Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:18, автореферат
Целью исследования являются: оценка влияния автотранспорта на воздушную среду города Шымкент, определение эколого-экономического ущерба от загрязнения выбросами автотранспорта окружающей среды и разработка экономического механизма по его снижению.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- разработать системную классификацию источников и компонентов для регулирования выбросов в атмосферу от автотранспорта;
- определить влияние загрязнения автотранспортом воздушной среды городской экосистемы на здоровье населения;
- усовершенствовать эколого-экономический механизм управления экологической безопасностью транспортных потоков;
- уточнить расчет годовых масс выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта города Шымкент;
- оценить экономический ущерб, наносимый выбросами автотранспорта в городе Шымкент;
- разработать комплекс экономических природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта на городскую экосистему города Шымкент.
В результате корреляционно-регрессионного анализа установлена прямая зависимость заболеваний с загрязнением. Коэффициент корреляции получился равным 0,72. Особенно на заболеваемость влияют выбросы сажи. Можно сказать, что 60% всех заболеваний населения города Шымкент происходит из-за выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.
Совершенствование экологической безопасности автотранспортных потоков. Как известно, наибольший уровень выбросов загрязняющих веществ от транспортного потока происходит в узловых точках улично-дорожной сети (УДС). Концентрации токсичных веществ на перекрестках в 2,5-4 раза выше, чем на перегонах улиц. Зона влияния перекрестка (зона повышенных концентраций) достигает величины 200метров, при этом важное значение имеет расстояние между регулируемыми перекрестками.
На уровень загрязнения воздушного бассейна города Шымкент со сложившейся застройкой города существенное влияние оказывают методы управления дорожным движением на улично-дорожной сети. По методу управления движением перекрестки подразделяются на регулируемые, нерегулируемые и с круговым движением. В городе Шымкент с повышенной интенсивностью движения транспортных потоков наиболее распространены перекрестки со светофорным регулированием. Поэтому рассмотрим режимы движения транспортных потоков в зоне регулируемого перекрестка, от продолжительности которых в значительной степени зависит токсичность отработанных газов.
Для моделирования движения транспортного потока в зоне регулируемого перекрестка рассмотрим следующие его фазы: движение с постоянной скоростью, замедление, пребывание в очереди (холостой ход), разгон и движение с постоянной скоростью. Однако режимы работы светофоров существенно влияют на продолжительность пребывания транспортного средства в различных фазах движения.
В режиме холостого хода выделяется наибольшее количество окиси углерода (СО), вследствие возрастания выброса продуктов неполного сгорания. Поэтому во многих странах мира нормируемым параметром при проверке автомобиля на токсичность отработанных газов является содержание СО в режиме холостого хода. На режим разгона приходится основная доля выброса окислов азота (Nox). В режиме замедления (режим принудительного холостого хода) наблюдается резкое увеличение доли углеводородов (СхНх) в отработанных газах.
Рассмотрим траекторию движения транспортного средства при различных режимах движения. На рисунке 4 показано 4 вида траектории.
Траектория 1 соответствует движению первого автомобиля, который останавливается на запрещающий сигнал светофора. Автомобиль пребывает в следующих фазах движения: замедление перед перекрестком, пребывание в очереди в период времени равного tk, разгон для достижения постоянной скорости движения.
Траектория 2 – типична для автомобилей, которые проходят все фазы движения.
Траектория 3 – движение последнего автомобиля в очереди у перекрестка. Автомобиль замедляет движение, останавливается на мгновение в конце очереди и разгоняется.
Траектория 4 – движение автомобиля на разрешающий сигнал светофора с постоянной скоростью.
Примечание: составлено автором
Рисунок 4 – Схема движения транспортных средств
Для определения площади фазы замедления и разгона проводим линию ЕF параллельно линии МК (рисунок 4) При этом площадь прямоугольника EOKF соответствует площади фазы замедления, а площадь MLPK – площади фазы разгона автомобиля. Траектории линий, до и после этих трех площадей, соответствуют движению автомобиля с постоянной скоростью.
Таким образом, предположенная
модель движения автомобиля в зоне
регулируемого перекрестка
При известной величине площадей, соответствующим указанным фазам движения, легко установить в любой точке Y вдоль улицы времени пребывания автомобилей в каждой фазе движения в период моделируемого времени. Для этого следует в любой точке Y провести линии (Y1), параллельной оси t, и подсчитать длину различных сегментов этой линии, огражденной различными площадями.
Расчетные показатели экономического эффекта перевода разных типов автомобилей на газовое моторное топливо, в условиях сложившихся цен на моторные топлива и газобаллонное оборудование приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Экономический эффект от перевода автомобилей на газовое моторное топливо
Показатель |
Опель «Вектра» |
НИССАН «Премьера» |
ГАЗ-3302 «Газель» |
ЗИЛ-431 (130) | ||||
Годовой пробег, тыс.км. |
25,0 |
25,0 |
30,0 |
30.0 | ||||
Годовой расход топлива, л |
2250 |
3250 |
5100 |
9000 | ||||
Газовое топливо |
ГСН* |
КПГ** |
ГСН |
КПГ |
ГСН |
КПГ |
ГСН |
КПГ |
Эквивалентное количество ГМТ (ГСН-л, КПГ-нм³) |
2925 |
2250 |
4225 |
3250 |
6630 |
5100 |
11700 |
9000 |
Годовая экономия на топливе, тыс.тг. |
23.65 |
39,15 |
34,15 |
56,9 |
53.5 |
89,25 |
49,5 |
112,5 |
Стоимость комплекта газобаллонного оборудования, тыс.тг. |
21,1 |
56,4 |
22,75 |
75,5 |
26,1 |
71,6 |
37 |
124,9 |
Срок окупаемости: - по времени, мес. - по пробегу, км |
10,7
23000 |
17,2
35800 |
8,0
16700 |
15,9
33100 |
6,0
14700 |
9,5
24000 |
9,3
23300 |
13,3
33300 |
Чистый экономический эффект за 3 года, тыс.тг. |
49,8 |
61,75 |
79,65 |
95,25 |
114,6 |
196,15 |
115,5 |
212,6 |
Примечание – Составлено автором * Сжиженный нефтяной газ; ** Компримированный природный газ |
К технико-экономическим достоинствам двигателей на газе следует отнести следующие показатели:
– увеличенный в 1,5 раза моторесурс, так как при работе газ на смывает масляную пленку на стенках цилиндра, из-за чего снижается износ поршневой группы;
– срок службы масла дольше на 45-50%;
– существенно ниже эксплуатационные расходы на ремонт;
– газ гораздо дешевле бензина или дизельного топлива. Заправившись на одинаковую стоимость, на газовом автомобиле можно проехать путь в 2-2,5 раза больший чем на бензиновом.
Мероприятия по снижению негативного влияния автотранспорта на воздушную среду города.
На основе полученных данных негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух можно предложить следующий комплекс первоочередных градорегулирующих и организационных решений:
1. Строительство подземных
пешеходных переходов, в
2. Перераспределение
транспортных потоков на
3. Создание системы
регулировки уличных
4. Создание уличного защитного озеленения.
5. Создание автоматизированной системы регистрации уровня загрязнения с целью оповещения населения о качестве атмосферного воздуха на перекрестках.
6. Проведение регулярных
влажных уборок асфальтовых
7. Поддержание надлежащего качества дорожного полотна.
8. Использование экологически чистого топлива.
Основными стратегическими направлениями по снижению негативного воздействия от автотранспорта на атмосферный воздух являются:
– введение ограничений въезда автотранспорта на отдельные территории города;
– экономическое стимулирование улучшения экологических характеристик автотранспорта с введением административных и налоговых льгот;
– повышение эффективности организации движения автотранспорта за счет строительства дорожных развязок;
– ужесточение требований к парковкам и размещению автотранспорта с использованием поступивших от парковок средств на развитие общественного транспорта;
– повышение качества
моторного топлива, в том числе
улучшение экологических
– переоборудование общественного транспорта для использования газообразного топлива;
– развитие общественного транспорта как альтернативы использования частного автотранспорта;
– развитие сети городского электротранспорта.
В результате проведенных исследований разработаны мероприятия по снижению негативного влияния выбросов автотранспорта на окружающую среду и оздоровлению экологической обстановки г. Шымкент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертационном исследовании получены следующие результаты:
1. Выбросы автотранспорта являются основным источником загрязнения воздушной среды г.Шымкент. За последние годы экологическая обстановка в г.Шымкент ухудшилась из-за роста количества автомобилей и выбросов загрязняющих веществ от них.
2. Результаты исследования
здоровья жителей, проживающих
В результате проведенного корреляционно-регрессионного анализа выявлено, что 60% заболеваний населения г.Шымкент связано с выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта.
Ежегодно от выхлопных
газов и продуктов работы автотранспорта
в атмосферу г.Шымкент
Проведенный социологический опрос показывает, что население неудовлетворено экологической обстановкой в городе и считает, что одной из основных причин загрязнения окружающей среды являются выбросы автотранспорта. Жители города ощущают вредное влияние загрязнения окружающей среды на своем здоровье.
3. Рекомендуемая
4. Проведен расчет массы загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу г.Шымкент за период 2002-2007гг. Увеличение количества загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу города Шымкент от автотранспорта, объясняется тем, что вырос парк автотранспорта г.Шымкент (за последние 3 года он увеличился на 11.4%) и возросла интенсивность его использования. Из наших расчетов следует, что количество выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта г.Шымкент за 2005-2007гг. возросло на 25,245 тыс.тонн или на 21%. Выбросы, по оксиду углерода увеличились на 12,721 тыс.тонн, по углеводородам на 7,572 тыс.тонн, по оксидам азота на 2,640 тыс.тонн, по диоксиду серы на 0,256 тыс.тонн, по саже на 0,083 тыс.тонн.
5. Критерием оценки
влияния вредного действия
В качестве мероприятия для снижения уровня выбросов выбрано введение координированного светофорного управления по перекресткам, что уменьшает число остановок транспортного потока перед перекрестками, пешеходными переходами, автобусными остановками и т.д.
Как показывает расчет по основным перекресткам г.Шымкент после внедрения мероприятия, ущерб от выбросов оксида углерода составил 12 854 835 тенге\год, от улеводородов составил 1 726 787,3 тенге\год; от оксида азота – 1 306 791,3тенге\год
Годовая экономия от снижения экологического ущерба при внедрении координированного управления составила: по оксиду углерода 26 943 179 тенге\год, по выбросам углеводорода 3 578 588,2 тенге\год; по оксиду азота2 752 760,1 тенге/год
6. Разработана и предложена
программа природоохранных
7. Рассчитан экономический
эффект от переоборудования