Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:32, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо
ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС
Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане
Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан
ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция
ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
Выводы и рекомендации
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление
ЛЕКЦИЯ 9 Положение о порядке оценки воздействия на окружающую среду
Для студентов экологов специальности 330101-05 курс 5
в рамках Программы ЕЭК ООН «Региональный диалог и сотрудничество по управлению ресурсами в Республике Таджикистан»
Курс лекций по дисциплине :
оценка воздействия на окружающую среду
Обзорная лекция
«Законодательство Республики Таджикистан в сфере оценки воздействия на окружающую среду в контексте внедрения и применения Конвенции Эспо»
Содержание
ЛЕКЦИЯ 1 Введение Конвенция Эспо
ЛЕКЦИЯ 2 Закон РТ «Об экологической экспертизе» (2012). Общие подходы к оценке системы ОВОС
Правовые основы ОВОС и экологической экспертизы в Таджикистане
Статья 7. Закон РТ «Об экологической экспертизе» Объекты экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 3. Порядок оценки воздействия на окружающую среду
- ОВОС
ЛЕКЦИЯ 4 - Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Статья 17. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Статья 15. Закон РТ «Об экологической экспертизе»
Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
ЛЕКЦИЯ 5 . Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном
Контексте
Указ № 1287 «О присоединении к Конвенции Европейской Экономической Комиссии по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»
Полномочия Правительства Республики Таджикистан
ЛЕКЦИЯ 6 Общие положения Порядка оценки воздействия
на окружающую среду
Орхусская конвенция
ЛЕКЦИЯ 7 Национальная система ОВОС
ЛЕКЦИЯ 8 Выявление объектов с вероятным трансграничным воздействием и уведомление
ЛЕКЦИЯ 9
-
Список сокращений
Законодательство и использованные материалы
Приложения:
1) Общая схема процесса ОВОС (согласно Порядку оценки воздействия на окружающую среду)
2) Объекты
и виды деятельности, подлежащие
процедуре ОВОС (согласно Порядку
оценки воздействия на
3) Типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании (согласно Порядку оценки воздействия на окружающую среду)
4) Основные законодательные акты, программы, концепции, стратегии Таджикистана и международные соглашения в области охраны окружающей среды
ЛЕКЦИЯ 1
Введение
Данный цикл лекций подготовлен в рамках проекта «Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте: усиление потенциала и возможное применение в Таджикистане», который осуществляется в рамках Программы ЕЭК ООН «Региональный диалог и сотрудничество по управлению водными ресурсами», финансируемой Правительством Германии посредством GTZ. Проект направлен на достижение лучшего понимания тех возможностей, которые предоставляет странам при развитии ими трансграничного сотрудничества Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо 1991 года, далее- Конвенция Эспо).
Основной задачей данного цикла лекций является обзор существующего законодательства Республики Таджикистан (РТ) в сфере оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в контексте применения Конвенции Эспо и выявление пробелов в национальном законодательстве в этой сфере с целью определения потребностей совершенствования
законодательства об ОВОС и его трансграничных аспектов.
Данный цикл лекций включает не только анализ положений, связанных с трансграничными вопросами, но и в целом рассматривает национальную систему ОВОС и её отдельные элементы. Соответствие международно-признанным принципам и наличие определённых элементов в национальной процедуре ОВОС, например, таких как механизмы выявления объектов и видов деятельности, имеющих существенное воздействие на окружающую среду, участие общественности, содержание материалов ОВОС и др., способствует надлежащему применению не только Конвенции Эспо, но и других международных обязательств Таджикистана, а также способствует осуществлению соответствующих процедур, предусмотренных требованиями международных финансовых учреждений, которые финансируют проекты развития в Таджикистане (таких как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).
Ряд конвенций ЕЭК ООН об охране окружающей среды содержат ссылки на Конвенцию Эспо, в том числе, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Во многих глобальных экологических конвенциях общего характера, например, в Конвенции о биологическом разнообразии изложены требования в отношении оценки воздействия на окружающую среду и однозначно подчеркивается желательность проведения также и трансграничных оценок.
Данный цикл лекций также вобрал в себе материалы рассмотренные на национальном семинаре «Законодательство и процедуры для применения Конвенции Эспо в Таджикистане» в рамках Программы ЕЭК ООН-GTZ «Региональный диалог и сотрудничество по управлению водными ресурсами» (22-23 июля 2010г., г. Душанбе).
На этом семинаре в рамках Программы ЕЭК ООН-GTZ (22-23 июля 2010г., г. Душанбе) представителям органов власти и неправительственных организаций среди общих проблем указывались отсутствие или нехватка актуальных данных о состоянии окружающей среды и её отдельных компонентов, отсутствие методических рекомендаций по практическим методам выполнения ОВОС, а также указывалось на необходимость подготовки экспертов в этой сфере. Также, высказывались опасения того, что присоединение к Конвенции Эспо и её применение может повлечь за собой проблемы, связанные с функционированием существующих предприятий на территории Таджикистана, а также с возможностью других стран блокировать реализацию новых проектов. Необходимо подчеркнуть, что Конвенция Эспо не ослабляет прав государства самому принимать решения по осуществлению на своей территории проектов в области развития. Конвенция требует только того, чтобы результаты оценки воздействия той или иной планируемой деятельности на окружающую среду и замечания, полученные от властей и общественности в какой-либо затрагиваемой Стороне, были должным образом учтены.
Справка : Конвенция Эспо
Конвенция ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо), подтверждая необходимость обеспечить экологически обоснованное и устойчивое развитие была подписана в 1991 году. Она налагает на Стороны Конвенции проводить оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду сопредельных государств, если эта деятельность может оказать трансграничное воздействие.
Конвенция вошла в силу 1997 году и из стран ЦА в настоящее время Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан являются ее членами. Однако страны ЦА, как стороны Конвенции Эспоо, так и не являющиеся ее членами, по ряду причин испытывают определенные трудности с практическим выполнением положений Конвенции Эспоо. Проведение оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте предполагает согласованность выполнения ее процедур со всеми заинтересованными сторонами.
Необходимо отметить, что страны Центральной Азии (ЦА) в рамках подготовительного процесса к Всемирному Саммиту по устойчивому развитию, состоявшемуся в 2002 г. в Йоханнесбурге инициировали субрегиональную инициативу по устойчивому развитию, которая нашла закрепление в итоговых документах Саммита, и впоследствии нашла продолжение и развитие в итоговых решения 5-й Общеевропейской конференции министров охраны окружающей среды в рамках процесса «Окружающая среда для Европы», состоявшейся в Киеве в мае 2003 г. Среди общих субрегиональных целей и индикаторов страны Центральной Азии определили необходимость продолжения работы по присоединению к трансграничным региональным конвенциям и согласованию процедур ОВОС.
В целях укрепления субрегионального сотрудничества и выполнения вышеприведенных решений, а также решений III Совещания Сторон Конвенции Эспоо, состоявшейся в июне 2004 г. в г.Цавтат, Хорватия, была предпринята разработка данного Руководства. Инициатива по разработке данного Руководства принадлежит Правительству Кыргызстана и оно было разработано уполномоченными экспертами стран Центральной Азии в сотрудничестве с Региональным Экологическим Центром ЦА, Секретариатом Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и ЕЭК ООН при финансовой помощи Правительства Швейцарии и ОБСЕ.
Представляется, что его практическое применение станет еще одним шагом в региональном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития. Практика трансграничных ОВОС со времени принятия Конвенции Эспоо, имеющая место в ряде стран региона ЕЭК ООН, оказалась весьма полезной. Благодаря трансграничному подходу к ОВОС, воздействие на окружающую среду анализируется с учетом всех составляющих – политических, экономических, социальных и процессуально – правовых. Кроме того, трансграничные ОВОС смягчают напряженность между заинтересованными Сторонами – государствами. Качественное решение выдвигаемых к рассмотрению вопросов зависит от уровня осведомленности и ценностей всех заинтересованных сторон и общественности.
Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте может помочь предотвратить и/или минимизировать трансграничное негативное влияние и более того, процедура трансграничной оценки воздействия на окружающую среду будет вкладом в развитие диалога между странами по разработке планов предотвращения ухудшения состояния окружающей среды региона.
ЛЕКЦИЯ 2
1. Общие подходы к оценке системы ОВОС
Система оценки воздействия на окружающую среду в РТ, как и в большинстве стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) в широком её понимании состоит из двух основных стадий:
1- оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и
2- государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).
ОВОС, как правило, проводится
заказчиками планируемой
В связи с тем, что ОВОС дословно переводится на английский как Environmental Impact Assesment –EIA, иногда, в процессе сравнения с международным законодательством или западной системой ОВОС (Environmental Impact Assesment –EIA), существующей в странах ЕС или США, её отождествляли с одноимённой стадией подготовки материалов ОВОС без учёта ГЭЭ. В некоторых случаях, наоборот, только экологическая экспертиза рассматривалась как аналог ОВОС- EIA. Это зачастую приводит к путанице в понятиях, а также к тому, что попытки внедрения международных подходов в ту или иную стадию без учёта системы в целом не достигают ожидаемого результата.
Оценивая систему оценки воздействия на окружающую среду на соответствие международным нормам и правилам, а также при сравнении с процессом ОВОС – EIA в других странах, следует рассматривать в совокупности процесс ОВОС, осуществляемый заказчиком, и процесс государственной экологической экспертизы (ОВОС+ГЭЭ).
Следует отметить, что в законодательстве Республики Таджикистан, в отличии от некоторых других стран ВЕКЦА, довольно чётко определены и законодательно закреплены положения, касающиеся порядка проведения ОВОС, а также соотношение ОВОС и ГЭЭ.
(«ПОРЯДОК оценки воздействия на окружающую среду» Утверждена постановлением правительства Республики Таджикистан от 3 октября 2006 года №464)
Основным нормативно-правовым актом, который служит правовой основой для ОВОС и ГЭЭ, является Закон РТ «Об экологической экспертизе». Законодательством также закреплено, что ОВОС является частью процесса планирования новых объектов и видов деятельности: «Планирование новых объектов и видов деятельности, которые могут оказать влияние на окружающую среду, осуществляется на основе документации по оценке воздействия на окружающую среду, подвергаемой в обязательном порядке государственной экологической экспертизе».
Информация о работе Лекции по "Оценка воздействия на окружающую среду"