Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
Задачи исследования:
1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5
1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ПРИЛОЖЕНИЕ B 71
ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ D 91

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5

1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма 5

1.2 Виды патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9

1.3 Фольклор как средство воспитания личности ребенка 12

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29

2.1 Характеристика уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 29

2.2 Использование фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ А 51

ПРИЛОЖЕНИЕ B 71

ПРИЛОЖЕНИЕ C. 87

ПРИЛОЖЕНИЕ D 91

 

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание гражданина и  патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно  решена без глубокого познания духовного  богатства своего народа, освоения народной культуры. В свете основных тенденций развития современной педагогики – гуманизации образовательного процесса и его открытости культуре – приобщение детей к народной культуре и искусству представляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования.

Национальная программа  дошкольного образования «Пралеска» ориентирует на воспитание, основанное на традициях народной педагогики. В соответствии с действующей  «Концепцией эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь» - создание условий для воспитания духовно развитой личности – одна из главных задач современной  системы образования.

Основными принципами государственной  политики в сфере образования  являются национально-культурная основа и приоретет общечеловеческих ценностей. Одной из основных задач дошкольного  образования в программе «Пралеску» выступает расширение и углубление знаний детей о самоценности и  многообразии природы, приобщение к  общечеловеческим и национальным культурным ценностям, формирование национального  самосознания.

Приобщение к истокам  родной культуры должно начинаться с  самого раннего детства. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края – всё это влияет на становление человека.

В развитии патриотических чувств у дошкольников большую роль играет народное искусство. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. Народное искусство, являясь фундаментальным пластом национальной культуры, рассматривается как действенный фактор социализации и развития личности (В.П.Аникин, Т. К. Ахаян, Л.С.Выготский, Н.Ф.Голованова, А.В. Запорожец, Н.И.Кравцов и др.). В дошкольном детстве возможно искреннее погружение в истоки родной культуры, появление незримой связи со своим народом (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, О.И.Капица, А. П. Усова и др.). Важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость народа, его духовную силу, красоту родного языка. В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, ее культуре; даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, А.А. Грибовская, Р.И. Жуковская, Н,А. Курочкина. М.А. Некрасова, О.И. Соловьёва и др.). Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о  предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора будет осуществляться эффективно при условии отбора произведений устного народного творчества и целенаправленного их использования в воспитательном процессе.

Задачи исследования:

      1. Определить условия и факторы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
      2. Раскрыть воспитательные функции фольклора и особенности его использования в педагогическом процессе;
      3. Определить влияние фольклора на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о Родине, развитие чувства патриотизма;

Методы  исследования: анализ педагогической литературы, программных документов; анкетирование воспитателей, беседа с детьми; опытно-педагогическая работа.

 

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Условия и факторы формирования основ патриотизма

На современном этапе  развития общества остаются актуальными  задачи сохранения национальной культуры, народных традиций, приобщение подростающего  поколения к опыту, мудрости народа.

Каждое новое поколение  воспитывается в определенном национальном окружении. Оно «с самого детства подвергается влиянию как экономических, социальных, так и национально-своеобразных явлений: специфических моментов образа жизни, форм культуры и уклада, народный обычаев и традиций, перенимает от людей старшего поколения богатство национального языка, чувство причастности к духовным ценностям своего народа, опрделенных, свойственных народу привычек – норм поведения, вкусов, жихненных ценностей и ориентаций…[11].

Процесс воспитания личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для  эмоционально-психологического воздействия  на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и  поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует  отметить, что целостная научная  концепция формирования гражданина, патриота  в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков  в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического  воспитания, какими средствами следует  его осуществлять.

Чувство патриотизма  многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Теоретический анализ специальной литературы о  сущности понятия «патриотизм», позволяет  прийти к выводу, что этот термин не имеет четкого определения, вопрос о его происхождении и содержании глубоко не изучался, и для каждого  человека он имеет индивидуальный смысл, который зависит от уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта. В  толковом словаре русского языка  слово «патриот» трактуется как  «человек, преданный своей Родине, своему народу, готовый к любым  жертвам и подвигам во имя их интересов» [48, c.232].

Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей  в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам  национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности  к окружающим.

К основным задачам патриотического воспитания дошкольников следует отнести:·а) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;·б) к природе родного края;· к культурному наследию своего народа;·в) воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям [22, с.4].

Термин «патриотизм» во всех словарях трактуется практически  одинаково – это любовь к Родине, а процесс патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении – это «совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня патриотических качеств личности ребенка» [2, c.98].

Под патриотическим воспитанием  также понимают «взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим» [34, с. 6].

Быть патриотом  – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство  возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного  отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

Патриотическое  воспитание невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только  тот, кто любит, ценит и уважает  накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом” (С. Михалков). В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Обращение к  отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории  своего народа, родной культуры поможет  в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись  к истории и культуре других народов.

Проблема патриотического  воспитания дошкольников не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов  указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей  дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием  патриотизма у детей дошкольного  возраста, является обращение к отдельным  аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие "воспитание патриотизма" не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей-дошкольников через познание Родины.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви  к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к  современной жизни, ее достижениям  и проблемам.

1.2 Виды патриотического  воспитания детей дошкольного  возраста

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание  патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения  от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Идея воспитания патриотизма  и гражданственности приобрела  государственное значение.

Цель воспитания патриотизма на этапе дошкольного детства - формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания:

формирование духовно-нравственного  отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу.

формирование духовно-нравственного  отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного  отношения к природе родного  края и чувства сопричастности к  ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих  национальных особенностей, чувства  собственного достоинства, как представителя  своего народа, и толерантного отношения  к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям  и другим людям.)

Дети младшего возраста должны знать: название своей  улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон  объектов, с которыми знакомят старших  дошкольников, расширяется: это район  и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней  улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого  человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для  этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует  от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с  народными промыслами края, народными  умельцами.

К концу дошкольного  периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и  архитектура; каждый народ талантлив  и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее.

Информация о работе Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста