Основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ трудового воспитания дошкольников в аспекте экологического образования.
2. Изучить влияние различных форм труда по уходу за комнатными растениями на уровень экологической воспитанности.
3. Разработать и внедрить методические рекомендации по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации труда детей в природе в современной психолого-педагогической литературе............................5
1.1. Взгляды отечественных ученых на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.................................5
1.2. Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе...........................................8
Глава 2. Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств экологического образования....................10
2.1. Воспитание начал экологической культуры в процессе труда по уходу за растениями...............................10
2.2.Формы организации труда по уходу за растениями уголке природы..........12
2.3. Методика организации труда по уходу за растениями уголке природы....16
Глава 3. Результаты экспериментальной работы в организации труда по уходу за комнатными растениями...............20
3.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы.............................................20
3.2. Констатирующий этап эксперимента.............................................................23
3.3. Формирующий этап эксперимента.................................................................28
3.4. Итоговый этап эксперимента..........................................................................30
Заключение...............................................................................................................35
Список литературы..................................................................................................37
Приложение.............................................................................................................40

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ТРУДА (эколог. воспит).docx

— 230.36 Кб (Скачать файл)

 Необходимо обеспечить  правильную позу детей в труде.  Так, при переноске воды, лейки  или ведра нужно носить в  обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать  выпрямленным. Важно, чтобы дети  не находились долгое время  в одной и той же позе. С  этой целью следует чередовать  один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской  воды). Орудия труда должны быть  абсолютно безопасны и соответствовать  росту и силам ребенка, но  вместе с тем нужно, чтобы  инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Содержание детского труда  должно быть значимым для группы, всего  детского сада. Тогда и отношение  к нему будет более ответственным.

Таким образом, труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

 

Глава 2. Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями в уголке природы как  одно из средств экологического образования

2.1. Воспитание  начал экологической культуры  в процессе труда по уходу  за растениями

 

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт  ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и  животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через  книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет впечатления, которые ребенок  получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в  детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в  учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень  важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические  особенности каждого объекта  природы - его потребности в тех  или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут  быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни  и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие  растения, агрессивные и непредсказуемые  в своем поведении животные);

- неприхотливые с точки  зрения содержания и ухода  (в детском саду главное внимание  уделяется ребенку, растения и  животные - это «предметная» среда  их жизни, которая помогает  воспитывать; хорошее содержание  растений и животных не должно  отнимать у воспитателя много  времени, сил и внимания) [16, с. 17].

Другой метод - главный  экологического воспитания детей - совместная деятельность взрослых и детей в  зеленой зоне ДОУ.

Создание стационарной развивающей  экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию  «экологических пространств», их совершенствование  и коррекцию, ежедневное поддержание  условий, необходимых для жизни  всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о  «братьях меньших» - растениях и  животных, находящихся в одном  жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется  совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать  в делах по созданию нормальных условий  для обитателей живых уголков, комнаты  природы, участка, развивают в детях  равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой  зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные  формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия. Например, создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми без участия детей. Тем не менее, старшие дошкольники могут стать участниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки и т.д. Дети еще практически ни во что не включились, но уже являются участниками процесса: они в курсе событий и переживают за них. На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые найдут дела, доступные для детей 5-7 лет, и они станут действительными участниками серьезного мероприятия [22, с. 117].

Таким образом, в совместной деятельности, во всех ее формах происходит формирование у детей экологической культуры. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности - создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

 

2.2. Формы организации труда по уходу за растениями уголке природы

 

Труд детей в природе  организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный. Индивидуальные поручения применяются  во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю  более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать  выполнение трудовых операций. Все  это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

 Коллективный труд  дает возможность формировать  трудовые навыки и умения одновременно  у всех детей группы. Эти формы  труда необходимы для установления  отношений в коллективе. Здесь  формируются умения принимать  общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща  планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается  коллективная ответственность за  выполнение задания.

При фронтальной организации  коллективного труда, когда в  труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять  одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы  одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны  и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован  для одной небольшой подгруппы: например, 5—6 ребятам поручают полить цветник или собрать плоды  бобов, гороха [25, с. 133].

Одной из форм организации  труда являются дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в  старшей группе. Эта форма труда  позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя  или под его наблюдением. Воспитатель  помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился  с порученной работой. В средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства трудом в природе.

У детей старшего дошкольного  возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить  трудовую задачу, представить результат  ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2—3 детям дают длительные поручения — ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т. д.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель  проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями  уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость [24, с. 79].

Руководство воспитателя  работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями (поливка и рыхление почвы, опрыскивание, обтирание листьев, подготовка корма  для животных, их кормление, чистка клеток животных), а также на развитие коллективных взаимоотношений детей  и правильного отношения к  труду. Дежурные должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, о последовательности операций. Воспитатель  оказывает им помощь в организации  работы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что и в каком  порядке должно быть сделано).

Если дежурные выполняют  работу по уходу за новыми живыми объектами, воспитатель первое время все  трудовые процессы выполняет совместно  с детьми. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как  они ухаживали за животными и  растениями, что нового, интересного  заметили в развитии растений, в  поведения животных. Ребята оценивают  выполненную дежурными работу, высказывают  суждения о ее качестве, об отношениях к обязанностям, о взаимоотношениях между дежурными во время работы.

По сравнению с предшествующим возрастом значительно усложняется  организация коллективного труда  старших дошкольников. Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или  иное поручение, а результат получается общий, например коллективная работа в  уголке природы, сбор семян для корма  птиц и т. д.

Имеет место (хотя и реже) наиболее сложный вид коллективного  труда — труд совместный. По этому  типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа  вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и  сеет семена. При организации коллективного  труда воспитатель помогает детям  разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и  внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель  оказывает помощь, дает советы, указания.

Ведущий прием обучения старших  дошкольников новому виду труда —  объяснение. Показ способов применяется  в основном при ознакомлении с  новой трудовой операцией. В связи  с общим более высоким развитием  детей становится возможным показать сразу весь трудовой процесс, все  задание, которое надо выполнить.

В процессе руководства трудом детей воспитатель решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение  его с заданием, учит соотносить свои действия с указаниями.

Оценка носит положительный  характер, но она дифференцируется в зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе подгруппами  одна подгруппа оценивает работу другой [24, с. 88].

Особенность руководства  трудом старших дошкольников состоит  и в том, что воспитатель обсуждает  с детьми, что нужно сделать  и как надо выполнить работу. Детей  приучают не только видеть, но и планировать  последовательность выполнения отдельных  трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Таким образом, формы организации труда и методика руководства им на протяжении дошкольного возраста усложняются. Усложнение определяется возрастными возможностями детей.

 

2.3. Методика организации  труда по уходу за растениями  уголке природы

 

В подготовительной к школе  группе проводится дальнейшая конкретизация  и обогащение представлений о  природе. Дети должны получить знания о последовательности некоторых  явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения  в природе и др.).

С некоторыми видами ухода  за растениями поливкой, мытьём листьев, удалением сухих листьев –  дети знакомились в предыдущих группах. В подготовительной к школе группе детей учат новым приёмам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной – подкормке, пересадке, размножению  растений. М.М. Марковская считает, что они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями [22, с. 139].

Поливая растения весной, дети замечают, что они больше «пьют» воды, земля быстрее высыхает. Воспитатель  подводит детей к выводу, что весной в комнате больше света, солнце греет, растения стали расти, поэтому им нужно больше воды.

Поливка

Информация о работе Основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы