Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: установить взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью.
Задачи:
1) Установить уровень эмпатии у испытуемых.
2) Выявить уровень эмоционального интеллекта испытуемых.
3) Установить уровень стрессоустойчивости испытуемых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СО СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

Анализ понятия эмпатии в современной психологии
Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект
Теоретический анализ понятия стрессоустойчивости
Особенности взаимосвязи понятий эмпатии, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости
ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_za_4_kurs.docx

— 102.27 Кб (Скачать файл)

Эмоциональные представления в исследовании Изотовой и Никифорова обозначены как аффективно-когнитивные образования, основанные на слиянии двух компонентов: эмоциональной окрашенности (положительной, отрицательной, нейтральной валентности) и феномена познавательного уровня (совокупность знаний) [Изотова, Никифорова, 2004].

Специфика образов и информации, лежащих в основе представления, определяет его тематическое содержание. Так, обобщенные представления об эмоциональной  жизни человека (аффективной сфере  человека) составляют основу представлений  об эмоциях, которые могут быть структурированы  следующим образом:

– представления об обобщенном эмоциональном явлении;

– представления об амбивалентности  эмоций;

– представления об экспрессивном  выражении эмоций (мимика, пантомимика, речь, вегетативные реакции, двигательные реакции);

– представления о ряде эмоциональных модальностей;

– представления о содержании эмоциональных переживаний;

– представления о социально-культурных нормах эмоционального выражения.

Особое место в познании эмоциональных явлений занимают представления о содержании эмоциональных  переживаний, в частности имеющих  социальную направленность.

Формирование данного  вида представлений, а именно их содержания, связано с обьемом и спецификой индивидуального эмоционального опыта  ребенка. При этом собственный опыт эмоциональных переживаний может  выполнять разные, оппозиционные  по своему воздействию, роли. В одних  случаях он способствует адекватному  отношению к содержанию той или  иной эмоции, то есть обогащает содержание представления о ней. В других случаях эмоциональный опыт, преимущественно негативный, приводит к развитию аффективно-когнитивного комплекса, в котором тесно связаны ситуативные эмоции и представления о них. Это мешает детям связать переживаемые эмоции с обобщенным, социально заданным эталоном. Факторами, искажающими содержание представлений у ребенка дошкольного возраста, может являться отсутствие эмоциональной децентрации (сопереживания) и эмоциональной синтонии (заражения) либо низкая эмотивность [Изотова, Никифорова, 2004].

Основываясь на представленных научно-теоретических подходах и  результатах эмпирических исследований социальных переживаний, их когнитивного и аффективного компонентов, было сделано заключение о том, что когнитивные репрезентации (объем представлений об эмоциональных явлениях, в частности эмпатии) и поведенческие репрезентации (доминирующий сценарий и направление эмпатийного поведения) имеют возрастную специфику при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.(Выпуски журнала :: 2011. N 5(19) :: Изотова Е.И. Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрастеISSN 2075-7999 • PsikhologicheskieIssledovaniyaнаучный электронный журнал • scientific e-journal)

Исследуя взаимную связь  социального окружения и эмпатии, А. А. Бодалев отмечает: «Наблюдение  и эксперимент показывают, что  широта проявлений этой способности (сопереживания  другим) в значительной мере связана  с тем, насколько велик круг людей, который включается человеком в  категорию «МЫ», другими словами, насколько много в его окружении  людей, которые субъективно значимы  для него, по-настоящему дороги».

Ряд авторов обращает внимание на регулирующую роль эмпатии в подавлении агрессивных проявлений, другие поддерживают гипотезу о том, что высокая степень  эмпатии позитивно связана с  альтруизмом, не эгоцентрическим (более  развитым) мышлением, интериоризацией  моральных ценностей. Р. Хоган   высказывает мнение, что эмпатия  играет важную роль в развитии морали. Он утверждает, что эмпатия помогает личности придерживаться социальных норм и таким образом быть чувствительной к ожиданиям сверстников. Это  наблюдение предполагает возможную  взаимосвязь слабо развитой эмпатии  и аморальности. Как утверждают М. Хофман и Х. Зальтштейн, эмпатия способствует повышению уровня морального и поведенческого контроля, которые укрепляют «сцепление»  в социальных отношениях. Субъекты, обладающие высокой степенью эмпатии, в детстве имеют в последующем  более высокую степень интериоризации морального контроля.  Н. Эйзенберг  и П. Миллер рассматривают эмпатию  как большой детерминант просоциального поведения.(17)

Эмпатия неразрывно связана  с аффилиацией. Исследование аффилиации берет свое начало от теории социальных сравнений Фестингера (Тейхман И. 1977; 1987).  По Фестингеру каждая личность имеет потребность в аффилиации, которая активизируется межличностными навыками и отношениями.Аффилиативная  потребность – это потребность  в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди людей.[3]

Карл Роджерс, более чем  двадцать лет назад, предложил своё определение эмпатии, в ходе систематизированного изложения  его взглядов и оно заключается в следующем.

Быть в состоянии эмпатии  означает воспринимать внутренний мир  другого точно, с сохранением  эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь  их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок "как будто": как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.

Роджерс опирался на взгляды  Гендлина, который считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске.

Эмпатичный терапевт проницательно  улавливает смысл состояния, переживаемого  пациентом в данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы  помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему  и более полному и беспрепятственному переживанию.

Небольшой пример может пояснить как само понятие переживания, так  и его отношение к эмпатии.

Один участник психотерапевтической группы довольно негативно высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит: "Создается впечатление, что ты сердит насвоего отца". Тот отвечает: "Нет я не думаю", - "Может  быть, ты разочаровался в нем?" Следует быстрый ответ: "Да, я  разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я давно разочаровался  в нем, еще в детстве".

С чем этот человек сверялся, устанавливая правильность предлагавшихся слов? Гендлинсчитает,что это было некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определенно, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями. В нашем случае "сердит" не подходит, "не удовлетворен" - оказывается ближе, и слово "разочарован" - вполне точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает к дальнейшему течению переживаний.

Роджерс считает, что эмпатия  ни есть состояние, а это скорее процесс, чем состояние. И суть этого процесса он описывает следующим образом.

Эмпатический способ общения  с другой личностью имеет несколько  граней. Он подразумевает вхождение  в личный мир другого и пребывание в нем "как дома". Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого - к страху или  гневу, или расстроганности, или  стеснения, одним словом, ко всему, что  испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание  того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемое чувство, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение о ваших впечатлениях, о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частые обращения к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого, указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое "я". Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что они потеряли себя в порой странном и причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.

ШандрФеренци, друг и единомышленник Фрейда, считает, что эмпатом можно  считать «того человека, который  способен замечать и предвидеть реакцию  другого человека, что позволяет  молчать и говорить тогда, когда  это действительно необходимо».  Получается, что далеко не каждый человек  может быть эмпатом и обладать достаточно высоким уровнем развития эмпатии. [Андрей Жельветро «Книга эмпата или жизнь, увиденная глазами  других людей»prostobook.com 2012]

Таким образом, можно со всей уверенностью сказать что быть эмпатичным совсем не легко, а скорее даже трудно. Ведь это означает не только быть ответственным, активным, сильным, но и в то же время - тонким и чутким.[Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Сборник, М., МГУ, 1984, с. 235-237]

Эмпатия - это умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого; когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека; способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

1.2 Теоретический анализ понятия эмоциональный интеллект.

Лет 100 тому назад интеллект  не вызывал никаких вопросов: он был синонимом умственных способностей. Но стоило только задуматься, из чего, собственно, состоят эти самые  умственные способности, как появилось не малое количество вопросов. Интеллект стал дробиться: помимо общих способностей, появился практический интеллект, вербальный интеллект, в том числе и эмоциональный интеллект.

Термин «эмоциональный интеллект» появился относительно недавно( внаучный лексикон термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Мэйером) и вызвал, с одной стороны, сильный интерес, а с другой – немало нареканий в профессиональном сообществе. С одной стороны, несерьезная какая-то разновидность интеллекта, а с другой стороны, важность управления эмоциями совершенно очевидна.

В 1995 году американец Даниель  Гоулмен ввел термин "эмоциональный  интеллект". Смысл, вложенный им в  это понятие, был таким: "Эмоциональный  интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы  использовать полученную информацию для  реализации собственных целей". Выделяются четыре главных составляющих EQ:

-самосознание

-самоконтроль

-эмпатия

-навыки отношений

Эмоциональный интеллект  — это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие  эмоции и умение управлять эмоциями. Эмоционально интеллектуальные люди могут  хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный  интеллект имеет жизненно важное значение. Некоторые даже считают, что  эмоции в большей степени, чем  интеллектуальные способности, определяют мышление людей и человеческие взаимоотношения.(19)

«Традиционный коэффициент  интеллекта, или IQ, показывает возможности  человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами  и т. д. Для успеха в жизни этого  явно недостаточно. Нужно как минимум  еще понимать чувства, эмоции как  свои, так и других людей, управлять  ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту — EQ», — говорит Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.[Евгений Файнберг»Эмоциональный интеллект. Владеть страстями выгоднее,чем умом»]

От понимания эмоций и  умения управлять ими во многом зависит  успех в работе и счастье в  личной жизни. Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение  морального климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, что идет на пользу всей организации. Были проведены исследования Политехническим институтом Ренсселера (RensselaerPolytechnicInstitute), которые показали, что более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег.[Ричард Дафт (Richard l. Daft), профессор Школы менеджмента Оуэна (OwenGraduateSchoolofManagement) при Вандербильтском университете (VanderbiltUniversityCopyright 2011 © Элитариум: Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).).]

Другими словами, ЭИ - это система умений, которая дает возможность прокладывать свою дорогу в сложном мире – личные, социальные и выживательные аспекты общих способностей, неуловимый здравый смысл и чувствительность, которые так существенны для эффективного ежедневного функционирования. Это относится к способности воспринимать и систематизировать политическую и общественную обстановку;интуитивно улавливать, чего хотят и в чем нуждаются другие, их силу и слабость; оставаться невозмутимым в обстановке стресса; и быть общительным – быть таким человеком, с которым другие хотели бы сближаться.(Отрывки из книги Стивена Стайна и ГовардаБукаПреимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех.)

 В широком смысле  к эмоциональному интеллекту (ЭИ) относят способности к опознанию,  пониманию эмоций и управлению  ими; имеются в виду как собственные  эмоции субъекта, так и эмоции  других людей.Мэйер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта.

Широкий интерес к ЭИ свидетельствует  о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской  психологии. К тому же ЭИ расширяет  сложившиеся научные представления  о разнообразии человеческих способностей (Carroll, 1993).

Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. Обсуждаются различные определения ЭИ и его связи с другими психологическими конструктами. Для научного обоснования понятия ЭИ особенно важно решить проблемы, связанные с его измерением. Проводится анализ попыток измерения ЭИ с помощью опросников и объективных тестов. Развиваются теоретические представления об ЭИ, проводится их сопоставление с существующими моделями способностей и личности. Обсуждается значение ЭИ для прикладных отраслей психологии. Существующие эмпирические данные не позволяют говорить об ЭИ как о единой способности.[2]

Информация о работе Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью