Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования – выявить основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ трудового воспитания дошкольников в аспекте экологического образования.
2. Изучить влияние различных форм труда по уходу за комнатными растениями на уровень экологической воспитанности.
3. Разработать и внедрить методические рекомендации по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.
Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации труда детей в природе в современной психолого-педагогической литературе............................5
1.1. Взгляды отечественных ученых на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.................................5
1.2. Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе...........................................8
Глава 2. Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств экологического образования....................10
2.1. Воспитание начал экологической культуры в процессе труда по уходу за растениями...............................10
2.2.Формы организации труда по уходу за растениями уголке природы..........12
2.3. Методика организации труда по уходу за растениями уголке природы....16
Глава 3. Результаты экспериментальной работы в организации труда по уходу за комнатными растениями...............20
3.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы.............................................20
3.2. Констатирующий этап эксперимента.............................................................23
3.3. Формирующий этап эксперимента.................................................................28
3.4. Итоговый этап эксперимента..........................................................................30
Заключение...............................................................................................................35
Список литературы..................................................................................................37
Приложение.............................................................................................................40
Одним из наиболее важных и трудных по освоению видов ухода за растениями является поливкою детей нужно научить не только правильно поливать, но и определять недостаток влаги в горшке по сухости верхнего слоя земли.
В процессе ухода воспитатель объясняет, что одни растения, например примулу, традесканцию, надо поливать часто, чтобы земля была сырая, другие же, например алоэ, кактусы, наоборот,- только тогда, когда земля в горшке совсем высохнет: у некоторых растений (циперус) вода всегда должна быть в поддоне.
При поливке растений необходимо учитывать период роста (весной и летом) растения требуют обильной поливки, т.е. более редкой. Но в жарко натопленных комнатах, когда земля в горшках быстро высыхает, надо и зимой поливать растения часто.
Растениям обычно вредна как чрезмерная поливка, так и пересыхание земли. В первом случае земля закисает, листья желтеют и отваливаются. Во втором, вода не впитывается пересохшим комом, а скатывается по стенкам горшка.
2) Опрыскивание
Для лучшего роста растений весной и летом нужно их не только поливать, но и ежедневно опрыскивать водой комнатной температуры. А.Ф Мазурина предлагает воспитателю опрыскивать растения первое время самому в присутствии детей и постепенно привлекать к этой работе дежурных.
Летом , в жару, хорошо опрыскивать растения по два раза в день. Нужно объяснить ребятам, что на солнце опрыскивать растения нельзя: на листьях появляются ожоги.
3) Содержание растений в чистоте
Следует объяснить детям,
что пыль, оседающая на листьях, не
пропускает солнечный свет и воздух.
Поэтому важно содержать
Воспитатель показывает разные способы ухода:
Мыть с помощью кисточки листья алоэ, складчатые, «заглаженные» листья куркуменго.
Хрупкие очищают мягкой сухой щеточкой.
Мелкие листочки обмывают из лейки.
Рыхление. Важным видом ухода за комнатными растениями является рыхление земли в горшках.
Рыхлить землю надо очень осторожно, чтобы не повредить корней. Первое время рыхлит землю воспитатель в присутствии детей, в дальнейшем идет привлечение детей к помощи, дав им тупые палочки, предлагает взрыхлить землю в горшках тех растений, у которых корни не находятся на поверхности земли.
Подкормка растений.
Весной и летом, когда растения растут, дают много листьев и цветов, им нужно больше питания.
Детям следует в доступной
форме рассказать о значении подкормки.
Надо научить детей поливать раствором
из леечки без сетки, осторожно, чтобы
капли его не попали на листья и
стебель; перед подкормкой и после
неё растения поливают простой водой.
Подкормка выполняется под
Пересадка комнатных растений.
Отобрав растения, требующие пересадки, воспитатель с детьми перечисляет, что нужно приготовить для пересадки: горошки, землю, песок, черепки, совки, палочки. Для того чтобы все дети имели представление о пересадке растений, нужно 1-2 растения весной пересадить на занятии. Воспитатель в присутствии детей вынимает 1 растение из горшка, дети осматривают плотно оплетённый корнями ком земли. При помощи палочки освобождают корни от старой земли и распутывают их. Пересаживая растения, воспитатель объясняет все свои действия.
Иногда бывает необходимо пересадить быстро развивающееся растение в более просторный горшок, не нарушая земельного кома. Такая пересадка называется перевалкой. [14, с. 82]
Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.
В связи с общим
развитием детей становится
В процессе руководства
трудом детей ставится задача
развития контроля и
Оценка носит положительный
характер, но она дифференцируется
по качеству: «Посадил правильно,
но землю вокруг луковицы
Таким образом, особенностью руководства трудом в подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.
Глава 3. Результаты экспериментальной работы в организации труда по уходу за комнатными растениями
3.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей
У детей подготовительной группы МДОУ «Ивушка» пос. Леонидово Поронайского района Сахалинской области, проведших вместе провели несколько лет, сформировалось достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличилась, по сравнению с младшими дошкольниками, интенсивность и широта круга общения. Возрастает устойчивость игровых объединений; их средняя величина достигает трех-четырех человек, иногда, особенно у мальчиков, возникают игровые объединения по 8-9 человек. У детей наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование. Аргументы, применяемые ими для обоснования предложений, просьб, оценок, становятся более совершенными по своему содержанию.
В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. Дети выделяет личностные особенности сверстника («интересно игры придумывает», «хорошо бегает», «очень добрый и честный» и т. д.).
У детей подготовительной группы выражена потребность в дружеских отношениях со сверстниками. Оценки, которые дают дети сверстникам, имеют более обобщенный характер и свидетельствуют о возрастающей сопричастности старших дошкольников к жизни группы детского сада.
Дети становятся все более самостоятельным, независимым от взрослых. Обогащается его социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки.
У детей возросла самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. Однако дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Как показывают наблюдения, самооценка ребенка, как правило, завышена. Для маленького ребенка завышенная оценка своих личностных качеств естественна, закономерна и является своеобразным механизмом «личностной защиты в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества («жадный») или сравнивает его поведение, деятельность с неким идеалом, например, медлительного ребенка с более подвижным, быстрым сверстником.
Почти все дети живут в домах, где имеются комнатные растения, на приусадебных участках взрослые выращивают фрукты и ягоды, овощи, цветы, содержат домашних животных. Труд по уходу за ними является составной частью жизни всей их семьи, как проживающей в небольшом поселке, и дети естественным образом приобщаются к нему по своей и родительской инициативе.
Отец шестилетнего Артура рассказывает: «Мой сын очень любит ухаживать за цветами; лет с трех мы начали приобщать его к этому делу. В нашей семье все цветоводы-любители. Возле дома у нас есть небольшой палисадник. Там посажены кусты крыжовника и много цветов. Весной мы — я, жена и старшая дочь — вскапываем землю. Артур перекапывает ее и радуется, что она становится все более рыхлой: все хорошо будет расти! Когда сажали крыжовник, я рыл яму, а сын держал куст, затем вместе мы засыпали корни землей. Сын работает очень старательно, иногда даже приходится останавливать его, чтобы не переутомился. В комнате у нас много разных цветов. Артур знает, какие из них больше любят тень, а какие — солнце, какие нужно поливать чаще, какие — реже. Поливают они их с дочкой по очереди, сына еще надо контролировать, ну а Вере можно уже полностью доверять. Каждую осень сын приносит в детский сад какое-нибудь новое комнатное растение. В прошлом году вместе собирали крыжовник, перебирали ягоды... Варенье отнесли бабушке».
Гале поручено кормить кур утром и вечером, а днем это делает старшая сестра. Катя знает, где лежит корм, сколько его надо давать, знает, что днем курам дают мешанку (замешанные на воде или молочных отходах отруби, картофель и пр.). Куры хорошо несутся, и дети знают, что в этом и их заслуга.
Саше летом поручено важное дело — каждый день рвать траву для поросенка. Иногда заниматься этим не очень хочется, но он понимает: дедушку с бабушкой надо пожалеть, они уже немолодые, а дел по хозяйству много.
Многие дети помогают также взрослым полоть грядки, перекапывать землю (это детям особенно нравится: у них есть лопатки, не очень большие и тяжелые, но и не игрушечные). Времени для игр у них остается много, а ежедневные трудовые обязанности, поручения дисциплинируют мальчишек, воспитывают желание и умение заботиться о близких людях.
Эльвира и Петя, брат и сестра, охотно помогают взрослым сажать цветы и кустарник на детской площадке около дома. Нередко участвуют вместе с родителями в субботниках по благоустройству территории детского сада. Взрослые замечают, что дети очень бережно относятся к зеленым насаждениям, заботятся о чистоте детской площадки, стараются научить этому своих товарищей. Здесь наиболее ярко выступает общественная направленность труда.
К сожалению, не в каждой семье разводят комнатные растения, и далеко не всегда дети дошкольного возраста (особенно мальчики) привлекаются к работе по уходу за растениями и животными. А в некоторых семьях дошкольники не помогают старшим в работе на огороде, в саду (особенно в таких, где между младшим и старшим большой возрастной разрыв).
3.2. Констатирующий этап эксперимента
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников средней группы, составляющих экспериментальную группу.
Для проверки практической
эффективности занятий, проводимых
с дошкольниками
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение уровня экологических знаний детей средней группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня экологических знаний средних дошкольников;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику
уровня экологической
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование
осознанно-правильного
- во-вторых, ознакомление
детей с природой, в основе
которого должен лежать
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В эксперименте для диагностики применялись контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников (приложение 1).
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужно ухаживать
за домашними животными и
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представления
о том, как нужно ухаживать
за домашними животными и
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Результаты диагностики
уровня экологической