Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 00:52, статья
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные материалы: материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году, документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994).
•речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
• обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о
природе с помощью слова',
• наблюдение -
самостоятельная познавательная деятельность,
обеспечивает получение информации о
природе и деятельности людей
в природе;
• просмотр книг, картин,
телепередач природоведческого содержания
- деятельность, способствующая получению
новых и уточнению
имеющихся представлений о природе.
Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.
ВОСПИТАТЕЛЬ - НОСИТЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Воспитатель - главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта его личности
определяют результат его деятельности - продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:
понимание экологических проблем
и причин, их порождающих,
ощущение гражданской ответственности
за сложившуюся ситуацию,
желание и действенная готовность изменить
ее;
профессионализм и педагогическое
мастерство: владение методико-
экологического воспитания дошкольников,
понимание целей и
задач экологического воспитания, систематическая
реализация конкретной технологии в практике
работы с детьми, творческий поиск в
ее совершенствовании;
общая ориентация и практикование
новой гуманистической модели воспитания:
создание благоприятной атмосферы проживания
тетей в детском саду, забота о физическом
и психическом здоровье,
использование личностно-ориентированных
методов воспитания, индивидуализация
в работе с детьми и семьей.
Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание глобальных, общепланетарных проблем, экологических проблем России (своей страны) и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы. Это - общечеловеческий, общегражданский фундамент - начало экологической культуры любого человека, который определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания школьников.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно выделить (условно) четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности1.
«Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ» - главный метод экологического воспитания детей. Он «направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов - результатов выращивания - позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.
Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
Организация длительных наблюдений (циклов) - это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.
«Метод отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми.
«Словесно-литературный метод» выделяется в самостоятельный из «метода отраженной природы» в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания - проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.
Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей воспитателем-мастером они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.
Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, ему позволяет постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой - замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность - одно из свойств педагогического мастерства - в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.
Экологическая культура воспитателя (специалиста дошкольного воспитания) приобретает массовый характер при условии перестройки системы образования в педколледжах (педучилищах) и пединститутах. Изменение должно затронуть прежде всего основной предмет -методику ознакомления детей с природой: необходимо ее преобразование в методику экологического воспитания. В рамках нового курса студенты педколледжа (педучилища) должны освоить основы экологии (специально разработанный для воспитателей практический курс) и соответственно методику экологического воспитания дошкольников.
Педагогический вуз к этому практическому базису добавляет теоретический аспект: философские, психолого-педагогические, медицинские основы экологического воспитания. Широта экологической культуры позволит специалисту с высшим образованием на должном уровне реализовать практику методической преподавательской, исследовательской или организаторско-управленческой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Практическая организация и постановка дела в области экологического воспитания в настоящее время имеет первостепенное значение: с одной стороны, имеется значительное отставание «дошкольного звена» от звена среднего образования, развитие и продвижение которого уже более 20 лет осуществляется лабораторией экологического образования в системе АПН РАО, а с другой - совершенно очевидный поворот практики дошкольного воспитания в сторону «экологии», активный поиск и самостоятельное создание технологий и программ. Организация и управление экологическим воспитанием дошкольников определяются спецификой административных уровней.
Федеральный уровень. Главная задача - создание центра с многофункциональным значением, в котором будут осуществляться изучение проблемы, разработка пакета практических материалов, их апробация, внедрение и распространение.
Важным аспектом являются мероприятия по стимулированию создания, а затем лицензированию национально-региональных программ: многообразие форм и технологий экологического воспитания дошкольников в условиях большого географического и социального разнообразия России не только целесообразно, но и необходимо.
Республиканско-областной уровень. Главные задачи: систематическое, целенаправленное повышение уровня экологической культуры различных специалистов дошкольного воспитания, осуществляемое через систему повышения квалификации; финансово-организационная и методическая поддержка инициативы снизу по внедрению существующих и созданию новых программ экологического воспитания; открытие экспериментальных площадок.
На этом уровне в систему повышения квалификации, а также для процедуры лицензирования следует привлечь различных высококвалифицированных специалистов, представителей ведущих предприятий республики (области), имеющих то или иное отношение к проблемам экологии (преподавателей вузов, работников медицинских учреждений, лекторов из общества «Знание») и комитетов по охране природы. Периодическое проведение научно-практических конференций по вопросам экологического образования поможет выявлению и распространению передового педагогического опыта.
Районно-городской уровень. Администрация обеспечивает непосредственную жизнедеятельность конкретных учреждений. Своевременная организационная и методическая помощь и поддержка могут стать решающим фактором в инновационной деятельности детского сада. На этом уровне важна координация усилий отдельных учреждений и создание комплектов непрерывного экологического образования. Дошкольное учреждение может успешно сотрудничать со школой, станцией юных натуралистов, домом творчества, лицеем и т.д. Комплексы такого рода взаимообогащают друг друга и реализуют на практике непрерывное экологическое образование.
Другой важной задачей районно-городского отдела образования является подготовка дошкольных учреждений к аттестации. Показателем высокого уровня в области экологического воспитания дошкольников могут быть следующие параметры: экологически грамотно оформленная зеленая зона детского сада; система в работе педколлектива по повышению уровня экологической культуры взрослых, осуществляемая на протяжении не менее 2-3 лет; достаточный уровень экологической воспитанности у старших дошкольников - наличие элементов осознанно-правильного отношения детей старшей и подготовительной к школе групп к объектам природы, вещам, которые их окружают, наличие знаний о природе - понимания элементарных экологических зависимостей.
Подготовка и открытие экспериментальных площадок по экологическому воспитанию в передовых дошкольных учреждениях - важная задача районно-городского управления. При этом оно должно обеспечить их правильное функционирование - развертывание в течение 3-4 лет по определенной программе под руководством научного руководителя инновационной деятельности, сбор и обобщение итоговых материалов. Экспериментальная площадка, являясь очагом передовых идей, научно-практическим центром, играет важную роль показательного учреждения не только на районном (городском), но и на областном уровне.
Уровень дошкольного учреждения. Организационно-управленческая деятельность детского сада, занимающегося экологическим воспитанием детей, - это система определенных мероприятий, комплексная реализация которых приводит к научному результату:
организация зеленой зоны, экологически
правильное содержание
растений и животных в помещении и на территории;
создание эколо-
го-оздоровительной развивающей среды
для детей;
накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
проведение непрерывно действующего
семинара-практикума для
педагогического персонала учреждения;
пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;
установление связей с различными
учреждениями (школой, обществом охраны
природы и др.) для взаимодействия по всевозможным
аспектам экологического образования.
В штате детского сада, занимающегося экологическим воспитанием, целесообразно иметь эколога-специалиста с соответствующим образованием, функции которого заключаются в следующем:
бионадзор зеленой зоны учреждения,
руководство ее правильной,
экологически грамотной организацией
и содержанием;
систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии ;
разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (комплексные занятия, экскурсии в природу и др.).
Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.
Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результативность - это итог скоординированного взаимодействия всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом воспитании функций. Медсестра и врач совместно с инструктором по физвоспитанию осуществляют эколого-оздоровительную работу с детьми. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни. Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения.
Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию эколого-эстетического направления. Важная функция методиста - систематическое проведение семинара-практикума...
Информация о работе Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста