Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:48, реферат
Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. Понятие и виды экологической ответственности. Экологические преступления.
Содержание обязанностей исправительно-трудовых учреждений как природопользователей по охране природы зависит от объекта природопользования. При землепользовании во исполнение ст. 101 Земельного кодекса РСФСР ИТУ должны заниматься рекультивацией земель.
Кроме работ по рекультивации, исправительно-трудовые колонии обязаны проводить и другие восстановительные работы. Это может быть осушение, обводнение, расчистка и т.д.
В соответствии со
ст. 6 Закона Российской Федерации от
21 июля 1993 г. "Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы"
колонии, участвующие в многоцелевом
пользовании лесным фондом Российской
Федерации и дальнейшей переработке
ценной древесины в едином технологическом
цикле, относятся к учреждениям
с особыми условиями
В области лесопользования лесные исправительно-трудовые колонии на основании ст. 35 Основ лесного законодательства Российской Федерации обязаны вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими отрицательное воздействие лесных пользовании на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов. Большое значение при лесопользовании имеет охрана лесов от пожаров, так как пожары вызывают наиболее тяжкие последствия в природной среде.
При использовании водных ресурсов на исправительно-трудовые учреждения возлагается обязанность проводить технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие исполнение требований Водного кодекса РФ по охране вод от загрязнения и истощения.
Говоря об обязанностях
начальника исправительно-трудовых учреждений
в области природопользования, необходимо
отметить и то обстоятельство, что
должностные лица этих учреждений за
нарушение правил охраны природы
несут всю полноту
1.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.
Важнейшим звеном
в сложном государственном
Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.
Надзор за исполнением
законодательства об охране окружающей
природной среды является одним
из главных направлений их деятельности.
Он осуществляется в строгом соответствии
с Федеральным законом "О прокуратуре
Российской Федерации", принятом Государственной
Думой 18 октября 1995 г. (в дальнейшем
— Закон о прокуратуре РФ).
В нем излагаются общие задачи
органов прокуратуры. Более конкретные
задачи прокурорского надзора за
исполнением
В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.
При этом прокуроры
используют преимущества единой централизованной
системы органов прокуратуры, независимой
от местных органов, чего нет у
других природоохранных структур. Органы
прокуратуры в условиях нарастания
экологических правонарушений активно
пытаются закрывать те правовые бреши,
которые не всегда могут закрыть
существующие природоохранные органы.
С этой целью в системе органов
прокуратуры для обеспечения
законности в экологической сфере
созданы и успешно
Все это не означает, что прокуратура подменяет в этих вопросах соответствующие контрольные природоохранные органы. Основные усилия и действия прокуроров концентрируются прежде всего там, где исчерпываются полномочия контролирующих органов, на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и затрагивающих интересы большого количества населения.
Каждый год прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологических преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.
Спектр допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.
В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.
Другой важной задачей прокуратуры следует считать организацию взаимодействия с этими органами.
При этом следует
исходить из следующего. Во-первых, природоохранные
органы обладают всеми необходимыми
правами и возможностями по выявлению,
пресечению и устранению нарушений
природоохранительного
Прокурорский надзор
может осуществляться всегда, когда
исполняется законодательство об охране
природы, но это не означает, что
обязательно его осуществлять. Ведь
законодательство может исполняться
надлежащим образом и без вмешательства
прокуратуры, когда его соблюдение
контролируют природоохранные органы,
т.е. тогда, когда отсутствуют явные
основания для прокурорского
вмешательства. Основания для такого
вмешательства могут
Прокуроры обязаны
активно и квалифицированно применять
весь имеющийся в их распоряжении
арсенал правовых средств для
своевременного и полного выявления
и устранения нарушений
Воздействие в какой-либо
форме на прокурора с целью
повлиять на принимаемое им решение
или воспрепятствовать его
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
В зависимости от
характера нарушений
Протест приносит
прокурор или его заместитель
в соответствии со ст. 23 Закона о
прокуратуре РФ на противоречащий закону
правовой акт в орган или должностному
лицу, которые издали этот акт, либо
обращается в суд. Практика прокурорского
надзора свидетельствует, что издание
правовых актов (приказов, инструкций,
положений и других) в нарушение
природоохранительного
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения выявленного нарушения, закон разрешает прокурору устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста. Закон обязывает о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщать прокурору в письменной форме.
Представление прокурора
является наиболее распространенным средством
реагирования на нарушения
Постановление прокурора выносится, как сказано в ст. 25 Закона о прокуратуре РФ, исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Так, к примеру, в случае обнаружения признаков экологического преступления им выносится мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.
В тех случаях, когда
возникает необходимость
Кроме того, прокуроры
обязаны принимать меры к обеспечению
возмещения материального ущерба, причиненного
нарушениями
Вместе с тем
нельзя не заметить, что, предъявляя иски
в суды и арбитражные суды, прокуроры
нередко тем самым подменяют
другие органы. Подавляющее число
исков, если это не связано с рассмотрением
судами уголовных дел, должны в первую
очередь предъявляться