Охрана окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

Место и роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. Понятие и виды экологической ответственности. Экологические преступления.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 105.26 Кб (Скачать файл)

Законом о прокуратуре РФ предусмотрена  ответственность за неисполнение требований прокурора.

В настоящее  время эта проблема решается следующим  образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении  виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

Особой  задачей прокуратуры является систематическая  проверка исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку  имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для  решения неотложных природоохранных  задач.

Проверки  исполнения законов проводятся на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Под информацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Наиболее  характерными экологическими нарушениями  являются:

— выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов в запретных  зонах;

— изъятие  особо охраняемых природных территорий и лесов первой группы под застройку;

— необоснованное освобождение от платы за загрязнение  природной среды;

— выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов;

— использование  денежных средств экологических  фондов на цели, не связанные с охраной  природы;

— присвоение функций и компетенции федеральных  органов органами субъектов Федерации.

2. Экологическая ответственность.

2.1. Понятие и виды  экологической ответственности.

За  экологические правонарушения должностные  лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а  предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом  и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов (ст. 81 Закона от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды").

Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях (КАП) субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления  других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.

Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной  среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Эти обстоятельства следует принимать  во внимание при решении вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения.

Задачами  юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в  сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых  правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства  граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности  по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке  реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного  ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

Дисциплинарную  ответственность несут работники  предприятий, учреждений, организаций  независимо от формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий  по охране природы и рациональному  использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного  законодательства при исполнении своих  обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности  определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной  службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении. При этом условия  договоров о труде, ухудшающие положение  работников по сравнению с действующим  законодательством, включая условия  ответственности, являются недействительными. Отличительным признаком состава  дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих  обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).

Дисциплинарная  ответственность выражается в наложении  на виновное лицо дисциплинарного наказания  в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности.

Законодательством, уставами о дисциплине и иными  нормативными актами для отдельных  категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Например, в качестве дисциплинарного взыскания  могут применяться: полное или частичное  лишение премии либо иных средств  поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполном служебном соответствии.

Администрация имеет право вместо дисциплинарного  взыскания передать вопрос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива или общественной организации.

Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в Законе "Об охране окружающей природной  среды". Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в  возложении на причинителя вреда  обязанности возместить расходы, которые  по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым  виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством  причинитель вреда несет ответственность  в размере прямого действительного  ущерба, но не более своего месячного  заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного  деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством  или договором на работника возложена  полная материальная ответственность.

При определении размера ущерба учитывается  только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.

За  совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация  орудия совершения правонарушения; лишение  специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

2.2. Экологические преступления.

Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было ориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных  ресурсов. Оно рассматривало природную  среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономических  интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных  условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении  хозяйственных, военных, научных и  иных проблем.

В новом  УК содержание главы "Экологические  преступления", как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом  государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

В связи  с выше изложенным, усиливается в  целом наказуемость экологических  преступлений с одновременной дифференциацией  уголовной ответственности в  зависимости от характера и опасности  содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и  отягчающих обстоятельств. Конструкция  уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть  вреда, причиненного экологическим  преступлением здоровью или жизни  человека.

Заключение.

С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние  общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике  страны, но и подрывают сами биологические  основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том  числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных  и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел  невозможно.

В сложившихся  экстремальных условиях с охраной  природы крайне негативно следует  расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора  в сфере экологии. Обобщение опыта  работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о  необходимости дальнейшего совершенствования  их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми  и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных  прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами  и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в  сфере экологии; активное участие  природоохранных прокуратур в законопроектной  работе в области экологии.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются  следующие основные понятия:

энергосбережение - организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации;

топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и  преобразованных видов топлива  и энергии, используемых в республике;

вторичные энергетические ресурсы - энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии  или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая  в этом технологическом процессе;

эффективное использование  топливно-энергетических ресурсов - использование  всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами  при существующем уровне развития техники  и технологий и соблюдении законодательства;

рациональное использование  топливно-энергетических ресурсов - достижение максимальной эффективности использования  топливно-энергетических ресурсов при  существующем уровне развития техники  и технологий и соблюдении законодательства;

показатель энергоэффективности - научно обоснованная абсолютная или  удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных  потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная  техническими нормативными правовыми  актами в области технического нормирования и стандартизации;

нетрадиционные и возобновляемые источники энергии - источники электрической  и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных  вод и твердых бытовых отходов;

пользователи топливно-энергетических ресурсов - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в  качестве юридических лиц или  предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь имеют право  заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы;

производители топливно-энергетических ресурсов - субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в  качестве юридических лиц, для которых  любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.

 

Статья 2. Законодательство об энергосбережении

 

Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит  из настоящего Закона и иных актов  законодательства Республики Беларусь, регулирующих вопросы энергосбережения.

 

Статья 3. Субъекты отношений  в сфере энергосбережения

Информация о работе Охрана окружающей природной среды