Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ
Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ
Для большинства испытуемых – 16 человек, характерен высокий уровень управления эмоциями, что составляет 51,6%. Для меньшинства испытуемых характерен средний уровень управления эмоциями - 6 человек, что составляет 19,3%. И низкий уровень управления эмоций характерен для 9 испытуемых, что составляет 29,03%.
Самомотивация - подталкивание
себя к исполнению назначенных целей.
Эмпатия (от англ. Empathy) — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого. Для большинства испытуемых характерен низкий уровень эмпатии – 15 человек, что составляет 48,3%. Наименьшее количество испытуемых имеют средний уровень эмпатии, это 6 человек, соответственно 19,3%. Высоким уровнем эмпатии обладает 10 испытуемых, что составляет 32,2%.
Распознавание эмоций собеседника – умение понять и определить эмоциональный настрой собеседника;умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Для большинства испытуемых характерен высокий уровень распознавания эмоций собеседника, это 14 человек, что составляет 45,1%. Средний уровень распознавания эмоций характерен для меньшинства опрошенных – всего 6 человек, соответственно 19,3%. Низким уровнем распознавания эмоций обладают 11 человек, что составляет 35,4%.
2.4Эмпирическое изучение стрессоустойчивости у студентов
Данные по количественно
– качественному анализу
Таблица 5 – Количественно – качественный анализ стрессоустойчивости
Стрессоустойчивость |
АВ |
% |
Высокая |
13 |
41,9 |
Пороговая |
10 |
32,2 |
Низкая |
8 |
25,8 |
Большинство испытуемых обладает высоким уровнем стрессоустойчивости – это 13 человек, что составляет 41,9%. Для этих людей характерна низкая степень стрессовой нагрузки, энергию и ресурсы эти люди не тратят на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее.
Пороговую стрессоустойчивость имеют 10 человек, что составляет 32,2%. Для них характерна средняя степень стрессовой нагрузки. Их стрессо-устойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена свою энергию и ресурсы тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.
Низкую стрессоустойчивость имеет наименьшее количество испытуемых, всего 8 человек, что составляет 25,8%.Они обладают низкой степенью стрессоустойчивости (ранимостью). Это приводит к тому, что личность вынуждена почти всю свою энергию тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса, эти люди больше подвержены нервному истощению.
Таблицу первичных
эмпирических данных по
2.5Анализ взаимосвязи уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью у студентов
Для статистической обработки данных был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена. После обработки сырых данных были получены следующие результаты (см. Приложение … )
Анализируя данные таблицы Спирмена по уровню эмпатии, эмоциональному интеллекту и стрессоустойчивости (см. Приложение … ) была выявлена статистически значимая сильная, прямая зависимость междуэмпатией и стрессоустойчивостью, т.к. р=0,00…, то существует статистически значимая зависимость; R=0,833, что означает, что зависимость между этими переменными (8 и 9) сильная; r= 0,833, что говорит о том, что зависимость прямая. а уровень эмпатии, соответственно, взаимосвязан с уровнем стрессоустойчивости. Таким образом, эмпатия и стрессоустойчивость находятся в статистически значимой сильной прямопропорциональной зависимости, что означает. Что чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень стрессоустойчивости.
Был проведён количественно качественный анализ эмпатии и стрессоустойчивости.
Таблица 6 – Количественно – качественный анализ эмпатии и стрессоустойчивости
Стр-ть Эмпатия |
АВ |
% | |
Высок.ур. эмпатии и выс. ур. стр-ти |
5 |
16,1 | |
Сред.ур. эмпатии и ср. ур. стр-ти |
10 |
32,2 | |
Низк. ур. эмпатии и низк. ур. стр-ти |
8 |
25,8 | |
Средн. ур. эмпатии и высок.ур. стр-ти |
8 |
25,8 |
Для большинства испытуемых 32,2% - 10 человек, характерен средний уровень эмпатии и средний уровень стрессоустойчивости. Наименьшее количество испытуемых 16,1% - 5 человек, обладают высоким уровнем эмпатии и высокой стрессоустойчивостью. Низким уровнем эмпатии и низким уровнем стрессоустойчивости обладает 25,5% - 8 человек и для них характерен низкий уровень эмпатии и стрессоустойчивости. И ещё 8 человек, что составляет также 25,5% обладают средним уровнем эмпатии и высоким уровнем стрессоустойчивости.
В ходе исследования не выявилось прямой взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью, что можно связать с небольшой выборкой, т.к. эмпатия является составным компонентом эмоционального интеллекта.
Что касается эмоционального
интеллекта, то его переменные коррелируют
друг с другом. А именно : эмоциональная
осведомлённость с
Мы посмотрели различия по критериюМанна-Уитни (приложение…) по полу и управлению эмоциями (компонент эмоционального интеллекта). Значения полученные по критерию Манна – Уитни позволяют сделать вывод о наличии статистически значимых различий в отношении зависимости уровня управления эмоциями от пола, у девушек уровень управления эмоциями выше, чем у парней (р<0,05, р=0,03).
Среднеарифметический
По управлению эмоциями – 2,6 – средним уровнем управления эмоциями.
По самомотивациии – 2,1 – средним уровнем самомотивации.
По эмпатии – 1,9 (=2) – средним уровнем эмпатии.
По распознаванию эмоций собеседника – 2,0
Среднеарифметический
Среднеарифметический
Таким образом, следует сказать,
что наша гипотеза, о том, что чем
выше уровень эмпатии и
ВЫВОДЫ
1)Большинство испытуемых обладает средним уровнем эмпатии – это 19 человек, что составляет 61,2 %; средним уровнем эмпатии обладает 4 человека, что составляет 12,9%; низким уровнем эмпатии обладает 8 человек, что составляет 25,8%.
2)Наибольшее количество испытуемых обладаетвысоким уровнем стрессоустойчивости – это 13 человек, что составляет 41,9%; пороговую стрессоустойчивость имеют 10 человек, что составляет 32,2%; низкую стрессоустойчивость имеет наименьшее количество испытуемых, всего 8 человек, что составляет 25,8%.
3)В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь между эмпатией и стрессоустойчивостью.
4)По результатам нашего эмпирического исследования частично подтвердилась наша гипотеза о том, что чем выше уровень эмпатии и эмоционального интеллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав психологическую литературу по проблеме взаимосвязи уровня эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости, можно сделать следующие выводы:
Эмпатия – это, сочувствие, понимание психологических состояний других людей.
Эмоциональный интеллект - это способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов.
Стрессоустойчивость представляет собой готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер — длительный или мгновенный — они ни носили.
Т.к. уровень эмпатии является компонентом эмоционального интеллекта, а стрессоустойчивость напрямую зависит от уровня эмпатии, то можно констатировать, что эти три переменыевзаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Наша гипотеза частично подтвердилась.
Наше эмпирическое исследование
подтвердилось теоретической
- На основании проведённого
исследования можно
- В результате обработки
эмпирических данных в
Таким образом, наша гипотеза о том, что чем выше уровень эмпатии и эмоциональногоинетллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости, подтвердилась в нашем исследовании частично.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Батаршев, А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. -Москва: владосс пресс, 2001. -7с.
2) Березин, Ф.Б. Психологическая
и психофизиологическая
3) Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А. Вяткин. - Москва: ФиС, 1978. -56с.
4) Вяткин, Б.А. Темперамент,
стресс и успешность
5) Гуревич, К.М.
6) Кирпиченко, А.А.Основы медицинской психологии /А.А. Кирпиченко. - Минск :Вышэйшая школа, 1998. – 84с.
7)Козубовский, В.М. Общая психология: личность / В.М. Козубовский. - Минск :Амалфея ,2008. – 80с.
8) Купер, Л.К. Методика
исследования стресса у
9) Леонтьев ,Д.А.Структура
и диагностика личностного
10) Марищук, В.Л.
11) Мерлин, В.С. Очерки теории темперамента / В.С. Мерлин - Изд. 2-е, Пермь: СССР, 1973. – 87с.
12) Мильман, В.М. Стресс
и личностные факторы
13) Шоповаленко, И.В.
14)Ян Бинь. Этнопсихологические
особенности темперамента и
Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью