Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ
Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ
Эмоциональные представления в исследовании Изотовой и Никифорова обозначены как аффективно-когнитивные образования, основанные на слиянии двух компонентов: эмоциональной окрашенности (положительной, отрицательной, нейтральной валентности) и феномена познавательного уровня (совокупность знаний) [Изотова, Никифорова, 2004].
Специфика образов и информации, лежащих в основе представления, определяет его тематическое содержание. Так, обобщенные представления об эмоциональной жизни человека (аффективной сфере человека) составляют основу представлений об эмоциях, которые могут быть структурированы следующим образом:
– представления об обобщенном эмоциональном явлении;
– представления об амбивалентности эмоций;
– представления об экспрессивном выражении эмоций (мимика, пантомимика, речь, вегетативные реакции, двигательные реакции);
– представления о ряде эмоциональных модальностей;
– представления о содержании эмоциональных переживаний;
– представления о социально-
Особое место в познании эмоциональных явлений занимают представления о содержании эмоциональных переживаний, в частности имеющих социальную направленность.
Формирование данного
вида представлений, а именно их содержания,
связано с обьемом и спецификой
индивидуального эмоционального опыта
ребенка. При этом собственный опыт
эмоциональных переживаний
Основываясь на представленных
научно-теоретических подходах и
результатах эмпирических исследований
социальных переживаний, их когнитивного
и аффективного компонентов, было сделано
заключение о том, что когнитивные репрезентации
(объем представлений об эмоциональных
явлениях, в частности эмпатии) и поведенческие
репрезентации (доминирующий сценарий
и направление эмпатийного поведения)
имеют возрастную специфику при переходе
от дошкольного к младшему школьному возрасту.(Выпуски журнала :: 2011. N 5(19) :: Изотова Е.И.
Когнитивные и поведенческие репрезентации
эмпатии в дошкольном и младшем школьном
возрастеISSN 2075-7999 • PsikhologicheskieIssledovaniya
Исследуя взаимную связь
социального окружения и
Ряд авторов обращает внимание
на регулирующую роль эмпатии в подавлении
агрессивных проявлений, другие поддерживают
гипотезу о том, что высокая степень
эмпатии позитивно связана с
альтруизмом, не эгоцентрическим (более
развитым) мышлением, интериоризацией
моральных ценностей. Р. Хоган
высказывает мнение, что эмпатия
играет важную роль в развитии морали.
Он утверждает, что эмпатия помогает
личности придерживаться социальных норм
и таким образом быть чувствительной
к ожиданиям сверстников. Это
наблюдение предполагает возможную
взаимосвязь слабо развитой эмпатии
и аморальности. Как утверждают М.
Хофман и Х. Зальтштейн, эмпатия способствует
повышению уровня морального и поведенческого
контроля, которые укрепляют «сцепление»
в социальных отношениях. Субъекты,
обладающие высокой степенью эмпатии,
в детстве имеют в последующем
более высокую степень
Эмпатия неразрывно связана
с аффилиацией. Исследование аффилиации
берет свое начало от теории социальных
сравнений Фестингера (Тейхман И.
1977; 1987). По Фестингеру каждая личность
имеет потребность в
Карл Роджерс, более чем двадцать лет назад, предложил своё определение эмпатии, в ходе систематизированного изложения его взглядов и оно заключается в следующем.
Быть в состоянии эмпатии
означает воспринимать внутренний мир
другого точно, с сохранением
эмоциональных и смысловых
Роджерс опирался на взгляды Гендлина, который считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске.
Эмпатичный терапевт проницательно
улавливает смысл состояния, переживаемого
пациентом в данный конкретный момент,
и указывает на этот смысл, чтобы
помочь пациенту сконцентрироваться на
нем и побудить пациента к дальнейшему
и более полному и
Небольшой пример может пояснить как само понятие переживания, так и его отношение к эмпатии.
Один участник психотерапевтической группы довольно негативно высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит: "Создается впечатление, что ты сердит насвоего отца". Тот отвечает: "Нет я не думаю", - "Может быть, ты разочаровался в нем?" Следует быстрый ответ: "Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я давно разочаровался в нем, еще в детстве".
С чем этот человек сверялся, устанавливая правильность предлагавшихся слов? Гендлинсчитает,что это было некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определенно, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями. В нашем случае "сердит" не подходит, "не удовлетворен" - оказывается ближе, и слово "разочарован" - вполне точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает к дальнейшему течению переживаний.
Роджерс считает, что эмпатия ни есть состояние, а это скорее процесс, чем состояние. И суть этого процесса он описывает следующим образом.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем "как дома". Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого - к страху или гневу, или расстроганности, или стеснения, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемое чувство, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение о ваших впечатлениях, о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частые обращения к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого, указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое "я". Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что они потеряли себя в порой странном и причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.
ШандрФеренци, друг и единомышленник
Фрейда, считает, что эмпатом можно
считать «того человека, который
способен замечать и предвидеть реакцию
другого человека, что позволяет
молчать и говорить тогда, когда
это действительно необходимо».
Таким образом, можно со всей уверенностью сказать что быть эмпатичным совсем не легко, а скорее даже трудно. Ведь это означает не только быть ответственным, активным, сильным, но и в то же время - тонким и чутким.[Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Сборник, М., МГУ, 1984, с. 235-237]
Эмпатия - это умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого; когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека; способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
1.2 Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект.
Лет 100 тому назад интеллект не вызывал никаких вопросов: он был синонимом умственных способностей. Но стоило только задуматься, из чего, собственно, состоят эти самые умственные способности, как появилось не малое количество вопросов. Интеллект стал дробиться: помимо общих способностей, появился практический интеллект, вербальный интеллект, в том числе и эмоциональный интеллект.
Термин «эмоциональный интеллект» появился относительно недавно( внаучный лексикон термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Мэйером) и вызвал, с одной стороны, сильный интерес, а с другой – немало нареканий в профессиональном сообществе. С одной стороны, несерьезная какая-то разновидность интеллекта, а с другой стороны, важность управления эмоциями совершенно очевидна.
В 1995 году американец Даниель
Гоулмен ввел термин "эмоциональный
интеллект". Смысл, вложенный им в
это понятие, был таким: "Эмоциональный
интеллект есть способность человека
истолковывать собственные
-самосознание
-самоконтроль
-эмпатия
-навыки отношений
Эмоциональный интеллект
— это способность человека воспринимать,
оценивать и понимать свои и чужие
эмоции и умение управлять эмоциями.
Эмоционально интеллектуальные люди могут
хорошо владеть собой и эффективно
налаживать взаимодействие с окружающими.
Психологи и представители
«Традиционный коэффициент
интеллекта, или IQ, показывает возможности
человека оперировать информацией,
логическими правилами, схемами
и т. д. Для успеха в жизни этого
явно недостаточно. Нужно как минимум
еще понимать чувства, эмоции как
свои, так и других людей, управлять
ими. Поэтому исследователи
От понимания эмоций и
умения управлять ими во многом зависит
успех в работе и счастье в
личной жизни. Лидеры могут сконцентрировать
и направить силу эмоций на улучшение
морального климата в коллективе
и усиление мотивации сотрудников,
что идет на пользу всей организации.
Были проведены исследования Политехническим
институтом Ренсселера (
Другими словами, ЭИ - это система умений, которая дает возможность прокладывать свою дорогу в сложном мире – личные, социальные и выживательные аспекты общих способностей, неуловимый здравый смысл и чувствительность, которые так существенны для эффективного ежедневного функционирования. Это относится к способности воспринимать и систематизировать политическую и общественную обстановку;интуитивно улавливать, чего хотят и в чем нуждаются другие, их силу и слабость; оставаться невозмутимым в обстановке стресса; и быть общительным – быть таким человеком, с которым другие хотели бы сближаться.(Отрывки из книги Стивена Стайна и ГовардаБукаПреимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех.)
В широком смысле
к эмоциональному интеллекту (ЭИ)
относят способности к
Широкий интерес к ЭИ свидетельствует
о том, что это понятие хорошо
соответствует представлениям житейской
психологии. К тому же ЭИ расширяет
сложившиеся научные
Эмоциональный интеллект (ЭИ)
включает способности к опознанию,
пониманию эмоций и управлению ими.
Обсуждаются различные
Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью