Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_za_4_kurs.docx

— 102.27 Кб (Скачать файл)

2) Установление адекватного  соответствия между психическими  и физиологическими характеристиками [2].

Профессор Ф.Б. Березин определил  тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической  адаптации:

1) Ощущение внутренней  напряженности — не имеет ярко  выраженного оттенка угрозы, служит  лишь сигналом ее приближения,  создавая тягостный душевный  дискомфорт;

2) Гиперестезические реакции  — тревога нарастает, ранее  нейтральные стимулы приобретают  негативную окраску, повышается  раздражительность;

3) Собственно тревога  — центральный элемент рассматриваемого  ряда. Проявляется ощущением неопределенной  угрозы. Характерный признак : невозможность  определить характер угрозы, предсказать  время ее возникновения. Часто  происходит неадекватная логическая  переработка, в результате которой  из-за нехватки фактов выдается  неправильный вывод;

4) Страх — тревога,  конкретизированная на определенном  объекте. Хотя объекты, с которыми  связывается тревога могут и  не быть ее причиной, у субъекта  создается представление о том,  что тревогу можно устранить  определенными действиями;

5) Ощущение неотвратимости  надвигающейся катастрофы — нарастание  интенсивности тревожных расстройств  приводит субъекта к представлению  о невозможности предотвращения  грядущего события;

6) Тревожно-боязливое возбуждение  — вызываемая тревогой дезорганизация  достигает максимума, и возможность  целенаправленной деятельности  исчезает [2].

Сегодня под стрессом все  чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Способность  организма справляться с этими  перегрузками как раз и называют стрессоустойчивостью [13].

Стрессоустойчивость – совокупность личностных качеств, позволяющих работнику  переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки ( перегрузки),обусловленные особенностями  профессиональной деятельности, без  особых вредных последствий для  деятельности , окружающих и своего здоровья [6].

 Н.Н. Данилова говорит  о том, что стрессоустойчивость   может   быть   определена   как   способность   человека   переносить большие  физические  и  умственные  нагрузки,  успешно  решать  задачи  в  экстремальных ситуациях    и    даже    сохранять    здоровье    в    среде    с    плохой    экологией.    Качество стрессоустойчивости   зависит   от   функциональной   организации   индивидуального   мозга, которая  определяется  как  его  природными  свойствами,  так  и  влиянием  на  него  средовыхфаторов.[4н]

Ежедневно мы  сталкиваемся со стрессовыми для нас ситуациями, и , зачастую, они возникают независимо от того, хотим мы этого или нет. Но каждый человек реагирует на них  по разному. А. Логачёв пишет, что  по степени сопротивляемости человека стрессирующим нагрузкам можно  выделить четыре группы стрессоустойчивости. Эти группы образуются от двух пар  признаков: «рациональность - иррациональность»  и «правые - левые». Рационалы –  это такой тип людей, которые  ведут размерянный образ жизни  и не любят, когда вмешиваются  в их планы. А иррационалы –  это люди, которые легко и быстро переключаются между делами, процессами и событиями. Например, если приглашать в гости рационала и иррационала, то рационала следует пригласить заблаговременно, а иррационалиста  следует приглашать в гости по принципу «здесь и сейчас», скорее всего он очень быстро согласится.Что касается признаков «правые - левые» - это настрой на процесс и результат. Правые – это такие люди, которые долго переживают стрессовые ситуации, желание быстро выйти из стрессовой ситуации выражено слабо, а левые – это люди, которые быстро переживают стресс, у них ярко выражен настрой на результат и желание быстро выйти из стрессовой ситуации [13].

На возникновение стресса  влияют различные факторы,к которым  можно отнести врождённую уязвимость организма ( например склонность к различным  заболеваниям), внешние события, убеждения  человека, его умение совладать со стрессовой ситуацией, эмоциональная  напряжённость. Влияние первых  двух факторов не всегда подвластно контролю, однако развитие трансформационных  копинг – стратегий и жизнестойкости способствует смягчению их последствий  собственно стресса. Эмоциональная  напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной  системы человека. К примеру, при  экспериментальных исследованиях  в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся  в нервном напряжении, тяжелее  переносят вирусные инфекции. В таких  случаях необходима помощь квалифицированного психолога [9].

 Есть такая наука  как соционика. Это – наука  о переработке информации человеческим  интеллектом, позволяющая прогнозировать  поведение человека в самых  разнообразных ситуациях, в том  числе стрессовых.

Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы:

1)Стрессонеустойчивые;

2)Стрессотренируемые;

3)Стрессотормозные;

4)Стрессоустойчивые [13].

Стрессонеустойчивые: характеризует  максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение  и адаптироваться под внешний  мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них — стресс.

Стрессотренируемые: готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются  трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда  это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают  в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных  ситуаций «стрессотренируемые» привыкают  и начинают реагировать на стрессы  более спокойно.

Стрессотормозные: отличаются жесткостью своих жизненных принципов  и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они  принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и  однократное изменение той или  иной сферы их жизни, например, резко  сменить работу. Если же стрессы  следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они  постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

Стрессоустойчивость представляет собой готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой  бы характер — длительный или мгновенный — они ни носили. Наоборот, все  стабильное и заранее предопределенное является чуждым и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости. То есть такими характеристиками обладают люди со стрессоустойчивым типом.

 Формирование  стрессоустойчивости   является   залогом   психического  здоровья людей и непременным  условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих  в обществе. Нарастающие  нагрузки, в том числе психические, на  нервную систему и психику  современного человека приводят  к формированию эмоционального  напряжения, которое выступает   одним из главных факторов  развития различных заболеваний.  В  настоящее  время  на  передний  план  выходит  забота  о  сохранении  психического   здоровья   и формировании стрессоустойчивости  современного человека. Путь к  психическому здоровью – это  путь  к  интегральной  личности,  не  разрываемой изнутри конфликтами  мотивов, сомнений, неуверенностью  в себе. На  этом  пути  важно  познавать особенности своей  психики, что позволит не  только  предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье,  но  и   совершенствовать  самих себя  и свое взаимодействие с внешним  миром [14].

Грисюк С.В., занимающийся вопросами исследования стресса  и стрессоустойчивости, пишет следующее: один и тот же раздражитель воздействует на разных людей неодинаково. В то время как для одних он превращается в стрессор и порождает стрессовую реакцию, другие его просто не замечают. Это обусловлено индивидуальными  личностными различиями. В конечном счёте все определяет система  ценностей личности, проявляющаяся  в соответствующих чертах и свойствах. Иначе говоря, людей можно сравнивать между собой с точки зрения присущих им индивидуальных уровней  стрессоустойчивости. При этом, пожалуй, одним из самых интересных вопросов становится определение основных направлений  изменения личности в целях повышения  уровня ее стрессоустойчивости. За последние 20 лет в ходе реализуемой  программы  исследования стрессоустойчивости  под руководством С.В. Гресюка было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих  на территории стран СНГ. При этом удалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую  описывать, объяснять и предсказывать  поведение людей в разнообразных  стрессовых ситуациях. Не вдаваясь в  детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что более высокий  уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых  преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование  ценностей материального характера  приводит к снижению уровня стрессоустойчивости  и формированию своеобразнойстрессозависимости. Последняя выражается в появлении  особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Это данность мира, которую невозможно изменить. Из множества изученных черт и  свойств личности наиболее мощными  факторами повышения уровня стрессоустойчивости  являются общий энергетический потенциал  личности, уровень развития интуиции, уровень развития логических способностей, эмоциональная зрелость личности, в  том числе входящие в данный сложный  фактор эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля; пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям), тип темперамента (сильный тип высшей нервной деятельности по И.П.Павлову), уровень развития рефлексии  и др. На основе полученных результатов  были разработаны тестологические  инструменты, которые позволяют  с высокой степенью надежности и  достоверности выделять из массы  людей тех, кто обладает повышенной стрессоустойчивостью. Это чрезвычайно  важно, особенно при решении задач, связанных с подбором персонала. Вообще говоря, любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера, прямо и непосредственно  связана с уровнем стрессоустойчивости. Она тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Сниженная стрессоустойчивость, напротив, приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Принципиальное значение данный параметр получает в связи с требованиями, которые предъявляются особенностями некоторых профессий, спряженных, прежде всего, с повышенной ответственностью. К числу таких профессий можно отнести, в первую очередь, управление различными видами транспорта (авиационного, водного, железнодорожного, автомобильного), обеспечение безопасности, медицинскую и преподавательскую деятельность и т.д. Разумеется, в процессе отбора кандидатов для работы в указанных профессиональных областях приходится учитывать десятки, иногда сотни, личностных черт и свойств, но стрессоустойчивость при этом непременно является одним из важнейших параметров [13].

С.В.Гресюком было разработано  несколько психологических технологий, которые позволяют существенно  повысить уровень стрессоустойчивости  личности. В ходе специально ориентированных  семинаров-тренингов продолжительностью от 2 до 6 дней участники имеют возможность  развить данное свойство, обеспечив  тем самым большую независимость  от повседневных раздражителей, которые  до занятий, как правило, выступали  в качестве стрессоров. Обретенная таким образом стрессоустойчивость, во-первых, обусловливает значительное повышение уровня эффективности  профессиональной деятельности, во-вторых, обеспечивает кардинальное изменение  образа и качества жизни [13].

Таким образом, исходя из всего  вышесказанного, мы ещё раз дадим определение стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость – это устойчивость организма к стрессорам; совокупность личностных качеств, которые позволяют переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные перегрузки, обусловленные особенностями профессиональной или учебной деятельности, без особых вредных последствий для здоровья, окружающих и деятельности.

 

 

 

    1. Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости

Определённо можно говорить о том, что существует взаимосвязь  между эмпатией, эмоциональным интеллектом  и стрессоустойчивостью. Ещё раз дадим определение каждому из этих понятий и попытаемся проанализировать их взаимозависимость.

Начнём с эмпатии - это способность сочувствовать,сопериживать, осознавать и понимать как психологическое, так и эмоциональное состояние других людей; это умение вживаться в роль другого человека.

Эмоциональный интеллект  — это умение управлять своими эмоциями; способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции.Даниель Гоулмен определял понятие эмоционального интеллекта как способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей.

Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. По Б.Х. Варданяну, стрессоустойчивость - это особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных; это свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и,тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» .(Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983.)

Индивид, у которого хорошо развитаэмпатия быстрее «пропускает через себя» проблему, быстрее переживает её, и, таким образом, быстрее преодолевает стрессовую ситуацию. А индивид с низким уровнем эмпатии, наоборот, ему сложно «пропустить» проблемы, эмоции и переживания через себя, происходит своеобразное «застревание», всё это накапливается и в итоге человек срывается.

 У эмпатичной личности  лучше развита стрессоустойчивость,  которая связана с ресурсом личности, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, которые обеспечивают виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования и адаптации.

Эмпатия является неотъемлемым компонентом эмоционального интеллекта.Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

 У людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта и высоким уровнем эмпатии развита такая эмоциональная функция, как защитно – мобилизационная. Защитно – мобилизационная функция связана с чувством надвигающейся опасности, она помогает индивиду вовремя подготовиться к сложной ситуации на уровне аналитических размышлений о поиске вариантов защиты и на уровне психофизиологических изменений в организме. Она помогает подготовиться к стрессовой ситуации, «настроиться» и оптимизировать свои силы.

Понимание эмоций и умения ими управлять очень важно, ведь от этого во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни. Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе. А улучшение морального климата в коллективе способствует сокращению некоторых стрессовых ситуаций.

В нашем исследовании взаимосвязь  данных переменных: эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости  выражается в следующей гипотезе: у испытуемых с высоким уровнем эмпатии и эмоционального интеллекта уровень стрессоустойчивости выше, чем у испытуемых с низким уровнем эмпатии и эмоциональным интеллектом.Так как из всего вышесказанного можно понять, что высокий уровень эмоционального интелллекта предполагает высокий уровень развития эмпатии и всё это способствует более лёгкому преодолению стрессовых ситуаций, соответственно более высокому уровню стрессоустойчивости.

 

 

ВЫВОДЫ

Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие  выводы:

  1. Эмпатия– это способность и умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого; когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека; способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека. Она способствует сбалансированности личности.  Р.С. Немов определяет эмпатию как, сочувствие, понимание психологических состояний других людей.
  2. Эмоциональный интеллект – это умение управлять своими эмоциями; включает в себявозможность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их; возможность иметь доступ и вызывать эмоции; возможность понимать эмоции и применять эмоциональные знания; возможность регулировать эмоции с целью продвижения эмоционального и интеллектуального роста.
  3. Стрессоустойчивость - это свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и,тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности . Это совокупность личностных качеств, позволяющих индивиду переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные перегрузки, без особых вредных последствий для деятельности , окружающих и своего здоровья
  4. Развитый эмоциональный интеллект и соответствующий ему высокий уровень эмпатии способствуют более быстрому преодолению и предупреждению стрессовой ситуации.

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью