Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_za_4_kurs.docx

— 102.27 Кб (Скачать файл)

Для большинства испытуемых – 16 человек, характерен высокий уровень управления эмоциями, что составляет 51,6%. Для меньшинства испытуемых характерен средний уровень управления эмоциями - 6  человек, что составляет 19,3%. И низкий уровень управления эмоций характерен для 9 испытуемых, что составляет   29,03%.

Самомотивация - подталкивание  себя к исполнению назначенных целей.Самомотивация - это прежде всего необходимый  компонент для продуктивной деятельности. Это такой вид мотивации, когда  стимул делать что-то продиктован не внешними обстоятельствами, а внутренними мотивами. Когда  есть самомотивация, то делаешь то, что нужно делать и не заставляешь себя. Это внутренний двигатель, который ведет к намеченным целям. Наибольшее количество испытуемых обладает средним уровнем самомотивации – 24 человека – 77,4%. Наименьшее количество испытуемых обладает высоким уровнем самомотивациии – 3 человека, что составляет 9,6%. И средний уровень самомотивации характерен для 4 испытуемых, что составляет 12,9%.

Эмпатия (от англ. Empathy) — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого. Для большинства испытуемых характерен низкий уровень эмпатии – 15 человек, что составляет 48,3%. Наименьшее количество испытуемых имеют средний уровень эмпатии, это 6 человек, соответственно 19,3%. Высоким уровнем эмпатии обладает 10 испытуемых, что составляет 32,2%.

Распознавание эмоций собеседника – умение понять и определить эмоциональный настрой собеседника;умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Для большинства испытуемых характерен высокий уровень распознавания эмоций собеседника, это 14 человек, что составляет 45,1%. Средний уровень распознавания эмоций характерен для меньшинства опрошенных – всего 6 человек, соответственно 19,3%. Низким уровнем распознавания эмоций обладают 11 человек, что составляет 35,4%.

2.4Эмпирическое изучение стрессоустойчивости у студентов

Данные по количественно  – качественному анализу стрессоустойчивости  можно представить в  виде таблицы (таблица ..).

Таблица 5 – Количественно – качественный анализ стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость

АВ

%

Высокая

13

41,9

Пороговая

10

32,2

Низкая

8

25,8


 

 Большинство испытуемых обладает высоким уровнем стрессоустойчивости – это 13 человек, что составляет 41,9%. Для этих людей характерна низкая степень стрессовой нагрузки, энергию и ресурсы эти люди не тратят на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая  деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее.

Пороговую стрессоустойчивость имеют 10 человек, что составляет 32,2%. Для них характерна средняя степень стрессовой нагрузки. Их стрессо-устойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена свою энергию и ресурсы тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

Низкую стрессоустойчивость  имеет наименьшее количество испытуемых, всего 8 человек, что составляет 25,8%.Они обладают низкой степенью стрессоустойчивости (ранимостью). Это приводит к тому, что личность вынуждена почти всю свою энергию тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса, эти люди больше подвержены нервному истощению.

 Таблицу первичных  эмпирических данных по стрессоустойчивости  можно посмотреть в приложении (см. Приложение …)

 

2.5Анализ взаимосвязи уровня эмпатии и эмоционального      интеллекта со стрессоустойчивостью у студентов

Для статистической обработки  данных был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена. После обработки  сырых данных были получены следующие  результаты (см. Приложение … )

Анализируя данные таблицы  Спирмена по уровню эмпатии, эмоциональному интеллекту и стрессоустойчивости (см. Приложение … ) была выявлена статистически значимая сильная, прямая зависимость междуэмпатией и стрессоустойчивостью, т.к. р=0,00…, то существует статистически значимая зависимость; R=0,833, что означает, что зависимость между этими переменными (8 и 9) сильная; r= 0,833, что говорит о том, что зависимость прямая. а уровень эмпатии, соответственно, взаимосвязан с уровнем стрессоустойчивости. Таким образом, эмпатия и стрессоустойчивость находятся в статистически значимой сильной прямопропорциональной зависимости, что означает. Что чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень стрессоустойчивости.

Был проведён количественно  качественный анализ эмпатии и стрессоустойчивости.

Таблица 6 – Количественно  – качественный анализ эмпатии и  стрессоустойчивости

Стр-ть Эмпатия

АВ

%

Высок.ур. эмпатии и выс. ур. стр-ти

5

16,1

Сред.ур. эмпатии и ср. ур. стр-ти

10

32,2

Низк. ур. эмпатии  и низк. ур. стр-ти

8

25,8

Средн. ур. эмпатии  и высок.ур. стр-ти

8

25,8


 

Для большинства испытуемых 32,2% - 10 человек, характерен средний уровень эмпатии и средний уровень стрессоустойчивости. Наименьшее количество испытуемых 16,1% - 5 человек, обладают высоким уровнем эмпатии и высокой стрессоустойчивостью. Низким уровнем эмпатии и низким уровнем стрессоустойчивости обладает 25,5% - 8 человек и для них характерен низкий уровень эмпатии и стрессоустойчивости. И ещё 8 человек, что составляет также 25,5% обладают средним уровнем эмпатии и высоким уровнем стрессоустойчивости.

В ходе исследования не выявилось прямой взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью, что можно связать с небольшой выборкой, т.к. эмпатия является составным компонентом эмоционального интеллекта.

Что касается эмоционального интеллекта, то его переменные коррелируют  друг с другом. А именно : эмоциональная  осведомлённость с самомотивацией, эмпатией и распознаванием эмоций. Управление эмоций с самомотивацией. Самомотивация с эмпатией и распознаванием эмоций. Эмпатия с распознаванием эмоций. Т. е. все переменные эмоционального интеллекта взаимосвязаны между  собой.

Мы посмотрели различия по критериюМанна-Уитни (приложение…) по полу и управлению эмоциями (компонент эмоционального интеллекта). Значения полученные по критерию Манна – Уитни позволяют сделать вывод о наличии статистически значимых различий в отношении зависимости уровня управления эмоциями от пола, у девушек уровень управления эмоциями выше, чем у парней (р<0,05, р=0,03).

Среднеарифметический показатель по эмоциональному интеллекту составляет: по эмоциональной осведомлённости  – 1,8, что означает, что выборка представлена в среднем испытуемыми со средним уровнем эмоциональной осведомлённости.

По управлению эмоциями –  2,6 – средним уровнем управления эмоциями.

По самомотивациии – 2,1 – средним уровнем самомотивации.

По эмпатии – 1,9 (=2) – средним уровнем эмпатии.

По распознаванию эмоций собеседника – 2,0

Среднеарифметический показатель по эмпатии составляет – 2,1, что означает, что выборка в среднем представлена испытуемыми преимущественно сосреднем  уровнем эмпатии.

Среднеарифметический показатель по стрессоустойчивости составляет – 1,7, если округлять, то = 2, т. е. в среднем выборка представлена испытуемыми со средним уровнем стрессоустойчивости.

Таким образом, следует сказать, что наша гипотеза, о том, что чем  выше уровень эмпатии и эмоционального интеллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости  подтвердилась частично, т. к. выявлена прямая взаимосвязь между уровнем эмпатии и стрессоустойчивости (а эмпатия является компонентом эмоционального интеллекта), что доказывает часть нашей гипотезы: чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень стрессоустойчивости.

 

ВЫВОДЫ

1)Большинство испытуемых обладает средним уровнем эмпатии – это 19 человек, что составляет 61,2 %; средним уровнем эмпатии обладает 4 человека, что составляет 12,9%; низким уровнем эмпатии обладает 8 человек, что составляет 25,8%.

2)Наибольшее количество испытуемых обладаетвысоким уровнем стрессоустойчивости – это 13 человек, что составляет 41,9%; пороговую стрессоустойчивость имеют 10 человек, что составляет 32,2%; низкую стрессоустойчивость имеет наименьшее количество испытуемых, всего 8 человек, что составляет 25,8%.

3)В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь между эмпатией и стрессоустойчивостью.

4)По результатам нашего эмпирического исследования частично подтвердилась наша гипотеза о том, что чем выше уровень эмпатии и эмоционального интеллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав психологическую  литературу по проблеме взаимосвязи уровня эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости, можно сделать следующие выводы:

Эмпатия – это, сочувствие, понимание психологических состояний других людей.

Эмоциональный интеллект  - это способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов.

Стрессоустойчивость представляет собой готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер — длительный или мгновенный — они ни носили.

Т.к. уровень эмпатии является компонентом эмоционального интеллекта, а стрессоустойчивость напрямую зависит от уровня эмпатии, то можно констатировать, что эти три переменыевзаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Наша гипотеза частично подтвердилась.

Наше эмпирическое исследование подтвердилось теоретической частью.

- На основании проведённого  исследования можно констатировать, что по полученным первичным данным выявляется следующая тенденция:  чем выше уровень  эмпатии, тем выше уровень стрессоустойчивости.

- В результате обработки  эмпирических данных в программе  STATISTICA  6.0 мы обнаружили статистически значимые взаимосвязи между изучаемыми переменными (при использовании коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Таким образом, наша гипотеза о том, что чем выше уровень эмпатии и эмоциональногоинетллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости, подтвердилась в нашем исследовании частично.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Батаршев, А.В. Темперамент  и характер. Психологическая диагностика  / А.В. Батаршев. -Москва: владосс пресс, 2001. -7с.

2) Березин, Ф.Б. Психологическая  и психофизиологическая адаптация  человека /Ф.Б. Березин. - Ленинград:  ССР,  1988. -12с.

3) Вяткин, Б.А.  Роль темперамента  в спортивной деятельности / Б.А.  Вяткин.  - Москва: ФиС, 1978. -56с.

4) Вяткин, Б.А. Темперамент,  стресс и успешность деятельности  спортсмена  в соревнованиях / Б.А. Вяткин. -  Москва: ФиС, 1972. -110с.

5) Гуревич, К.М. Профессиональная  пригодность и основные свойства  нервной системы / К.М. Гуревич.  – Москва : Педагогика, 1971.

6) Кирпиченко, А.А.Основы  медицинской психологии /А.А. Кирпиченко. - Минск :Вышэйшая школа, 1998. –  84с.

7)Козубовский, В.М. Общая  психология: личность / В.М. Козубовский. -  Минск :Амалфея ,2008. – 80с.

8) Купер, Л.К. Методика  исследования стресса у спортсменов  /Л.К.Купер

9) Леонтьев ,Д.А.Структура  и диагностика личностного потенциала /Д.А. Леонтьев – Москва: владосс  пресс, 2006. -34с.

10) Марищук, В.Л. Перераспределение  функциональных резервов в огрганизме  спортсмена как показатель стресса  / В.Л. Марищук – Ленинград:  СССР, 1983. -72с.

11) Мерлин, В.С.  Очерки  теории темперамента / В.С. Мерлин - Изд. 2-е, Пермь: СССР, 1973. – 87с.

12) Мильман, В.М. Стресс  и личностные факторы регуляции  деятельности / В.М. Мильман -  Москва: СССР, 1983. -24с.

13) Шоповаленко, И.В. Стрессоустойчивость  / И.В. Шоповаленко - , Москва, 2005. –  3-12с.

14)Ян Бинь. Этнопсихологические  особенности темперамента и общительности  у китайских и российских студентов:  Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Москва, 2004 145 с. РГБ ОД, 61: 04-19/407.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью