Защитные механизмы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стал теоретический анализ защитных механизмов личности.
Для проверки гипотезы был выдвинут ряд задач:
Сделать краткий обзор истории изучения защитных механизмов личности;
Определить принцип действия защитных механизмов личности;
Проанализировать примитивные виды защит и защиты «высшего порядка» и их взаимосвязь с патологическими типами характера;
Сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
ГЛАВА 1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ
ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ……………………………………………….…....7
1.1.История изучения защитных механизмов личности….….......................….….7
1.2.Принцип действия защитных механизмов личности ……….………...….....16
Выводы по первой главе…………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ.28
2.1. Примитивные виды механизмов защиты личности ……….…………….…28
2.2. Защиты личности «высшего порядка» ……………………….…….………..37
Выводы по второй главе…………………………………………………...........…47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….…50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………52

Файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛ ЗАЩИТЫ.docx

— 110.47 Кб (Скачать файл)

Психоанализ придерживается взгляда, согласно которому человек  начинает осознавать различие между полами, в том числе свою принадлежность к определенному полу, не в подростковом или юношеском возрасте, а гораздо раньше – в раннем детстве.

Сексуальность ребенка и  сексуальность взрослого принципиально  различаются между собой тем, что у ребенка она носит парциальный характер: это стремление к удовольствию носит характер наслаждения, получаемого от таких конкретных видов стимуляции, как кормление, сосание, кусание, поглаживания и др. У взрослого человека могут сохраняться подобные инфантильные, детские способы получения удовольствия, хотя они могут маскироваться под более «взрослые» формы поведения: курение, жевание резинки, нетрадиционные сексуальные отношения и др [20]. Но в отличие от ребенка, у взрослого способы получения удовольствия носят более генерализованный (непарциальный) и личностный характер, а зрелые формы взрослой сексуальности и любви несут печать альтруизма, желание заботиться об объектах любви, а не только получение удовольствия.

Механизмы защиты в той  или иной степени присутствуют в  поведении каждого человека, но ученые выделяют «нормальную» защиту, которая бессознательно возникает при переживании вновь прежнего болезненного опыта с целью оградить свое «Я» от повторной травмы, и патологическую как неадекватную силе и характеру стимуляции, вызывающей ее.

По мнению Я.Ю. Телегина, современные представления о «нормальной», развитой системе психологической защиты предполагают оценку следующих характеристик [37]:

  • Адекватность защиты. В том случае, когда человек может восстановиться после той или иной бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать ее;
  • Гибкость защиты. Например, когда человек может использовать разные виды защитных реакций в какой-то определенной, типичной для него ситуации угрозы, т.е. «репертуар» его защитного поведения не задан слишком жестко;
  • Зрелость защиты. Относительно более зрелыми считаются механизмы интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения, без частого обращения к более примитивным формам – проекции, отрицания, интроекции.

Многие психиатры и  клинические психологи, даже и не являющиеся убежденными психоаналитиками, приходят к пониманию роли защитных механизмов в развитии личности. Так, было сказано, что преобладание, доминирование какого-либо защитного механизма может привести к развитию определенной черты личности. Или, наоборот, человек с сильными характеристиками личности имеет тенденцию доверять определенным защитным механизмам как способу совладания с определенными стрессами: так, например, личность с высоким самоконтролем имеет тенденцию использовать интеллектуализацию как основной защитный механизм.

Однако обнаружено, что  у людей с серьезными личностными  расстройствами и нарушениями может преобладать определенный механизм защиты как средство искажения реальности. Например, такое расстройство личности, как паранойя (страх преследования), связан чаще с проекцией, а психопатии – преимущественно регрессией как защитным механизмом личности (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Предполагаемые  взаимосвязи личностных черт, расстройств

личности и  механизмов защиты

Личностные черты

Расстройства  личности

Механизм защиты

Робкий

Пассивно-агрессивный: пас-сивный тип

Вытеснение

Агрессивный

Пассивно-агрессивный: агрессивный тип

Замещение

Общительный

Маниакальный тип

Реактивные образования

Унылый

Депрессивный тип

Компенсация

Доверяющий

Истероидный тип

Отрицание

Подозрительный

Параноидный тип

Проекция

Контролирующий

Обсессивно-компульсивный

Интеллектуализация

Бесконтрольный

Психопатический тип

Регрессия


 

С другой стороны, обнаружено, что у людей с серьезными личностными  расстройствами и нарушениями может  преобладать определенный механизм защиты как средство искажения реальности. Например, такое расстройство личности, как паранойя (страх преследования), связан чаще с проекцией, а психопатии – преимущественно регрессией как защитным механизмом личности.

 

Выводы по первой главе

 

Наиболее общими и значимыми  для исследования чертами и характеристиками защитных механизмов личности, согласно вышеуказанному, представляются следующие:

1. Психологическая защита  – это любые реакции, к которым  человек прибегает неосознанно для того чтобы защитить свои внутренние психические ресурсы, свое Я от таких чувств как гнев, тревога, стыд, вина, а также чтобы «амортизировать» конфликт, фрустрацию и другие ситуации, переживаемые как опасные. Феномен был открыт и впервые описан в парадигме психоанализа.

2. Механизмы защиты возникают  в ситуациях, представляющих серьезное  испытание для человека, превышающих  его внутренние ресурсы и актуальное  развитие.

3. Разнообразие механизмов  защит может объясняться следующими  факторами:

  • защитные механизмы формируются в динамике развития ребенка в зависимости от наличия и характера психотравмирующих факторов его ближайшего окружения и среды,
  • психологическая защита определяется не объективным фактом события, а субъективной оценкой значимости этого события для личности.

4. Некоторые защитные  механизмы могут играть патогенную  роль , так как функционируя, они  требуют больших энергетических  затрат на их поддержание и становятся тяжелым бременем для психики, подготавливая почву для развития невротической реакции.

5. Защитные механизмы  фиксируются в Я, и, по мнению  З. Фрейда, становятся «постоянными способами реагирования, присущими характеру человека и повторяющимися на протяжении всей жизни» [21, С.231], причем как в тех ситуациях, которые напоминают первоначальную опасность, так и в тех, где ее уже не существует, но человек внутренне ее переживает.

В невротическом конфликте (между Я и Оно) инстинктивные  влечения стремятся к разрядке, борясь с противодействующими тревогой, виной, отвращением и стыдом, которые в свою очередь являются мотивами образования защитных механизмов. Обнаружено, что у людей с серьезными личностными расстройствами и нарушениями может преобладать определенный механизм защиты как средство искажения реальности

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ЗАЩИТНЫХ

МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ

2.1. Примитивные виды механизмов защиты личности

 

Если человек, относясь к  себе в целом положительно, допускает  в сознание представление о своем  несовершенстве и недостатках, проявляющихся  в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свое поведение, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь.

Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы о конфликте включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, а смягчается, т.е. человек не может встать на путь самоусовершенствования [5].

Знание концепции психологических  защит и их разнообразия, используемых в человеческой жизни, является решающим для понимания психоаналитической диагностики характера.

К защитам, которые рассматривают  как первичные, незрелые или «примитивные» относят те, которые функционируют на границе между Собственным «Я» и внешним миром. В результате действия этих защит возникает путаница между «Я» и «не-Я», может нарушаться действие принципа тестирования реальности.

Чтобы защита была классифицирована как примитивная, она должна обнаруживать наличие в себе двух качеств, связанных с довербальной стадией развития [9]: иметь недостаточную связь с принципом реальности, а также недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного Я.

С одной стороны, примитивные  защиты – это способы, с помощью  которых ребенок естественным образом постигает мир. Представители психоаналитического подхода предполагают, что эти способы обретения опыта присутствуют в личности каждого индивида, независимо от того, имеет он какую-либо патологию или нет [27]. Довербальные процессы, а также процессы, предшествующие принципу реальности и постоянству объектов, являются той основой, где формируется психика, а проблемы возникают  в тех случаях, когда существует недостаток в более зрелых психологических навыках или когда данные защиты упорно используются для исключения возможных других.

По сути, каждый человек  отрицает, расщепляет и имеет стремление к всемогуществу, однако, большинство людей дополняют эти реакции все же более изощренными способами переработки тревоги и ассимиляции сложной, беспокоящей реальности [37]. Пограничная или психотическая личностная структура обусловлена именно отсутствием зрелых защит, а не только наличием примитивных, – считает Н. Мак-Вильямс [27].

В настоящее время под  «примитивными» защитами понимают следующие: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проекция, интроекция, проективная и интроективная идентификация, расщепление Я, диссоциация. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Зачастую «естественная» работа вытеснения оказывается малоэффективной: или энергия влечения чрезвычайно велика, или информация извне слишком значима и трудно устранима, или угрызения совести обладают большей императивностью, или это действует в комплексе. В таких случаях человек начинает использовать дополнительные искусственные средства по более «эффективной» работе вытеснения.

Примитивная изоляция (аутистическое фантазирование) – это психологический уход в другое состояние сознания, уход от социальных или межличностных конфликтов и замещение напряжения, происходящего от взаимодействий с другими, на стимуляцию, исходящую от фантазий внутреннего мира [21].

Склонность к использованию  химических веществ для изменения  состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции.

Очевидный недостаток этого  вида защиты в том, что она практически  полностью выключает индивида из активного участия в решении межличностных проблем.

Достоинство же изоляции как  защитной стратегии состоит в  том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения, то есть человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него, благодаря чему, он может быть чрезвычайно восприимчив и, как следствие, креативен.

Отрицание – отказ принимать существование конфликта. Считается, что этот очень примитивный и древний механизм формируется на первом году жизни ребенка, так как отрицание неприятной реальности во исполнение желаний очень распространено у маленьких детей [31].

Инфантильное Я для  избавления от нежелательных фактов, использует различные внешние объекты  для проигрывания отрицания реальной ситуации, тогда как в зрелом возрасте Я расщепляется на поверхностную  часть, знающую правду, и некую  глубинную часть, которая может  отрицать правду, в результате происходит отрицание в фантазии.

Зная истину, человек действует  так, как будто ее не существует. В зрелом возрасте только при тяжелых  нарушениях оценки реальности (при  психозах) возможны кардинальные отрицания, в то время как менее тяжелые  расстройства наблюдаются у каждого невротика [7].

Всемогущий контроль – понятие, исходящее от положения А. Фрейд о том, что источник всех событий новорожденный воспринимает в определенном смысле как внутренний: если младенцу холодно, а заботящийся о нем человек его согревает, у ребенка возникает довербальное переживание «волшебного» добывания тепла им самим.

По мере взросления оно  трансформируется в идею вторичного, «зависимого» всемогущества, когда родитель (или объект его заменяющий) воспринимается как всемогущий, идеализированный. По мере дальнейшего взросления, ребенок примиряется с тем неприятным фактом, что ни один человек не обладает неограниченными возможностями, а некоторый здоровый остаток инфантильного ощущения всемогущества сохраняется в личности и поддерживает чувство компетентности и жизненной эффективности [22].

Примитивная идеализация  и обесценивание. Одним из способов, которым ребенок может уберечь себя  этих подавляющих страхов, является вера в то, что кто-то, какая-то благодетельная всемогущая сила обеспечивает защиту .

М. Кляйн относила формирование этих защит к первому году жизни ребенка (дообъектной стадии), когда главным частичным объектом является материнская грудь, которая может быть как «хорошей», так и «плохой» для ребенка [22].

М. Кляйн определяла идеализацию как защиту от персекуторной тревоги. Идеализированный объект в меньшей степени интегрирован в Я, чем любимый, хороший объект, и некоторые люди справляются со своей неспособностью к обладанию хорошим объектом (из-за зависти) путем его идеализации, в то время как такая первичная идеализация не достаточно надежна. При этом объекты приходится менять, так как ни один не может соответствовать.

Информация о работе Защитные механизмы личности