Охрана окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. Понятие и виды экологической ответственности. Экологические преступления.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 105.26 Кб (Скачать файл)

Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало  бы не ограничиваться какой-либо одной  моделью их организации. В зависимости  от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать  несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур.

Проведенное изучение приводит к выводу, что нынешняя организационная структура органов  прокурорского надзора в природоохранной  области при всех ее недочетах  в основе своей отвечает современным  экологическим реалиям и требованиям. [8, с.223].

Решение задач.

Задача 1.

Минатомэнергии  РФ обратилось в Минприроды РФ с  ходатайством о выдаче разрешения на ввоз и захоронение на территории РФ радиоактивных отходов атомных  электростанций. Минприроды РФ отказало в выдаче такого разрешения, сославшись на п.3 ст.50 Закона РФ об охране окружающей природной среды. В ответ на это  Минатомэнергии РФ напомнило, что ввоз и захоронение отходов из другого  государства производится в соответствии с заключенными международными соглашениями в порядке выполнения российской стороной взятых на себя международных  обязательств.

Разъясните порядок  и условия применения п.3 от.50 Закона об охране окружающей природной среды  и указания ГТК РФ от 08.07.1992 г. "О  запрещении ввоза на территорию РФ радиоактивных отходов и материалов".

Решение.

Согласно п. 3 ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды" от 19 декабря 19 декабря 1991года № 2060-1 ввоз в целях хранения или  захоронения радиоактивных отходов  и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения  в космическое пространство радиоактивных  отходов и материалов запрещаются.

Указание ГТКРФ  от 8 июля 1992г. № 01-12/71 ссылаясь на вышеуказанную  ст. 50 также запрещает пропуск  на территорию России радиоактивных  материалов и отходов.

Однако согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусмотрено, что международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные законом (читай ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды"), то применяются правила международного договора [1, с. 5].

Таким образом, ходатайство  Минатомэнергии РФ о выдаче разрешения на ввоз и захоронение радиоактивных  отходов атомных электростанций является вполне обоснованным и не противоречащим действующему законодательству.

А п. 3 ст. 50, указанный  выше, распространяет свое действие на те случаи, когда ввоз и захоронение  радиоактивных отходов на территорию страны пытаются осуществить вне  рамок международных соглашений, то есть незаконно.

С человеческой точки  зрения захоронение такого вида отходов  на территории России является следствием недальновидной политики руководства  страны и повлечет за собой еще  не мало проблем в будущем.

Задача 2

В редакцию газеты поступило два письма с вопросами, требующими пояснения. Гражданка Семенова спрашивает: "Можно ли подарить садовый  участок своему сыну? Ему 18 лет".

Гражданка Носова в своем письме спрашивает: "Разрешено  ли на дачных участках строить гаражи?".

Что бы Вы ответили авторам писем?

Решение.

Ответ гражданке  Семеновой.

Нет, вы не можете подарить садовый участок. Согласно ст. 260 Гражданского Кодекса РФ, Вы как владелица Участка  имеете право свободно распоряжаться  своим земельным наделом, в том  числе и подарить. Однако данная статья вступит в действие только после принятия Государственной  Думой Федерального Собрания РФ Земельного Кодекса РФ. В настоящий момент согласно ст.52 Земельного Кодекса владелец садового участка не имеет права  подарить его кому-либо.

Ответ гражданке  Носовой.

Нет, вы не имеете права  построить на дачных участках гаражи. Согласно ст. 81 Земельного Кодекса РСФСР  земельные участки, предоставленные  для дачного строительства, используются для возведения жилого дома, а также  выращивания овощей, ягод, фруктов, цветов. В то же время для строительства  гаражей местными администрациями  выделяются конкретные участки и  исп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов  в области природопользования и  охраны окружающей среды. Экологическая  ответственность

Негосударственное образовательное  учреждение высшего професионального образования «Сергиево-Посадский  гуманитарный институт» (НОУ ВПО  СПГИ)

Контрольная работа по предмету «Экологическое право»

Выполнила: студентка 5 курса заочной  формы обучения юридического факультета Порощай Людмила Александровна

Сергиев Посад

2008 год

Введение.

Охрана  окружающей природной среды –  одна из наиболее актуальных проблем  современности. Научно-технический  прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно  приводят к обострению экологической  ситуации: истощаются запасы природных  ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между  человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и  нравственное здоровье людей, обостряется  экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она  относится к странам мира с  наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды  достигло невиданных масштабов. Экологическая  проблема - проблема номер один в  РФ. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду[1] , каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

1. Место и роль правоохранительных  органов в решении экологических  проблем.

1.1. Природоохранная деятельность органов  внутренних дел.

В соответствии с экологическим законодательством  и приказом МВД РФ от 13 августа 2002 года № 771, органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России. В области охраны окружающей природной  среды они в объеме своей компетенции  осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно  с Министерством здравоохранения  РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также  загородных мест отдыха трудящихся и  пляжей.

Так, например, Главное управление обеспечения  общественного порядка (ГУООП) МВД  РФ в объеме своей компетенции  организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов  милиции по оказанию содействия соответствующим  органам в осуществлении мер  по охране и защите от загрязнения  природных богатств, в борьбе с  браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью.

ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной  инспекцией по безопасности дорожного  движения (ГИБДД). Главным управлением  по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением  и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь  с Роскомрыболовства, Федеральной  службой лесного хозяйства и  другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством  охраны окружающей среды и природных  ресурсов РФ.

В соответствии с приказом МВД РФ от 13 августа 2002 года № 771 в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и  ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие  комиссии по экологическим проблемам  из представителей заинтересованных служб  для организованного контроля и  координации природоохранной деятельности в регионах.

Таким образом, органы внутренних дел относятся  к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей  компетенции, и задачи в области  охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых  направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической  безопасности на территории РФ.

Важным  направлением деятельности органов  внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических  правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности  эколого-правовой деятельности органов  внутренних дел проявляется в  определенном снижении экологических  правонарушений, то их важнейшей задачей  становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических  правонарушений, и разработка мер  по их предупреждению.

В соответствии с действующим законодательством  органы внутренних дел правомочны постоянно  вести работы имеющимися силами и  средствами по выявлению и устранению перечисленных и иных условий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработали различные  формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов.

В предупреждении органами внутренних дел нарушений  природоохранительного законодательства особая роль отводится ведомственной  милиции по охране различных природных  объектов (источников водоснабжения, рыбных запасов и других мест), создаваемой на базе договора с организациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами.

1.2. Природоохранная деятельность  прокуратуры.

Важнейшим звеном в сложном государственном  механизме надзора за исполнением  экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны, вместе со специально уполномоченными  на то государственными органами в  области охраны окружающей природной  среды, обеспечивать экологический  правопорядок.

Надзор  за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды  является одним из главных направлений  их деятельности. Он осуществляется в  строгом соответствии с Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной  Думой 18 октября 1995 г. (в дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного  законодательства нашли свое отражение  в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах  и иных документах Генерального прокурора  РФ. Все они тесно связаны с  основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды ".

В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты, принимаемых ими мер  по устранению выявленных нарушений  и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных  прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

Каждый  год прокурорами направляются в  суды больше тысячи уголовных дел  о варварском использовании природных  ресурсов, загрязнении окружающей среды  и других экологических преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти субъектов  федерации, местного самоуправления, должностных  лиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.

Спектр  допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологически опасных объектов без  заключения экологической экспертизы, незаконное разрешение строительства  в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов  первой группы, присвоение функций  и компетенции федеральных органов  и многое другое.

В связи  с этим первоочередной задачей прокуратуры  является дальнейшее повышение эффективности  ее деятельности за счет усиления надзора  за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных  органам экологического контроля, и  активного требования от этих органов  проведения

Прокуроры обязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал правовых средств  для своевременного и полного  выявления и устранения нарушений  природоохранительного законодательства, от кого бы они ни исходили, принимать  предусмотренные законом меры по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, по привлечению к  ответственности правонарушителей, в том числе и уголовной, преследуя  основную цель — предупреждение нарушений  указанного законодательства. Для этого  они должны широко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования, предоставленные им Законом о  прокуратуре.

Ко  всему прочему прокуроры обязаны  осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов  прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в  полном объеме. При необходимости  им следует проводить контрольные  проверки фактического устранения нарушений  природоохранительного законодательства.

Информация о работе Охрана окружающей природной среды