Защитные механизмы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стал теоретический анализ защитных механизмов личности.
Для проверки гипотезы был выдвинут ряд задач:
Сделать краткий обзор истории изучения защитных механизмов личности;
Определить принцип действия защитных механизмов личности;
Проанализировать примитивные виды защит и защиты «высшего порядка» и их взаимосвязь с патологическими типами характера;
Сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ
ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ……………………………………………….…....7
1.1.История изучения защитных механизмов личности….….......................….….7
1.2.Принцип действия защитных механизмов личности ……….………...….....16
Выводы по первой главе…………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ.28
2.1. Примитивные виды механизмов защиты личности ……….…………….…28
2.2. Защиты личности «высшего порядка» ……………………….…….………..37
Выводы по второй главе…………………………………………………...........…47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………52

Файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛ ЗАЩИТЫ.docx

— 110.47 Кб (Скачать файл)

Примитивное обесценивание  – неизбежная оборотная сторона  потребности в идеализации, поскольку  в человеческой жизни нет ничего совершенного, то архаические пути идеализации неизбежно приводят индивида к разочарованию и, соответственно, чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное обесценивание  его ожидает.

Люди и в дальнейшем развитии несут в себе остатки  потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых они эмоционально зависимы. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви, а появляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать тех, к кому ранее испытывалась детская привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации.

Если человек стремится  ранжировать все аспекты человеческого  бытия согласно ценности в сравнении с несовершенными альтернативами; а также что мотивирован поиском совершенства – как через слияние с идеализированными объектами, так и через совершенствование собственного Я – он рассматривается Я.Ю. Телегиным как нарциссическая личность [37]. Другие свойства характера нарциссических личностей, такие как потребность постоянно заново убеждаться в своей привлекательности, силе, известности и значимости для других, можно вывести из зависимости от примитивной идеализации.

Рассматриваемые ниже проекция и интроекция имеют как примитивные, так и более зрелые формы, однако в этом параграфе будут рассматриваться  именно примитивные.

Проекция – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.

Проекция является ранним оральным механизмом – подобие первых образов действий ребенка – заглатывания (рассматриваемая далее интроекция) и выплевывания (собственно проекция).

В дальнейшем проекция развивается  в качестве способа избавления от внутренней тревоги и неудовольствия посредством приписывания неприятных стимулов внешнему миру, то есть вместо восприятия Я как имеющего характеристики объекта, окружение воспринимается личностью как имеющее характеристики Я [36].

М. Кляйн предполагала, что существует связь проекции с завистью, которую определяла, как злобное чувство, возникающее, когда другой человек обладает и наслаждается чем-то желаемым, а завистливый импульс направлен на то, чтобы отобрать или хотя бы испортить это [22]. Она также считала, что зависть – это орально- и анально-садистическое выражение деструктивных импульсов, действующих с самого начала жизни.

Проекция в своих пагубных формах несет опасное непонимание  и огромный ущерб межличностным отношениям, так как этот «примитивный механизм защиты может широко использоваться только в условиях, когда у Я вследствие нарциссической регрессии сильно нарушена функция оценки реальности и стирается грань между Я и не-Я» – пишет Э.И. Киршбаум [19,С.62]. По мнению Я.Ю. Телегина, если для человека проекция является основным способом понимания мира и приспосабливания к жизни, можно говорить о параноидном характере.

Интроекция является процессом, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри [12]. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими, например, дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых взрослых.

М. Кляйн считала, что «при благоприятном развитии интроекция составляет основу благодарности, что путем отдачи вовне и повторной интроекции внутреннего богатства происходит обогащение и углубление Я» [21]. Однако интроекция – это все-таки ранний оральный механизм и связан с жадностью; когда речь идет о деструктивной оральной интроекции – это бессознательная жадность, нацеленная на вычерпывание, высасывание и пожирание груди, в такой форме интроекция представляет собой очень деструктивный процесс.

Людей, систематически использующих интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности собственного Я, Я.Ю. Телегин рассматривает как характерологически депрессивных [37].

Проективная идентификация. Это более сложный механизм, связанный с рассмотренными выше проекцией и интроекцией, который выделен М. Кляйн отдельно среди примитивных защит [21].

Автор считала, что проективная  идентификация связана с таким  ранним механизмом как всемогущие фантазии. Фантазии, которые есть у ребенка, «путаются» с явлениями, которые поступают в сознание из внешнего мира, а если возникающие в связи с этим чувства неприемлемы, то они отделяются и помещаются в другой объект так, как будто это его представления. Таким образом, создается череда проекций и интроекций.

Проецируются, как было сказано, непереносимые мысли и чувства, также в другой объект помещается собственный страх. Человек не только проецирует внутренние «плохие» объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно  этим объектам.

Чрезмерная проективная  идентификация приводит к сильной  спутанности между Я и объектом, который также становится на место  Я, с чем связано ослабление Я и грубое нарушение объектных отношений, в силу мощной проективной части, идентификация может быть связана с пограничным уровнем параноидной личности.

Расщепление Я  – это достаточно мощный межличностный защитный процесс, истоки которого находятся, как и предыдущие, в довербальном периоде, когда младенец еще не может отдавать себе отчет в том, что родители (или объекты их заменяющие) обладают как хорошими, так и плохими качествами, и с ними связаны и хорошие, и плохие переживания.

В повседневной жизни взрослого  человека расщепление остается мощным и привлекательным средством  осмысления сложных переживаний, особенно если они являются для личности неясными или даже угрожающими.

М. Кляйн считала, что тенденция Я расщеплять себя и свои объекты частично существует, поскольку Я в целом недостаточно едино при рождении, и частично, поскольку расщепление образует защиту против примитивной тревоги, а, следовательно, является средством защиты Я.

Сначала расщепление касается только разделения груди на хороший  и плохой объекты, затем Я в  различной степени фрагментирует  себя и свои объекты, достигая, таким путем, распыления деструктивных импульсов и внутренних персекуторных тревог [21].

Механизмы расщепления могут  быть достаточно эффективны в своей  защитной функции снижения тревоги и поддержания адекватной самооценки, но чрезмерное расщепление всегда влечет за собой искажение, так как исключается амбивалентность, и именно в этом заключается его опасность.

М. Кляйн пишет, что «определенное количество расщепления необходимо для интеграции, так как оно сохраняет хороший объект и дает возможность Я впоследствии синтезировать два его аспекта – в том числе «плохой», амбивалентный» [21, С.36].

Чрезмерная зависть и  выражение деструктивных импульсов  препятствует первичному расщеплению  между хорошей и плохой грудью, и построение хорошего объекта становится в целом недостижимым. Таким образом, не закладывается основа для полностью развитой и интегрированной взрослой личности, поскольку нарушается позднейшая дифференциация между хорошим и плохим в различных ситуациях.

В той мере, в какой  это расстройство развития вызвано  чрезмерной завистью, оно исходит из преобладания на самых ранних стадиях параноидных и шизоидных механизмов, которые, согласно гипотезе М. Кляйн, образуют основу шизофрении, особенно ее параноидной формы.

Диссоциация – это механизм, который условно можно назвать «множественная личность». Находится в классе примитивных защит на основании того, что ее действие глобальным и поразительным образом охватывает всю личность, а также потому, что многие диссоциированные состояния психотичны уже по своей природе. Диссоциация может быть «нормальной» реакцией на травму. Любой человек, столкнувшись с катастрофой, большей, чем способен вынести (особенно если она связана с непереносимой болью или ужасом) может диссоциировать.

Развитие диссоциаций  психоаналитики чаще всего связывают  с ранней сексуальной травмой  или абъюзом со стороны объекта, осуществляющего заботу, либо повторявшихся катастроф в контексте войны или преследования [25]. В последнем случае травмированные люди склонны реагировать на обычный стресс как на опасность для жизни, немедленно впадая в амнезию или проявляя нехарактерные для них ранее не совсем адекватные реакции.

Аннулирование действия –  это механизм психической защиты, который предназначен для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли или чувства, для магического  уничтожения неподходящих по как4им-либо причинам для личности последствий  другого действия или мысли, например, это могут быть повторяющиеся мысли и ритуалистические действия. Данный механизм связан с магическим мышлением, с сознательной верой в сверхъестественное.

Нигилизм – отрицание  ценностей. Подход к нигилизму как  одному из механизмов психологической защиты основывается на концептуальных положениях Э. Фромма. Он полагал, что центральной проблемой человека является внутреннее присущее человеческому существованию противоречие между бытием «брошенного в мир не по своей воле» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и настоящее [12]. Им рассматривается идея того, что развитие человека и его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению.

В результате человек утрачивает свою самость. Возникает защитный механизм «бегство от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции; деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтоб он не разрушил его самого, нигилизм; автоматический конформизм.

Понятие «нигилизм» анализируется  и в работе А. Райха. Он считал, что телесные характеристики (а именно скованность и напряженность) и такие особенности как постоянная улыбка, высокомерное, ироничное и дерзкое поведение являются остатками очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые оторвались от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера, своеобразную «броню», проявляющиеся как «невроз характера», одной из причин которого и является действие защитного механизма нигилизм.

По мнению Э. Фромма, развитие человека идет по пути увеличения «свободы», которым не каждый человек может адекватно воспользоваться, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, что может привести его к отчуждению.

Аскетизм как механизм психологической защиты был описан в работе А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» и определен как «отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений» [10]. Она указывала на то, что данный механизм в большей степени характерен для подростков, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению.

Она указывала также на возможность распространения аскетизма  на множество сфер жизни человека. Так, например, подростки начинают не только подавлять в себе сексуальные желания, но и перестают спать, общаться со сверстниками и т.д.

По мнению А. Фрейд аскетизм от механизма вытеснения отличается по двум основным параметрам: вытеснение связано со специфическим инстинктивным отношением и касается природы и качества инстинкта, тогда как аскетизм же затрагивает количественный аспект инстинкта, когда все инстинктивные побуждения рассматриваются как опасные. Также при вытеснении в некоторой форме имеет место замещение, в то время как аскетизм может быть замещен только переключением на выражение инстинкта.

Негативные переживания  по этому поводу могут быть «сняты»  с помощью этого защитного  механизма, который встречается  не только у подростков, а и у  взрослых людей, где чаще всего «сталкиваются» высокие моральные устои, инстинктивные потребности и желания, что, по мнению А. Фрейд, лежит в основе аскетизма.

 

2.2. Защиты личности  «высшего порядка» 

 

Как уже было сказано, механизмы  защиты «высшего порядка» формируются внутри структуры «Я-Оно-Сверх-Я». Поэтому они часто используются в качестве адаптивных процессов, а самые зрелые из них (к примеру сублимацию и юмор), авторы относят к механизмам преодоления тревожных ситуаций [10, 19, 25, 31, 36]. Люди, личность которых описана психоаналитическими наблюдателями как организованная на невротическом уровне (вариант нормы), опираются в основном на зрелые защиты второго порядка. При этом личность используют и примитивные защиты, которые, однако же, не столь заметны на фоне их общего функционирования и проявляются, как правило, лишь во время более сильного стресса.

И хотя наличие примитивных  защит не исключает диагноза структуры  характера невротического уровня, то отсутствие зрелых защит исключает его. Защитные механизмы «высшего порядка» имеют надежный контакт с реальностью и их использование обусловлено «вторичным процессом» [25].

Некоторые из «высших»  защит также могут быть доминирующими  в структуре патологических характеров, но работают они все же на уровне невротической организации личности. Они характерны для так называемых «классических» невротиков – истерических и обсессивно-компульсивных характеров.

Вытеснение – основная защита высшего порядка, это «первое самозащитное действие, основанное на индивидуальном суждении, в котором собственное Я активно использует психическую мощь для отвращения от осознания несовместимых психических содержаний» – пишет Р.М. Грановская [10].

Паттерн неклинического действия вытеснения наиболее иллюстративен  в случае простого забывания имен или намерений – того, что З. Фрейд называл частью «психопатологии обыденной жизни». В психоанализе обнаруживается, что имя или намерение забываются, если они сопряжены с подавленным мотивом, обычно из-за их ассоциации с неприемлемой или глубоко неприятной инстинктивной потребностью.

Информация о работе Защитные механизмы личности