Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:48, реферат
Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. Понятие и виды экологической ответственности. Экологические преступления.
Данное определение
содержит основные отличительные признаки
экологического правонарушения, но имеет
ряд недостатков. В нем указаны
не все признаки правонарушения; имеет
место тавтология (противоправное деяние,
нарушающее законодательство); перечислены
не все социальные ценности, составляющие
предмет экологических
Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Дисциплинарную
ответственность несут
Порядок привлечения
к дисциплинарной ответственности
определяется трудовым законодательством,
законодательством о
Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).
Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Например, в качестве
дисциплинарного взыскания
Администрация имеет право вместо дисциплинарного взыскания передать вопрос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива или общественной организации.
Общие положения
о возможности применения к нарушителю
экологического законодательства материальной
ответственности содержатся в ст.83
Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды". Порядок ее применения
регулируется трудовым законодательством.
Материальная ответственность заключается
в возложении на причинителя вреда
обязанности возместить расходы, которые
по его вине понесло учреждение,
организация, предприятие или иной
хозяйствующий субъект, с которым
виновный находится в трудовых отношениях.
В соответствии с трудовым законодательством
причинитель вреда несет
При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.
Недопустимо возложение
на работника ответственности за
такой ущерб, который может быть
отнесен к категории
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте нового КАП РФ -мировым судьей или судом).
С учетом неблагополучной
экологической обстановки в стране,
распространенности экологических
правонарушений в проект нового КАП
РФ включены в качестве органов, наделенных
правом рассматривать административные
дела, контрольные органы по охране
окружающей природной среды, органы
геологического контроля, органы Министерства
сельского хозяйства и
Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовом законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они группируются в главе "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры".
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.
Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных в ст.24 КАП РСФСР виды административных взыскании.
2.2. Экологические преступления.
Введение специальной
главы об ответственности за экологические
преступления является одной из новелл
нового УК РФ. В прежнем УК было более
десятка норм об охране природы, но
содержались они в различных
главах, в основном среди норм о
хозяйственных преступлениях. Ныне
в рассматриваемой главе
Прежнее уголовное
экологическое законодательство в
основном было ориентировано на то,
чтобы пресечь расхищение природных
ресурсов. Оно рассматривало природную
среду как своеобразную "кладовку"
природных богатств, отражало безнадежно
устаревшую концепцию приоритета экономических
интересов перед экологическими
и интересами охраны прав человека
на жизнь в благоприятных
В новом УК содержание главы "Экологические преступления", как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.
В связи с изложенным,
усиливается в целом
Раньше в УК преобладали
нормы, предусматривавшие
В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вреда природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14) [7, с.29].
Заключение.
С каждым годом
число экологических
Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.
Эти органы снизу
доверху замыкаются на исполнительную
власть, принимающую окончательные
экономические и экологические
решения. В силу зависимого положения
они часто вынуждены идти на компромиссы,
потакать местническим и ведомственным
интересам, а принципиальная позиция
отдельных контролеров нередко
властями просто игнорируется. В самих
этих органах в последнее время
происходит процесс коммерциализации,
сращивания с теневой экономикой,
укрытия злоупотреблений
В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Сегодня, как никогда
раньше, необходимы: укрепление авторитета
природоохранных прокуратур; создание
стабильных правовых основ деятельности
и взаимодействия их с территориальными
прокуратурами и другими право-
и природоохранными и контролирующими
органами в сфере экологии; активное
участие природоохранных
Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.
Осуществление наиболее
эффективного надзора за исполнением
действующих в сфере экологии
(включая природопользование, охрану
окружающей природной среды, обеспечение
экологической безопасности) нескольких
сотен законов и указов нормативного
характера Президента РФ, оказание
прокуратурой действенной помощи различным
ветвям власти в их деятельности в
сфере экологии представляются возможными
только специализированными
Именно эти прокуратуры
могут наиболее квалифицированно надзирать
за исполнением экологических