Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа
Целью работы стал теоретический анализ защитных механизмов личности.
Для проверки гипотезы был выдвинут ряд задач:
Сделать краткий обзор истории изучения защитных механизмов личности;
Определить принцип действия защитных механизмов личности;
Проанализировать примитивные виды защит и защиты «высшего порядка» и их взаимосвязь с патологическими типами характера;
Сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ
ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ……………………………………………….…....7
1.1.История изучения защитных механизмов личности….….......................….….7
1.2.Принцип действия защитных механизмов личности ……….………...….....16
Выводы по первой главе…………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ.28
2.1. Примитивные виды механизмов защиты личности ……….…………….…28
2.2. Защиты личности «высшего порядка» ……………………….…….………..37
Выводы по второй главе…………………………………………………...........…47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………52
Вытеснение состоит в бессознательно мотивированном забывании, или избегании осознания внутренних побуждений и внешних событий, которые репрезентируют соблазны, неосуществимые и пугающие желания, а также наказания за запретные наслаждения, даже если просто намекают на них. Информация блокируется, чтобы помешать ее воздействию и избежать страданий при осознании. Тем не менее, хотя вытесненное не переживается на сознательном уровне, оно сохраняет свою действенность и продолжает оказывать влияние с бессознательного уровня.
Конфликты возникают в случаях, когда происходят события, относящиеся к событиям, вытесненным в прошлом. Если попытка вытесненного найти разрядку в виде дериватов (производных) терпит неудачу, то возникает стремление вытеснить любое событие, ассоциативно связанное с изначально вытесненным материалом. Этот процесс получил название «вторичного вытеснения».
Собственно вытеснение – основной механизм истерии. Отношение к неприемлемым вещам таково, словно они не существуют, при этом вытесняются, например, сексуальные побуждения, агрессивность же признается и расценивается как зло. Поскольку вытесненное продолжает существовать на бессознательном уровне и формирует дериваты, вытеснение никогда не происходит раз и навсегда, на его поддержание требуется непрерывный расход энергии, так как оно постоянно стремится к разрядке, а для реализации других целей энергии уже не хватает [11]. Этим ученые и объясняются некоторые виды невротической усталости, то есть типичное невротическое чувство неполноценности соответствует энергетическому истощению.
Регрессия представляет собой простой защитный механизм, который относится к подфазе воссоединения, когда, по мнению О. Фенихеля [35], при фрустрации индивид имеет свойство обращаться к ранним периодам жизни, когда испытывал большее наслаждение, и к более ранним видам удовлетворения, которые были полнее. Выраженность данного механизма зависит от степени колебания при принятии нового способа удовлетворения и силы фиксации на прежних способах.
Тогда как другие защитные
механизмы запускаются
В патологии рассматривают следующие варианты развития регрессии [21]:
Из вышесказанного следует, что соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности, то есть когда регрессия определяет стратегическую линию преодоления жизненных трудностей индивида, этот человек вполне может быть охарактеризован как инфантильная личность.
Это определение не совсем
вписывается в структуру
Изоляция аффекта – это отделение аффективного аспекта переживания или идеи от своей когнитивной составляющей [25].
Изоляция аффекта считается в психоанализе самой примитивной из «интеллектуальных защит», а также базовым образованием в механизме действия таких психологических операций как интеллектуализация, рационализация и морализация. Когда первичной защитой становится изоляция, и паттерн жизни отражает завышенную оценку значимости рассуждений и недооценку чувств, тогда структура характера определяется как обсессивная.
О. Фенихель [35] также считал, что данный механизм защиты превалирует в компульсивных неврозах, когда пациенты не забывают своих патогенных травм, но у них утрачиваются связи с ними и эмоциональная значимость.
Прототипом изоляции у условно нормальных людей является логическое мышление, которое состоит в устранении аффективных ассоциаций в интересах объективности. Компульсивные невротики в своих изоляционных устремлениях представляют собой карикатуру на нормальных мыслителей и зачастую свободные ассоциации им не удаются, так как они всегда жаждут порядка, рутины, системы, что с психологической точки зрения означает нежелание освобождаться от своих изоляционных тенденций [19].
Интеллектуализация – защитный механизм, представляющий собой процесс мыслительной деятельности, подменяющий эмоциональное переживание и препятствующий чувственному восприятию реальности, вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта [25].
Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями приблизительно таким же способом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональным значением, это свидетельствует о значительной силе Я, и защита действует эффективно. Однако, если человек оказывается неспособным оставить защитную когнитивную неэмоциональную позицию, то другие склонны интуитивно считать его эмоционально неискренним и его способности к игровому поведению становятся сильно ограниченными.
Интеллектуализация может быть интенсивной в подростковом и юношеском возрасте, когда у юного человека превалируют сильные сексуальные и агрессивные импульсы.
Рационализацией называют процесс логического, рассудочного объяснения человеком собственных мыслей, установок, поступков и действий, позволяющий оправдывать и скрывать их истинные мотивы [12]. К. Хорни писала, что рационализация – это «самообман посредством логического рассуждения» [36, С.390]. Этот вид защиты работает доброкачественно, если он позволяет человеку наилучшим образом выйти из трудной ситуации с минимумом негативных эмоций. Рационализация проявляется не только в когнитивной, но и поведенческой сфере, когда поведение выстраивается рационально, по жесткому алгоритму, превращаясь в ритуал. Такое слияние рационализации и ритуальности в поведении наблюдается в обсессивных неврозах, когда человек всегда может рационально обосновать тщательное выполнение навязчивых действий – мытья рук, счета ступенек и т.д.
Морализация – направление человеком своих желаний, действий или поступков в область оправданий или моральных обязательств, поиск обоснований для того, чтобы чувствовать, что он обязан следовать именно в данном направлении [25].
Н. Мак-Вильямс рассматривала морализацию как более высокоразвитую версию расщепления в том смысле, что склонность к морализации является поздней стадией примитивной тенденции глобального деления на плохое и хорошее. В морализации можно выделить действие Сверх-Я, обычно ригидного и несущего только функцию наказания [29]. Морализация является очень важной зашитой в организации характера, которую аналитики называют моральным мазохизмом, такая личность использует морализацию для того, чтобы справиться со своими внутренними переживаниями. Некоторые обсессивные и компульсивные люди также привязаны к этой защите для сепарации аффекта от его когнитивной составляющей.
Раздельным мышлением называют защитный механизм, представляющий собой возможность сосуществования двух конфликтующих состояний без осознанной запутанности, вины, стыда или тревоги [36].
В патологии раздельного мышления авторы обнаруживают людей, которые, к примеру, являются большими гуманистами в общественной сфере, но при этом жестоки в обращении со своими детьми у себя дома, однако, этот термин применим только в тех случаях, когда обе противоречивые идеи или оба действия доступны осознанию. При конфронтации человек, использующий раздельное мышление, будет рационализировать противоречия, чтобы избавиться от них.
Как и другие рассмотренные выше когнитивные защиты, компартментализация является характерной защитой для навязчивых характеров, но, в силу большей примитивности данной защиты, достаточно часто встречается у людей с психическими патологиями вне зависимости от характерологии, например, домашний тиран.
Аннулирование состоит в навязчивом желании сделать противоположное сделанному, но иногда парадоксальным образом заключается в повторении действия, но с установкой на противоположное бессознательное значение [25].
Н. Мак-Вильямс рассматривала аннулирование в качестве зрелого преемника всемогущего контроля, вследствие его магического характера, зрелость же этой защиты в том, что человека, ее использующего, можно побудить, взывая к наблюдающему Я, проанализировать смысл суеверного поведения.
Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым плохое деяние как бы аннулируется, а он может продолжать действовать с чистой совестью. Признание и наказание предотвращают более серьезные наказания. А под воздействием подобных установок у ребенка может образоваться представление, будто некоторые действия имеют способность заглаживать или искупать вину за плохое.
Неудача механизма аннулирования, обусловленная посягательством на защиту со стороны отвергнутых побуждений, может приводить к ряду феноменов, часто встречающихся при компульсивных неврозах (увеличение числа повторений, навязчивый счет с бессознательным значением подсчета необходимых повторений, расширение успокоительных церемоний, навязчивые сомнения и т.д) [7].
Смещение – это механизм защиты, предполагающий перенаправление драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по каким-либо причинам недопустимо [21].
Положительные виды смещения
включают в себя перевод агрессивной
энергии в созидательную
Реактивное образование – это специфическое преобразование негативного аффекта в позитивный или, наоборот, формирование таких осознаваемых установок, эмоций и поведения, которые противоречат подсознательно неприемлемым желаниям и чувствам. Проявление реактивного образования инициируется конфликтом между желанием Я и запретом на удовлетворение этого желания со стороны Сверх-Я.
Большинство патологических
черт характера соответствуют
Индивид, по мнению М. Кляйн, построивший реактивные образования, не формирует защитных механизмов при угрозе со стороны инстинктов, структура его личности изменена так, как будто опасность присутствует постоянно, и он всегда готов с ней встретиться [21]. К примеру, компульсивные невротики с утрированной чистоплотностью и любовью к порядку борются с инстинктивными потребностями в нечистотах и беспорядке; ригидность этих качеств и неожиданные «прорывы» выдают реактивную природу казалось бы позитивных черт характера. З. Фрейд полагал, что такие черты как добросовестность, бережливость и усердие обсессивно-компульсивных личностей являются реактивными образованиями, направленными против желания быть безответственным, беспутным, расточительным, недисциплинированным. Также реактивные образования характерны для параноидного характера, когда враждебные чувства и агрессивные импульсы являются главным содержанием психопатологии [7].
Реверсия, по определению Н. Мак-Вильямс, является способом справиться с чувствами, которые представляют психологическую угрозу собственному «Я», путем проигрывания сценария, переключающего отношение человека с субъекта на объект или наоборот [27]. Достоинством реверсии является то обстоятельство, что человек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, чтобы играть скорее в инициирующую роль, чем отвечающую. Если развивается положительный сценарий, защита будет работать конструктивно, если же имеет место отрицательный сценарий, соответственно, деструктивно.
Идентификацией называют зрелый уровень осознанной (или частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека [25]. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, которые содержат желание проглотить другого человека целиком, до более тонких и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека.
Очевидно, к группе риска относятся те, кто хотя бы в малейшей степени страдает от нарушения базовой идентичности, так как в этом случае возможно скатывание к примитивным формам идентификации – проективной и идентификации с агрессором, характерных для параноидных и психопатических характеров.
Отреагирование вовне – вид защиты, предполагающий поведение или эмоциональные реакции, обусловленные бессознательной потребностью справиться с тревогой и ассоциированной с внутренне запрещенными чувствами и желаниями, а также с навязчивыми страхами, фантазиями и воспоминаниями [25].