Защитные механизмы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стал теоретический анализ защитных механизмов личности.
Для проверки гипотезы был выдвинут ряд задач:
Сделать краткий обзор истории изучения защитных механизмов личности;
Определить принцип действия защитных механизмов личности;
Проанализировать примитивные виды защит и защиты «высшего порядка» и их взаимосвязь с патологическими типами характера;
Сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ
ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ……………………………………………….…....7
1.1.История изучения защитных механизмов личности….….......................….….7
1.2.Принцип действия защитных механизмов личности ……….………...….....16
Выводы по первой главе…………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ.28
2.1. Примитивные виды механизмов защиты личности ……….…………….…28
2.2. Защиты личности «высшего порядка» ……………………….…….………..37
Выводы по второй главе…………………………………………………...........…47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………52

Файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛ ЗАЩИТЫ.docx

— 110.47 Кб (Скачать файл)

А. Адлер, основатель «индивидуальной психологии», считал, что истоки психологического конфликта выводятся за рамки субъекта. Для последнего риск формирования патологического характера это следствие неправильного отношения к ребенку со стороны его ближайшего окружения в первые годы жизни. А. Адлер связывает возможность развития личности с существованием чувства неполноценности, «которое постоянно стремится к своему преодолению» [30, С.371].

Снятие чувства  неполноценности, согласно А. Адлеру, происходит через различные механизмы компенсации, он заменяет примитивные механизмы защит конструктом «вредоносная компенсация», которая имеет место в становлении невротического характера, где чувство неполноценности превращается в аккумулированный «комплекс неполноценности», как характерологическая диспозиция.

А.Н. Ждан отмечает, что все основы дефектологии, созданные Л.С. Выготским, были построены собственно на адлеровской концепции, а дальнейшие эмпирические исследования подтвердили, что социальные дефекты развития компенсировать несколько сложнее, чем биологические изъяны [14].

Мелани Кляйн  экспериментально доказала, что вытеснение как защитный механизм снижает качество исследовательской деятельности ребенка, не освобождая энергетического потенциала для сублимации, т.е. перевода энергии на социальную деятельность, в том числе и интеллектуальную.

Она описывала  в качестве низших видов защиты расщепление  объекта, проективное самоотождествление, отказ от психической реальности, претензию на всевластие над объектом и пр., тогда как достаточно противоречивым остается ее отношение к сублимации, в задачу которой входит переработка неудовлетворяемых влечений эроса или деструктивных тенденций (танатоса) в социально полезную активность индивида.

Чаще всего  сублимация именно противопоставляется  другим защитным механизмам; использование  сублимации считается одним из свидетельств сильной творческой личности, тогда  как остальные способствуют своеобразному регрессу личности.

В. Райх, на чьих идеях в настоящее время выстраиваются самые различные телесные психотерапии, считал, что вся структура характера человека является специфическим единым защитным механизмом и процесс образования характерологического «панциря» связан с мышечными напряжениями (так называемыми зажимами) и даже судорогами, то есть создается двойная мощная защита, для разрушения которой необходимо вмешательство психотерапевта

Представитель эго-психологии Х. Хартманн высказал мысль о том, что защитные механизмы психики могут одновременно служить не только для контроля над влечениями, но и для адаптации к окружающему миру [14].

Р. Лазарус разработал классификацию психозащитных техник. В одну группу он выделил «симптоматические техники», к которым относятся употребление алкоголя, транквилизаторов и прочих психоактивных веществ), а в другую группу – так называемые «внутрипсихические техники когнитивной защиты», например, проекция, отрицание, интроекция, идентификация и т.д.

Попытку разработать  подход к психологическим защитам  в отечественной психологии успешно предпринимал Ф.В. Бассин [5], который рассматривает психологическую защиту как важнейшую форму реагирования сознания индивида на психическую травму.

Другого подхода  придерживается в своих работах  Б.Д. Карвасарский. Ученый рассматривает психологическую защиту как «систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию» [16, С.603].

Этот процесс, по мнению автора, происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит. Одни из них действуют на уровне восприятия, например, вытеснение, а другие на уровне трансформации (искажения) информации, например, рационализация.

Подобные защитные механизмы являются вредными для  развития личности вследствие ригидности, устойчивости, частого использования, тесной связи с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения и включения в систему сил противодействия целям саморазвития [16]. Общей чертой этих «вредных» защитных механизмов является отказ личности от деятельности, предназначенной для конструктивного и эффективного разрешения ситуации или проблемы.

В современных  публикациях, посвященных проблеме защитных механизмов психики, единодушно признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением [20]. Именно поэтому считается, что защита – это зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. В этом случае непродуктивность действия психологических защит для личности связана с несовпадением целей и средств их достижения, а может быть нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.

Следует также  заметить, что личность редко использует какой-либо единственный механизм защиты, обычно применяется комплекс защитных механизмов, изменяющийся в зависимости  от обстоятельств и уровня личностного развития индивида [5].

В настоящее время  имеет место классификация защитных механизмов по принципу деления их на «примитивные» и «высшего порядка». Хотя и не существует однозначных  доказательств того, что защиты появляются одна за другой в определенной строгой  последовательности по мере развития ребенка, среди большинства психодинамически ориентированных аналитиков достигнуто согласие в том, что некоторые защиты представляют собой более «примитивный» или ранний процесс, чем другие [16].

О генезисе защитных механизмов достаточно подробно писали М. Кляйн в своей работе «Зависть и благодарность» и Г. Блюм в «Психоаналитических теориях личности».

К защитам, рассматриваемым  как незрелые, первичные, примитивные  или защиты «низшего порядка» ученые относят те, что имеют дело с  границей между собственным Я и внешним миром, а защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым или к защитам «высшего порядка», функционируют внутри личности, например, между Я и Сверх-Я, Я и Оно или между наблюдающей и переживающей частями Я.

Отличие примитивных  видов защиты в том, что они  действуют общим, недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве индивида, объединяя когнитивные, аффективные и поведенческие параметры, а более развитые защиты осуществляют определенные трансформации чего-то одного – ощущений, чувств, мыслей, поведения или некоторой их комбинации [26].

Необходимо также  отметить, некоторые защитные процессы имеют как примитивную, так и  более зрелую формы. В тех случаях, когда защита рассматривается как континуум, заключающий в себе развитие от более ранних и архаичных к более поздним и дифференцирующим формам, она может классифицироваться как «примитивная» [37].

Наиболее общими и значимыми для исследования чертами и характеристиками защитных механизмов личности, согласно вышеуказанному, представляются следующие:

1. Психологическая  защита – это любые реакции,  к которым человек прибегает  неосознанно для того чтобы  защитить свои внутренние психические ресурсы, свое Я от таких чувств как гнев, тревога, стыд, вина, а также чтобы «амортизировать» конфликт, фрустрацию и другие ситуации, переживаемые как опасные. Феномен был открыт и впервые описан в парадигме психоанализа.

2. Механизмы защиты  возникают в ситуациях, представляющих  серьезное испытание для человека, превышающих его внутренние ресурсы и актуальное развитие.

3. Разнообразие  механизмов защит может объясняться  следующими факторами:

    • защитные механизмы формируются в динамике развития ребенка в зависимости от наличия и характера психотравмирующих факторов его ближайшего окружения и среды,
    • психологическая защита определяется не объективным фактом события, а субъективной оценкой значимости этого события для личности.

4. Некоторые защитные  механизмы могут играть патогенную  роль , так как функционируя, они  требуют больших энергетических  затрат на их поддержание и становятся тяжелым бременем для психики, подготавливая почву для развития невротической реакции.

5. Защитные механизмы  фиксируются в Я, и, по мнению  З. Фрейда, становятся «постоянными способами реагирования, присущими характеру человека и повторяющимися на протяжении всей жизни» [22, С.231], причем как в тех ситуациях, которые напоминают первоначальную опасность, так и в тех, где ее уже не существует, но человек внутренне ее переживает.

Имеет место факт, что во всех культурах дети, начиная  с определенного возраста начинают играть в «папу и маму», в «дочки-матери», в «доктора», цели этих игр различные, в том числе удовлетворение интересов к различию полов, к тому, «откуда берутся дети» и т.д. Определенные защитные механизмы могут возникать на определенных стадиях развития человека [19]:

Раннее младенчество (от рождения до одного года, оральная стадия).

На этой фазе происходит постепенное приобретение представлений о себе и о значимых объектах (матери, отце, которые станут моделями будущих значимых объектов: партнера, друзей, врагов и т.д.), потом постепенная дифференциация, выражающаяся в частичной идентификации, которая ведет впоследствии к установлению идентичности. Могут возникнуть следующие защиты: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя.

Младенчество (1-2 года, анальная стадия).

На этой стадии происходит приучение к туалету, продолжается развитие функций Я: движение – речь – тестирование реальности – интеграция. Возможно развитие кошмаров, страхов, фобий, возникают такие защиты как изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия.

Дошкольный возраст (2-6 лет, фаллическая стадия).

В норме Я завершает  процесс своего отделения от Оно, Сверх-Я начинает влиять на поведение около 5-6 лет. Эдипов комплекс разрешается посредством идентификации с родителем своего пола, в противном случае это ведет к неврозу. Для этого возраста характерны явления отрицания, появление болезней, неспособность справиться с гневом, а также с любыми сильными чувствами, формирование симптомов. Происходит установление согласованной структуры психики для поддержания идентичности и интернализированных стандартов морали, этики и поведения.

Школьный возраст (6-10 лет (девочки), 6-12 лет (мальчики), латентная  стадия).

Завершение развития Сверх-Я. Появление защитного механизма  подавления. На этой стадии выражены тревожность, фобии, эмоциональное блокирование учебы, чрезмерная регрессия и/или фиксации.

Юность (10-21 год (девушки), 12-23 лет (юноши), генитальная стадия).

Усиление сексуальных  и агрессивных тенденций. Возможно возникновение психотических расстройств с целью ухода от трудностей, перепады настроения и стресс могут приводить к психотическим эпизодам в поведении. Возможно развитие склонности к дурным привычкам, зависимостям (как химическим, так и психологическим). Критический период для возникновения нарушений характера.

Подробнее принцип  действия защитных механизмов личности и их классификация будут рассмотрены  в следующих параграфах.

1.2.Принцип действия  защитных механизмов личности

 

В тех ситуациях, когда  интенсивность потребности возрастает, а условия её удовлетворения недостаточны или отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической  защиты. Психологическая защита определяется как механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между по-разному эмоционально окрашенными установками.

Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических  приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в  условиях какого-либо конфликта [4]. Психологическая защита проявляется в стремлении индивида сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и окружающем.

Возникает вопрос о том, какие  именно ситуации провоцируют работу защитных механизмов. Данную тему подробно исследовали в своих работах А. Фрейд в монографии «Я и механизмы защиты» и О. Фенихель в работе «Психоаналитическая теория неврозов».

Мотивы защиты укоренены  во влияниях на личность извне, однако, внешний мир нельзя вытеснить, он только вынуждает Я развивать вытесняющие силы. Ни невроз, ни защита не могли бы возникнуть без интрапсихической структуры, репрезентирующей внешний мир и «предвидящей» события. Таким образом, получается, что исходный конфликт между Я и внешним миром должен быть сначала трансформирован в конфликт между Оно и Я, и лишь тогда возможно формирование невротического конфликта или провокация работы механизмов защиты [19].

Исходя из этих данных, ученые и стали проводить деление  механизмов защиты на примитивные (инфантильные), которые действуют на границе  Я и внешнего мира, и защиты высшего порядка, формирующиеся внутри структуры Оно – Я –Сверх-Я.

Внешний мир невозможно устранить  иначе, чем с помощью Я. Но негативное восприятие можно действительно предотвратить, и тогда реальность задействуется в невротический конфликт, имеющий место между Я и Оно (хотя Сверх-Я также может участвовать в невротическом конфликте на каждой из сторон). Например, при психоневрозах, пишет Б.Д. Карвасарский, имеют место отрицательные галлюцинации, репрезентирующие отвержение части внешнего мира, забывание и неправильная интерпретация внешних событий в целях осуществления желаний, всевозможные ошибки в оценке реальности под давлением бессознательных желаний и страхов [16].

Информация о работе Защитные механизмы личности