Эколого-экономическая оценка воздействия автотранспорта на воздушную среду Южно-Казахстанской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:18, автореферат

Описание работы

Целью исследования являются: оценка влияния автотранспорта на воздушную среду города Шымкент, определение эколого-экономического ущерба от загрязнения выбросами автотранспорта окружающей среды и разработка экономического механизма по его снижению.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- разработать системную классификацию источников и компонентов для регулирования выбросов в атмосферу от автотранспорта;
- определить влияние загрязнения автотранспортом воздушной среды городской экосистемы на здоровье населения;
- усовершенствовать эколого-экономический механизм управления экологической безопасностью транспортных потоков;
- уточнить расчет годовых масс выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта города Шымкент;
- оценить экономический ущерб, наносимый выбросами автотранспорта в городе Шымкент;
- разработать комплекс экономических природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта на городскую экосистему города Шымкент.

Файлы: 1 файл

ннннн.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

УДК 504+33] : 504.064 :656.13                                               На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

АЙТМУХАНБЕТОВА  ДАМИРА АЛМАТАЕВНА

 

 

 

 

Эколого-экономическая оценка воздействия автотранспорта на воздушную среду Южно-Казахстанской области

(на примере г. Шымкент)

 

 

 

08.00.19 – Экономика природопользования и

охраны окружающей среды

 

 

 

 

 

Автореферат

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена в  Казахском экономическом университете им.Т.Рыскулова

 

 

Научный руководитель:                          доктор геолого-минералогических

                                      наук Кошелев В.К.

 

 

Официальные оппоненты:                      доктор экономических наук

                                                                   Тлеуберген М.А.

 

                                                                   кандидат экономических наук

                                                                   Айдарова А.Б

 

 

Ведущая организация:                             Казахская академия транспорта и 

                                                                    коммуникаций им.М.Тынышпаева

 

 

 

Защита состоится 29 октября 2010г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.45.10  по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Казахском экономическом университете им.Т.Рыскулова по адресу: 050035, г.Алматы, ул.Джандосова, 55, конференцзал №2

 

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Казахского экономического университета им.Т.Рыскулова

 

 

 

 

 

Автореферат разослан «28» сентября 2010г.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук                                                           У.А.Текенов

                                                       

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Охрана атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта становится все более актуальной. В последние годы автомобильный транспорт является одним из основных источников выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух городов. В отдельных городах вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы достигает 50-90%. Одной из основных причин увеличения количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за последние годы является быстрый рост автомобильного парка Республики Казахстан. С ростом парка автомобилей ухудшается состояние окружающей среды городов и, как следствие, ухудшается состояние здоровья их жителей. Это представляет экологическую, экономическую и социальную проблемы, как города, так и страны в целом.

При оценке влияния автотранспорта на состояние окружающей среды первоочередное внимание уделяют оценке и ущербам  от загрязнения окружающей среды  от транспортных средств. Наиболее опасным  видом  загрязнений считаются выбросы в атмосферу отработанных газов, которые непосредственным образом воздействуют  на здоровье человека.

Критерием оценки негативного  влияния автомобильного транспорта может выступать экологический  ущерб, наносимый окружающей среде. Для решения обостряющихся экологических и социальных проблем необходимо совершенствование методов оценки природоохранных мероприятий и их социально-экономической эффективности. На основании этого тема диссертационной работы является актуальной.

Исследования, проводимые в целях снижения  загрязнения от автотранспорта,  показывают, что разрешение этой проблемы сегодня требует принятия комплексных мер. Сложность и многогранность обозначенной проблемы, ее актуальность, а также недостаточная степень ее разработанности предопределяют необходимость разработки новых вариантов решений и определили выбор темы диссертационной работы, ее цели и задачи.

Степень изученности  темы исследования. Теоретические основы эколого-экономической оценки воздействия автотранспорта на воздушную среду достаточно широко представлены в трудах зарубежных специалистов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды, технической эксплуатации автотранспортных средств таких как Дж.Андерсен., Ю.Одум., Ж. Детри, Х. Иносэ, Т.  Хамада, Х.  Коч, С. Томас, российских ученых таких как Павлова У.И., Буралев Ю.В., Кузнецов Е.С., Рузский А.В., Дьяков А.Б., отечественных ученых, таких как М.С. Тонкопий, Е.М. Упушев, В.К. Кошелев, С.М. Мукаулы, Ибришов Н.Н.; Сабетов А.С., в статистических и документальных материалах, характеризующих состояние автотранспортной системы в городах Казахстана, в частности, в ЮКО, а также отечественный и зарубежный опыт в области экономико-математического моделирования.

Цель и задачи исследования:  Целью исследования являются: оценка влияния автотранспорта на воздушную среду города Шымкент,  определение эколого-экономического ущерба от загрязнения выбросами автотранспорта окружающей среды  и разработка экономического механизма по его снижению.

Для достижения цели исследования были поставлены  следующие задачи:

- разработать системную  классификацию источников и компонентов  для регулирования выбросов в  атмосферу от автотранспорта;

- определить влияние  загрязнения автотранспортом воздушной  среды городской экосистемы на  здоровье населения;

- усовершенствовать эколого-экономический  механизм управления экологической  безопасностью транспортных потоков;

- уточнить расчет годовых  масс выбросов загрязняющих веществ  от автотранспорта города Шымкент; 

- оценить экономический  ущерб, наносимый выбросами автотранспорта в городе Шымкент;

- разработать комплекс  экономических природоохранных  мероприятий по снижению негативного  воздействия автотранспорта на  городскую экосистему города  Шымкент.

Предметом исследования является оценка ущерба от  загрязнения и разработка мер по защите окружающей среды города Шымкент от выбросов автотранспорта.

Объектом исследования является автотранспорт города Шымкент, его работа и влияние на экологическое состояние окружающей среды и здоровье населения.

Теоретической, методологической и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теории и практики эколого-экономической оценки воздействия автотранспорта на воздушную среду, определения экономической эффективности системы управления экологической безопасности автотранспорта, а также законодательные акты, Указы Президента Республики Казахстан, Постановления Правительства РК по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Информационной базой  исследования  являются материалы Агентства               РК по статистике, данные региональных органов управления Южно-Казахстанской области, отчеты научно-исследовательских институтов города Шымкент, нормативно-справочные материалы.

В процессе работы над  диссертацией применялись методы статистического, экономического анализа, экономико-математического моделирования, методы научного обобщения опыта и др.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке комплексного подхода к эколого-экономической оценке воздействия автотранспорта на воздушную среду Южно-Казахстанской области на основе выбора рациональных путей ограничения роста автомобильных выбросов.

Положения, выносимые  на защиту. В ходе исследования получены следующие результаты, выносимые на защиту:

- разработана и обоснована  системная классификация источников  и компонентов регулирования  выбросов от автотранспорта, многоуровневая  иерархическая структура, которая  обеспечивает полноту и дифферинцированность  выбора рациональных путей ограничения  роста автомобильных выбросов;

– усовершенствована  методика расчета ущерба за загрязнение  окружающей среды автотранспортом, позволившая качественно и количественно  определить размеры экономического ущерба;

– предложен эколого-экономический  механизм снижения уровня загрязнения окружающей среды транспортными потоками, ориентированный на достижение условий экономичности и экологической безопасности;

– обоснован комплекс и экономический эффект природоохранных  мероприятий от снижения негативного  влияния выбросов автотранспорта на окружающую среду города Шымкент;

Научная и практическая значимость работы. Элементы экономического механизма управления экологической безопасностью автотранспорта могут быть использованы при разработке законодательных актов, ГОСТов и других документов для модернизации и структурной перестройки автотранспортной системы.

Разработанный комплекс мероприятий по снижению загрязнения  от автотранспорта города может быть использован в региональных и  муниципальных программах.

Эколого-экономическая  модель управления безопасностью транспортных потоков позволят отслеживать возможные направления развития подсистемы автотранспорта и использовать их для формирования региональных природоохранных программ.

Предложения, содержащиеся в работе, носят методический характер и имеют практическое значение для стратегии экономического и экологического развития Южно-Казахстанской области.

Апробация и  внедрение результатов исследования. Основные положения работы доложены: на Международном научном форуме «Вторые Рыскуловские чтения» (Алматы, 2007);  Международной научно-практической конференции в Жетысуском государственном университете им. И.Жансугурова (Талдыкорган, 2007); Международном научном форуме «III Рыскуловские чтения» (Алматы, 2008).

Научно обоснованные предложения и рекомендации внедрены в программу природоохранных мероприятий, снижающих негативное влияние автотранспорта на окружающую среду г. Шымкент на 2007-2015гг., которая используется Департаментом природных ресурсов и регулирования природопользования Южно-Казахстанской области. Также научно обоснованные предложения и рекомендации внедрены в учебный процесс по дисциплинам кафедры «Прикладная экология» Казахского Национального технического университета им.К.Сатпаева: «Экология и устойчивое развитие», «Эколого-нормативная документация на предприятиях», «Экономика природопользования».

 Публикации. Результаты исследования опубликованы в 7 научных работах общим объемом 3,1 п.л., в том числе 4 статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК.

Объем и структура  диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Теоретико-методологические основы оценки воздействия загрязнения от автотранспорта на воздушную среду.

Специфика подвижных  источников автотранспортного загрязнения  в Республике Казахстан, в том  числе в городе Шымкент проявляется:

    • в высоких темпах роста численности автомобилей по сравнению с ростом количества стационарных источников;
    • в пространственной рассосредоточенности автомобилей – они распределяются по территории и создают общий повышенный фон загрязнения;
    • в непосредственной близости к жилым районам (автомобили заполняют все местные проезды и дворы жилой застройки);
    • в более высокой токсичности выбросов автотранспорта по сравнению с выбросами стационарных источников;
    • в сложной технической реализации средств защиты от загрязнений на подвижных источниках;
    • в низком расположении источника загрязнения от земной поверхности, в результате чего отработанные газы автомобилей скапливаются в приземной зоне и слабее рассеиваются ветром по сравнению с выбросами от стационарных источников.

       Южно-Казахстанская область согласно  определению «Национального отчета  по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия» входит  во вторую группу регионов Казахстана по экологическому риску. Данная область является одним из шести экологически неблагополучных регионов Казахстана, а город Шымкент находится в числе трех городов наиболее загрязненных автотранспортом.

Прирост парка  личного автотранспорта увеличился в г.Шымкент с 2004 по 2007 гг. на 11,4%, автотранспортные потоки в последние 2-3 года значительно  возросли. По данным дорожной полиции  в городе зарегистрировано 61583 единиц автотранспорта. Уровень автомобилизации по городу составляет 200 автомобилей на тысячу жителей.

Теоретико-методические и организационные принципы, на которых  основываются проблемы методического  обеспечения задач, оценок нормирования и регулирования вредных веществ, загрязняющих атмосферу, а также выполнение их с учетом экологических решений, имеют особенности, требующие, в частности, проведение системно-классификационных работ по экологическим видам и их источникам, учитывающие специфические условия данной отрасли. Следует отметить, что при системном анализе проблема становится структурированной и тем самым поддающейся решению и реализации. Системный подход, в сущности, направлен на проведение аналитического исследования взаимодействия внутренних и внешних изменений системы. В целом принципы системности и системной ориентации направлены к построению целостности изучаемого объекта, то есть обеспечивают основу всех его частей в интегрированном целом, предусматривают комплексное сведение всего многообразия вопросов в единое целое.

Информация о работе Эколого-экономическая оценка воздействия автотранспорта на воздушную среду Южно-Казахстанской области