Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ
Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ
2) Установление адекватного
соответствия между
Профессор Ф.Б. Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
1) Ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;
2) Гиперестезические реакции
— тревога нарастает, ранее
нейтральные стимулы
3) Собственно тревога
— центральный элемент
4) Страх — тревога,
конкретизированная на
5) Ощущение неотвратимости
надвигающейся катастрофы —
6) Тревожно-боязливое
Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью [13].
Стрессоустойчивость – совокупность
личностных качеств, позволяющих работнику
переносить значительные интеллектуальные,
волевые и эмоциональные
Н.Н. Данилова говорит
о том, что
Ежедневно мы сталкиваемся
со стрессовыми для нас
На возникновение стресса
влияют различные факторы,к которым
можно отнести врождённую уязвимость
организма ( например склонность к различным
заболеваниям), внешние события, убеждения
человека, его умение совладать со
стрессовой ситуацией, эмоциональная
напряжённость. Влияние первых двух
факторов не всегда подвластно контролю,
однако развитие трансформационных
копинг – стратегий и жизнестойкости
способствует смягчению их последствий
собственно стресса. Эмоциональная
напряженность, которая физиологически
выражается в изменениях эндокринной
системы человека. К примеру, при
экспериментальных
Есть такая наука
как соционика. Это – наука
о переработке информации
Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:
1)Стрессонеустойчивые;
2)Стрессотренируемые;
3)Стрессотормозные;
4)Стрессоустойчивые [13].
Стрессонеустойчивые: характеризует
максимально возможная
Стрессотренируемые: готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно.
Стрессотормозные: отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.
Стрессоустойчивость представляет собой готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер — длительный или мгновенный — они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное является чуждым и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости. То есть такими характеристиками обладают люди со стрессоустойчивым типом.
Формирование стрессоустойчивости
является залогом психического
здоровья людей и непременным
условием социальной
Грисюк С.В., занимающийся
вопросами исследования стресса
и стрессоустойчивости, пишет следующее:
один и тот же раздражитель воздействует
на разных людей неодинаково. В то
время как для одних он превращается
в стрессор и порождает стрессовую
реакцию, другие его просто не замечают.
Это обусловлено
С.В.Гресюком было разработано
несколько психологических
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы ещё раз дадим определение стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость – это устойчивость организма к стрессорам; совокупность личностных качеств, которые позволяют переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные перегрузки, обусловленные особенностями профессиональной или учебной деятельности, без особых вредных последствий для здоровья, окружающих и деятельности.
Определённо можно говорить о том, что существует взаимосвязь между эмпатией, эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью. Ещё раз дадим определение каждому из этих понятий и попытаемся проанализировать их взаимозависимость.
Начнём с эмпатии - это способность сочувствовать,сопериживать, осознавать и понимать как психологическое, так и эмоциональное состояние других людей; это умение вживаться в роль другого человека.
Эмоциональный интеллект — это умение управлять своими эмоциями; способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции.Даниель Гоулмен определял понятие эмоционального интеллекта как способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей.
Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. По Б.Х. Варданяну, стрессоустойчивость - это особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных; это свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и,тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» .(Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983.)
Индивид, у которого хорошо развитаэмпатия быстрее «пропускает через себя» проблему, быстрее переживает её, и, таким образом, быстрее преодолевает стрессовую ситуацию. А индивид с низким уровнем эмпатии, наоборот, ему сложно «пропустить» проблемы, эмоции и переживания через себя, происходит своеобразное «застревание», всё это накапливается и в итоге человек срывается.
У эмпатичной личности
лучше развита
Эмпатия является неотъемлемым компонентом эмоционального интеллекта.Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
У людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта и высоким уровнем эмпатии развита такая эмоциональная функция, как защитно – мобилизационная. Защитно – мобилизационная функция связана с чувством надвигающейся опасности, она помогает индивиду вовремя подготовиться к сложной ситуации на уровне аналитических размышлений о поиске вариантов защиты и на уровне психофизиологических изменений в организме. Она помогает подготовиться к стрессовой ситуации, «настроиться» и оптимизировать свои силы.
Понимание эмоций и умения ими управлять очень важно, ведь от этого во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни. Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе. А улучшение морального климата в коллективе способствует сокращению некоторых стрессовых ситуаций.
В нашем исследовании взаимосвязь данных переменных: эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости выражается в следующей гипотезе: у испытуемых с высоким уровнем эмпатии и эмоционального интеллекта уровень стрессоустойчивости выше, чем у испытуемых с низким уровнем эмпатии и эмоциональным интеллектом.Так как из всего вышесказанного можно понять, что высокий уровень эмоционального интелллекта предполагает высокий уровень развития эмпатии и всё это способствует более лёгкому преодолению стрессовых ситуаций, соответственно более высокому уровню стрессоустойчивости.
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью