Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_za_4_kurs.docx

— 102.27 Кб (Скачать файл)

М. Зайднер с соавторами исследовали, что влияет на уровень эмоционального интеллектаи предложили модель, которая объясняет индивидуальные различия в саморегуляции с точки зрения особенностей онтогенетического развития и показывает, как они влияют на уровень эмоционального интеллекта. Во-первых, на эмоциональный интеллект влияют темпераментальные свойства, такие, как эмоциональная устойчивость и контроль своего социального поведения. Во-вторых, дети по-разному присваивают культурные правила относительно того, какие эмоции следует испытывать, как их выражать и как ими управлять. В-третьих, в более старшем возрасте ребенок начинает осознавать себя как социального субъекта, который находится в социокультурном контексте, определенным образом влияющем на эмоциональное поведение его самого и других людей (Saarni, 1999). Кроме того, различные типы эмоциональной компетентности связаны с разными психологическими конструктами. Методики на измерение эмоционального интеллекта, основанные на самоотчете, больше связаны с темпераментом, а тесты эмоционального интеллекта - с конкретными приобретенными навыками в эмоциональной сфере. [2]

Р.Д. Робертс с соавторами отмечают связь эмоционального интеллекта с адаптацией, однакозначение эмоционального интеллекта для адаптации остается не совсем ясным. Особенно много вопросов возникает в связи с теми заданиями, которые используются в тестах. Например, действительно ли способность точно определять эмоцию по выражению лица на картинке позволяет более эффективно выстраивать социальные взаимодействия? Существующие исследования пока не позволяют дать однозначные ответы на подобные вопросы. Одним из активно изучаемых аспектов адаптации является совладание. Например, Р. Бар-Он (Bar-On, 2000) связывает высокий эмоциональный интеллект со стратегиями совладания, направленными на проблему, считая их наиболее адаптивными. Низкий эмоциональный интеллект связывается им со стратегиями совладания, направленными на эмоции или на избегание проблем. Кажется парадоксальным, что люди с высоким эмоциональным интеллектом должны, согласно этим взглядам, избегать совладания, направленного на эмоции. На самом деле относительная эффективность разных стратегий совладания находится под вопросом (Matthews, Zeidner, 2000). Стратегии, сосредоточенные на проблеме, нередко оказываются более эффективными, чем стратегии, сосредоточенные на эмоциях. Однако есть много исключений из этого правила, так как одна и та же стратегия может успешно работать в одном контексте и оказываться малоэффективной в другом. К тому же часто невозможно четко определить степень эффективности той или иной стратегии, приходится оставаться на уровне приблизительного качественного описания.(19)

Эмоциональный интеллект  – это не данность, это такой  же навык, как, например, умение считать  или ездить на велосипеде. И как  любой навык, его можно и нужно развить. Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более.

Любая негативная эмоция –  ошибка в картине мира человека. Картина мира означает множество убеждений человека о том, что из себя представляет наш мир. Как только любые два убеждения начинают противоречить друг другу – это вызывает негативную эмоцию. Например, человека есть глубокое убеждение "обманывать плохо", и в то же время другое убеждение "сейчас я должен обмануть". Сами по себе эти убеждения не несут никакого негатива, но вот если они начинают крутиться в голове одновременно..., то появляется море негативных эмоций: страх принять решение и ошибиться, вина за любое из двух решений, подавленность, злость на себя, гнев на людей, которые участвуют в ситуации и т.д.[]

Развитый эмоциональный  интеллект позволяет за морем  негативных эмоций увидеть их причину (конфликт нескольких убеждений), причину  этой причины и т.д., после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать  на неё разумно, а не под воздействием "внутренних пружинок".[]

Другими словами, эмоциональный  интеллект позволяет быстро разобраться  с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

В своей статье белорусский  психолог Ирина Андреева из Полоцкого  государственного университета, которая  уже много лет занимается проблемой  эмоционального интеллекта, проанализировала результаты множества разных исследований и попыталась разобраться в том, что же все-таки влияет на EQ.

Например, в одном из исследований обнаружилось, что уровень эмоционального интеллекта ребенка связан с аналогичным  качеством его матери, но с отцовскими характеристиками связь не прослеживается. Это явный аргумент против «генетической» теории в пользу «воспитательной», ведь гены наследуется от родителей  в равной степени, а возится с ребенком больше мать.

Но, с другой стороны, уставлена  четкая связь между EQ и доминированием правого или левого полушария  мозга, которое во многом задается от рождения. Как известно, людей можно  условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и  т. д.) и «левополушарных» (они более  рациональны, у них получше с  математикой, логикой и прочими  точными дисциплинами). Согласно некоторым  исследованиям, у правополушарных  с эмоциональным интеллектом дело обстоит гораздо лучше.

Еще одна зависимость: чем  выше уровень образования родителей  и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Но здесь сложно понять, что причина, а что следствие. Возможно, родители стали богатыми благодаря своей врожденной эмоциональности, и эти гены они передали своему чаду. Но есть и другой вариант: обеспеченная и образованная семья больше занимается с ребенком, более гуманно его  воспитывает, и в результате у него высокий EQ.(20)

В любом случае воспитание в детстве — один из ключевых факторов. «Склонность родителей  к обсуждению эмоциональных проблем  способствует лучшему пониманию  ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции... В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям в жизни ребенка, сколько к  его переживаниям», — пишет Ирина Андреева.

Отдельно психологи рассматривают  половой вопрос: насколько ребенку  прививают качества, свойственные мальчикам  или девочкам. Выяснилось, что ни чисто мужской, ни чисто женский  характер не способствует высокому EQ. Наилучший вариант — это андрогинность, то есть сочетание качеств обоих  полов. Андреева утверждает: «Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться  в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления сопереживания и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения у взрослых. Андрогинные испытуемые в зависимости от ситуации могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми».

И. Андреева практически не рассматривает повышение эмоционального интеллекта у взрослых людей. Хотя считается, что всё же существуют некоторые способы развития эмоционального интеллекта. Но скоре всего, эти способы позволяют лишь немного скорректировать и повысить уровень эмоционального интеллекта (это касается взрослых людей). Что может способствовать развитию эмоционального интеллекта? Во – первых необходимо расширять свой словарный запас, так как именно это помогает к отличать одни чувства от других, в том смысле, что для каждого чувства есть своё «название», ведь нельзя распознать чувство, если человек не знает как оно называется.(20)

Окружающие – это неиссякаемый источник разнообразия эмоционального реагирования. Наблюдение за окружающими может не мало нам дать: можно наблюдать за тем как и какими способами другие люди реагируют на требования, на претензии, на приятные новости, на агрессию, на комплименты, найти для себя новые способы реакции на типовые ситуации.

Ещё эмоциональный интеллект  связан с локусом контроля. И развитие локуса контроля ведёт к развитию эмоционального интеллекта.Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены  в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности. Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях, и доля психологической зависимости от обстоятельств.Считается, что внутренний локус контроля сильно способствует развитию эмоционального интеллекта.(18)

Эмоциональный интеллект  является одной из важнейших черт и способностей личности, обеспечивающих ее внутреннее равновесие, уверенность  в себе, а также успешность ее взаимодействия с окружающими. Умение понимать и управлять эмоциями является основой для самосознания, саморегуляции, эмпатии и различных социальных навыков, необходимых во всех сферах социальной жизни, в том числе  и в профессиональной деятельности. Эмоциональный интеллект является особенно востребованным в работе, связанной с постоянным общением и руководством коллективом. Так, для  эффективного управления сотрудниками руководителю необходимо, с одной  стороны, задавать общий эмоциональный  настрой, а с другой стороны –  сохранять собственное спокойствие  и здоровье, не поддаваясь стрессу. Неспособность руководителя справляться  с собственными эмоциями, а также  влиять на эмоции своих подчиненных  для создания оптимальной атмосферы  в группе может приводить к  развитию у него синдрома эмоционального выгорания, снижающего его работоспособность  и отражающегося на деятельности всего коллектива. В связи с  этим ощущение руководителем психологического комфорта, его умение создавать и  поддерживать данное состояние является важной и необходимой предпосылкой эффективности деятельности группы в целом.Панкова Т.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя. (2010 - N 2(10) English version:Pankova T.A. The role of emotional intelligenceinleadershipeffectivenessМосковскийгосударственныйуниверситетим.М.В.Ломоносова, Москва, Россия)

С эмоциональным интеллектом связана эмоциональная компетентность и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Широкую популярность понятие  эмоционального интеллекта приобрело  благодаря ДэниэлуГоулману, известному журналисту «NewYorkTimes», чья книга «EmotionalIntelligence»  произвела настоящий фурор в  США 10 лет назад, в 1995 году. Как журналист, он сумел донести до общественности научную новинку с помощью  своих книг и статей на эту тему. (18)

На данный момент книга  только в США продана тиражом  свыше 5 млн. экз. и переведена на большинство  языков мира. Чем же вызвана столь  огромная популярность этой, казалось бы, тысячной книги типа «Как стать успешным»?

Весь двадцатый век  прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и  технических способностей оценивали  перспективы человека на успех в  жизни. Наши люди раньше американцев  усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой  умный, то почему такой бедный?» ДэниэльГоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в  разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман  объясняет это тем, что для  того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы  поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной  лестнице, надо уже что-то другое. Когда  в многочисленных исследованиях  сравнивали, чем же лидеры-"звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать  на способности другого рода, связанные  с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ getsyouhired, but EQ getsyoupromoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь  на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру).

Концепция эмоционального интеллекта — пожалуй, единственная теория в  менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман доступно объясняет, как  миндалевидное тело — эмоциональный  центр мозга — оказывает влияние  на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление.

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью