Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:48, реферат
Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. Понятие и виды экологической ответственности. Экологические преступления.
Однако следует
иметь в виду, что в соответствии
с Арбитражным процессуальным кодексом
РФ, исковое заявление в Высший
Арбитражный суд РФ вправе направить
только Генеральный прокурор РФ или
его заместитель, а в арбитражный
суд субъекта Российской Федерации
— также прокурор или заместитель
прокурора субъекта РФ и приравненные
к ним прокуроры или их заместители
(ст. 41). Это означает, что районные
и межрайонные прокуроры не могут
непосредственно обращаться в арбитражный
суд области. В результате данная
оговорка в законе несколько осложняет
положение межрайонных
Ко всему прочему
прокуроры обязаны осуществлять
контроль за реализацией (исполнением)
внесенных ими актов
Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.
К задачам органов
прокуратуры следует также
Наиболее активной реакции органов прокуратуры в настоящее время требует проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии, захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов и приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п.
Особой задачей прокуратуры является систематическая проверка исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.
Исключительно важной
задачей прокуратуры является надзор
за исполнением международных
Решение всех перечисленных
выше задач было бы невозможно без
постоянного совершенствования
работы по руководству нижестоящими
прокурорами. Генеральный прокурор
РФ обязывает вышестоящих
Проверки исполнения законов проводятся, как сказано в Законе о прокуратуре РФ, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Под информацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления
За последние
годы Генеральной прокуратурой РФ с
Участием природоохранных и
Все чаще прокуроры
стали направлять в суды и арбитражные
суды иски, связанные с загрязнением
рек стоками с городских
Органами прокуратуры
только в 1994 г. выявлено 13587 нарушений
природоохранительного
— выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов в запретных зонах;
— изъятие особо охраняемых природных территорий и лесов первой группы под застройку;
— необоснованное освобождение от платы за загрязнение природной среды;
— выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов;
— использование денежных средств экологических фондов на цели, не связанные с охраной природы;
— присвоение функций
и компетенции федеральных
К сожалению, не всегда
еще по материалам прокурорских проверок
по сведениям, поступающим из контролирующих
органов, при наличии признаков
преступления возбуждаются уголовные
дела. Кроме того, в случае отказа
в возбуждении уголовного дела нередко
не оповещаются органы экологического
контроля для привлечения нарушителей
природоохранительного
В рамках единой системы
органов прокуратуры России наряду
с территориальными прокуратурами,
сложились и функционируют
Начало создания
системы природоохранных
Создание и деятельность
природоохранных прокуратур, особенно
на этапе их становления, сопровождалось
определенными сложностями
Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии позволило обеспечить:
— заметную самостоятельность
и независимость прокуроров от местной
власти и ведомственного влияния
в принятии решений по вопросам исполнения
природоохранительного
— большую координацию
и согласованность следственно-
— усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;
— повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров.
Активность реагирования
специализированных прокуратур на нарушения
природоохранительного
2. Экологическая ответственность.
Юридическая ответственность
за экологические правонарушения и
преступления - есть лишь одна из форм
обеспечения экологической
2.1. Понятие и виды экологической ответственности.
В комплексном виде
законодательное закрепление
Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
К законодательным
актам, содержащим общие положения
об ответственности
- Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
- Закон РФ "Об
особо охраняемых природных
- Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.
- Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г.
- Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.
- Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.
- Закон РСФСР
"О санитарно-
Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КАП) субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.
В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Федерации.
Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.
Как указывалось, деяние
– объективное основание
Однако выделение
нормы, вины и деяния в качестве оснований
в известной мере условно, т.к. даже
в совокупности их недостаточно для
реального привлечения
В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среды и здоровью человека.