Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ
Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ
Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.
Необходимо признать, что
тема эмоций далеко не нова в научном
мире. Еще за 100 лет до нашей эры
философ ПаблиусСирус сказал: «Управляйте
Вашими чувствами, пока Ваши чувства
не начали управлять Вами», и в
двадцатом веке исследованию эмоций
было посвящено множество различного
рода исследований. О взаимосвязи
эмоциональной и когнитивной
сфер психики говорили Платон и Аристотель,
известны также высказывания Л. С. Выготского
о единстве интеллекта и аффекта,
но по-настоящему активное внимание эта
тема привлекла в последнее
Что принципиально новое содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»?
В первую очередь, ответ кроется,
собственно, в названии, а именно
в сочетании слов «эмоциональный»
и «интеллект». В бизнесе рациональная
и аффективная сферы
Вторым принципиально важным новым моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе.[Эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект Сергей Шабанов, Алена Алешина]
Таким образом, исходя из изученного материала, понятие эмоционального интеллекта включает в себя:
возможность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их; возможность иметь доступ и вызывать эмоции, когда они сопровождают мыслительные процессы; возможность понимать эмоции и применять эмоциональные знания; возможность регулировать эмоции с целью продвижения эмоционального и интеллектуального роста.
Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов.
1.3Теоретический
анализ понятия
Стресс – это естественный
и необходимый компонент любой
деятельности, представляющий собой
систему напряжений, которая возникает
в результате взаимодействия мотивов
деятельности, с одной стороны, и
условий и средств деятельности
– с другой. В.С. Мерлин пишет по
этому поводу: «Когда человек стремится
удовлетворить какой – либо мотив,
он с необходимостью сталкивается с
противодействием… В результате
различных внешних и внутренних
противодействий возникает
Понятие стресса было
введено канадским ученым Г.
Селье. Он определил стресс
как реакцию нервно-
Существенный выброс стероидных гормонов, обнаружение их экскреции является объективным показателем стресса.Г. Селье определил следующие стадии стресса как процесса :
1) непосредственная реакция
на воздействие (стадия
2) максимально эффективная
адаптация (стадия
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
Таким образом существуют три основные стадии стресса [10].
Основные черты психического стресса:
1) стресс — состояние
организма, его возникновение
предполагает взаимодействие
2) стресс — более напряженное
состояние, чем обычное
3) явления стресса имеют
место тогда, когда нормальная
адаптивная реакция
На сегодняшний день имеются хорошо подтвержденные свидетельства того, что повседневные стрессоры могут быть причиной высокой степени личностной тревоги, патогенных воздействий, способствующих появлению психических симптомов (Kohn P.M., Lafreniere К., Gurevich M., 1991; Lasarus R., 1993; Зингерман А.М., 1973; Китаев-Смык Л.А., 1977). Следует отметить, что при изучении повседневных сложностей, различные исследователи приходят к относительно сходным результатам.
На основании литературных
исследований В.А. Абабков и М. Перре
(2004) пришли к выводу, что все повседневные
стрессоры можно условно
– рабочие (излишек работы; конфликты на работе, сжатые сроки вы-полнения и т. д.);
– межличностные и социальные (конфликты в семье, трения с соседя-ми, лицемерие и т.д.) K. Lettner (1994);
– ролевые, касающиеся совмещения нескольких видов деятельности.
Особое место в жизни человека занимают макростресссоры, критические жизненные события – сильные недлительные раздражители, способные нарушить равновесие и вызвать сильное эмоциональное участие.
По мнению Т. Holmes и R. Rahe, которые ввели это понятие, стрессовое событие начинается с восприятия какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) раздражения. Стрессовое событие, возникшее под воздействием макрострессоров, способствует развитию «критического восприятия жизненных переживаний» (Holmes T.H., Rahe R.H., 1967).
Согласно установке S.H.Fillip (1990), критическими жизненные события можно считать в случае соответствия ихследующим критериям:
– их можно датировать и локализовать во времени и пространстве, выделяя на фоне хронических стрессоров;
– они требуют качественной
реорганизации структуры «
– они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не кратковременными эмоциями повседневной жизни, выделяясь на фоне хронических стрессоров;
– они требуют качественной
реорганизации структуры «
– они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не кратковременными эмоциями повседневной жизни.
Также существуют ещё и хронические стрессоры, к которым, в случае их длительности, можно отнести и атрибуты военных действий. По мнению большинства исследователей, характеризуются не только временными свойствами, но и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, влекущие за собой хроническое напряжение (Pearlin L.I.,1982).
Хроническим стрессором могут
стать дискретные события (например,
потеря объекта особой привязанности).
Рассматриваемая в последние
годы в качестве отдельной таксономической
единицы категория
Проведенные исследования среди 350 студентов ставропольских вузов показали неправомерность существующего мнения о легкости и беззаботности студенческих лет. Более чем половине респондентов потребовались годы на адаптацию к студенческому образу жизни. Они тяжело переживают перемену места жительства, перегрузки, потерю близких, финансовые проблемы, совмещение карьеры и обучения, любовные драмы. Результаты исследования по определению критериев посттравматического стрессового расстройства по Шкале для клинической дигностики ПТСР (Clinical-administered PTSR Scale-CAPS) показали, что 38% опрошенных перенесли в течение двух лет смерть близкого человека или развод родителей; у более чем 50% студентов ухудшились отношения с близкими; 27% пережили любовную драму; у 42% появились травмы, болезни; у 53% – значительные финансовые проблемы. В некоторых случаях проблемы оказались множественными, близкими во времени и повторяющимися.
У студентов психотравмирующим
фактором, который учитывается в
клинической психиатрии при определении
характера психогении и может
являться пусковым механизмом реактивной
депрессии, считают экзаменационный
стресс (Плотников В.В., 1983; Боканова
О. М., 1974; Гиссен Л.Д., 1990; Доскин В. А., 1988;
Кемпински Л. 1975; Орел В. Е., 2001; Самоукина
Н. В. 1999; Щербатых Ю. В. 2000).Студенты первых
трех курсов ставропольских вузов к
травмирующим факторам относят перемену
места жительства; совмещение работы
и обучения; учебные перегрузки;
рассогласование между
Г. Селье выдвинул весьма
интересную гипотезу о том, что старение
— итог всех стрессов, которым подвергался
организм в течении своей жизни.
Оно соответствует “фазе
Теперь хотелось бы поговорить
об адаптации человека в стрессовых
ситуациях. Начнём с того, что такое
адаптация: адаптация — это динамический
процесс, благодаря которому подвижные
системы живых организмов, несмотря
на изменчивость условий, поддерживают
устойчивость, необходимую для существования,
развития и продолжения рода. Именно
механизм адаптации, выработанный в
результате длительной эволюции, обеспечивает
возможность существования
1) Оптимизацию постоянного
воздействия индивидуума с
Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью