. 1999; Щербатых Ю. В. 2000).Студенты первых трех курсов ставропольских вузов к  травмирующим факторам относят перемену места жительства; совмещение работы и обучения; учебные перегрузки; рассогласование между индивидуальными  особенностями, ритмом и характером деятельности; смерть близких; распад родительских пар; финансовые проблемы; совмещение карьеры и обучения; работу, превышающую возможности индивидуума  по объему или степени сложности; финансовые проблемы; состояние здоровья; одиночество; неверие в будущее. Наличие тревожных расстройств  разной интенсивности, по мнению студентов, связано со страхом переживания  ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия; боязнью си-туации проверки знаний (особенно публичной); неверием в достижения, возможности; страхом  не соответствовать ожиданиям окружающих; проблемами и страхами в отношениях с преподавателями. Большинство  обследуемых указывали на постоянство  обнаруженных симптомов и необходимость  помощи психолога. Причем, согласно полученным нами данным, самыми травмирующим факторам оказались те, с которыми студенты  столкнулись впервые: проблемы с  ухудшением состояния здоровья, одиночество, смерть близких, неверие в будущее (Топчий М.В. 2005, 2006, 2007; Чурилова Т.М. 2003, 2004, 2006). Результаты данных исследований согласуются с работой П.Фресса, который почти четыре десятка лет назад выдвинул предположение о том, что стрессогенными условия могут стать в случае, если человек столкнулся с ними  впервые, поэтому оказывается не способным, не готовым действовать адекватно сложившейся обстановке (Фресс П., Пиаже Ж.,1973).(Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. .– Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с.)

Г. Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался  организм в течении своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который  в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального  старения. Любой стресс, особенно вызванный  бесплодными усилиями, оставляет  после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает  признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение  мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Г. Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней [10].

Теперь хотелось бы поговорить об адаптации человека в стрессовых ситуациях. Начнём с того, что такое  адаптация: адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные  системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в  результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма  в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации  достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с  внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс  адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и  обеспечивает формирование нового гомеостатического  состояния, которое позволяет достигать  максимальной эффективности физиологических  функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся  не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также  постоянно должен осуществляется процесс  адаптации. Вышеприведённое относится  в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе « индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

1) Оптимизацию постоянного  воздействия индивидуума с окружением;

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью