Основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ трудового воспитания дошкольников в аспекте экологического образования.
2. Изучить влияние различных форм труда по уходу за комнатными растениями на уровень экологической воспитанности.
3. Разработать и внедрить методические рекомендации по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации труда детей в природе в современной психолого-педагогической литературе............................5
1.1. Взгляды отечественных ученых на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.................................5
1.2. Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе...........................................8
Глава 2. Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств экологического образования....................10
2.1. Воспитание начал экологической культуры в процессе труда по уходу за растениями...............................10
2.2.Формы организации труда по уходу за растениями уголке природы..........12
2.3. Методика организации труда по уходу за растениями уголке природы....16
Глава 3. Результаты экспериментальной работы в организации труда по уходу за комнатными растениями...............20
3.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы.............................................20
3.2. Констатирующий этап эксперимента.............................................................23
3.3. Формирующий этап эксперимента.................................................................28
3.4. Итоговый этап эксперимента..........................................................................30
Заключение...............................................................................................................35
Список литературы..................................................................................................37
Приложение.............................................................................................................40

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ТРУДА (эколог. воспит).docx

— 230.36 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение.....................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты  организации труда детей в  природе в современной психолого-педагогической литературе............................................5

1.1. Взгляды отечественных ученых на трудовое воспитание детей дошкольного возраста...............................................................................................5

1.2. Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе.......................................................................................................................8

Глава 2. Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств  экологического образования....................10

2.1. Воспитание начал экологической  культуры в процессе труда  по уходу за растениями...............................................................................................................10

2.2.Формы организации труда  по уходу за растениями уголке  природы..........12

2.3. Методика организации  труда по уходу за растениями  уголке природы....16

Глава 3. Результаты экспериментальной  работы в организации труда по уходу за комнатными растениями....................................................................................20

3.1. Психолого-педагогическая  характеристика детей подготовительной  группы.......................................................................................................................20

3.2. Констатирующий этап  эксперимента.............................................................23

3.3. Формирующий этап эксперимента.................................................................28

3.4. Итоговый этап эксперимента..........................................................................30

Заключение...............................................................................................................35

Список литературы..................................................................................................37

Приложение.............................................................................................................40

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в  связи с изменениями в экологии планеты стал особенно актуален вопрос экологического воспитания детей. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

В деле экологического воспитания воспитателю важно показать как прекрасен, и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Необходимо ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Создать благоприятные условия для активного проявления положительных качеств личности ребенка  - основная задача и долг воспитателей: родителей, педагогов.

Наиболее благоприятные  условия для активного проявления качеств личности представляет труд.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать  участие в труде, и те несложные  обязанности, которые он выполняет  в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при  этом условии труд оказывает на детей  определенное воспитательное воздействие  и подготавливает их к осознанию  нравственной его стороны. Труд должен приносить каждому человеку также и моральное удовлетворение.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста труд в природе помогает ребенку понять, как он связан с природой и как люди зависят от неё. Поняв и осознав это, дети будут всегда уважительно относиться к природе. Благодаря этому также общество в целом будет преодолевать экологические проблем и можно надеяться, что со временем эти проблемы перестанут быть глобальными.

Объект исследования – дети подготовительной группы.

Предмет исследования – трудовое обучение в аспекте экологического образования.

Цель исследования – выявить основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы.

Задачи исследования:

1. Дать теоретический  анализ трудового воспитания  дошкольников в аспекте экологического  образования.

2. Изучить влияние различных  форм труда по уходу за комнатными  растениями на уровень экологической  воспитанности.

3. Разработать и внедрить  методические рекомендации по  уходу за комнатными растениями  в подготовительной группе.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организованный труд по уходу за комнатными растениями повышает эффективность экологического образования детей подготовительной группы.

Для комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие  методы исследования: теоретический  анализ и обобщение, педагогический эксперимент. В ходе педагогического  эксперимента был использован метод  педагогического тестирования.

Основными способами изучения и обобщения передового опыта  экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных  программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий  с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты организации труда детей  в природе в современной психолого-педагогической литературе

1.1. Взгляды отечественных  ученых на трудовое воспитание  детей дошкольного возраста

 

Трудовое воспитание —  важная составная часть воспитания подрастающего поколения. В труде  дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь  результата, у них формируется  желание оказывать посильную  помощь взрослым.

А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда  детей, отметив, что в нем формируется  самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения [20, с. 110]. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

В работах А. С. Макаренко  содержатся рекомендации об организации  труда детей с постепенным  усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.

 Труд детей дошкольного  возраста тесно связан с игрой.  Эта взаимосвязь проявляется  в разных формах: игра отражает  труд взрослых; элементы трудовых  действий отражаются в игре; трудовая  деятельность осуществляется ради  будущей игры; игровые действия  включаются в процесс труда.

 Отражая в играх  трудовые действия взрослых, дети  проникаются положительным отношением  к их труду; проявляют внимание  к пассажирам, заботятся о том,  чтобы обед был вкусным, и  т. п. Младшие дошкольники при  этом еще не осуществляют конкретных  трудовых усилий: они как будто  ведут машину, как будто готовят  обед.

 У детей постарше  в игре нередко возникает необходимость  потрудиться: вымыть посуду, которой  пользовались за столом, выкупать  куклу-дочку или выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия. Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем дошкольном возрасте) в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках и фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке свой замысел также побуждает детей включиться в труд.

В трудовой деятельности старших  дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее  принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других [27, с. 55].

 В труде дети овладевают  разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной  жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой  деятельности и т. д. Совершенствование  умений и навыков не состоит  только в том, что ребенок  начинает обходиться без помощи  взрослых. У него развиваются  самостоятельность, умение преодолевать  трудности, способность к волевым  усилиям. Это доставляет ему  радость, вызывает желание овладеть  новыми умениями и навыками.

 В процессе труда  дети практически познают свойства  окружающих вещей, наблюдают за  ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь  с условиями их обитания, и  т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти  ответ на бесконечные «почему». У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится  важным средством умственного  развития детей.

 В трудовой деятельности  осуществляется и эстетическое  воспитание. У детей формируется  умение выполнять любое дело  аккуратно, придавать своим поделкам  красивый вид. Они радуются,, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

 Труд закаляет детей  физически, так как многие его  виды они выполняют на воздухе  (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети  становятся способными к напряжению  сил, преодолению трудностей [23, с. 35].

 Особое значение трудовая  деятельность имеет для формирования  нравственных качеств. Выполняя  несложные обязанности, связанные  с накрыванием на стол, помогая  готовить все необходимое к  занятиям, дети учатся быть полезными  и для других. Это формирует  у них готовность приходить  на помощь тому, кто в ней  нуждается, охотно выполнять посильные  трудовые поручения, формирует  ответственное отношение к порученному  делу, старательность и исполнительность.

Все выдающиеся мыслители  и педагоги прошлого придавали большое  значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в  природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести  детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для  их умственного и словесного развития[5, с. 19].

В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой[13, с. 32].

Таким образом, коллективный труд детей воспитывает у них взаимную ответственность и бережное отношение к результатам труда. Кроме того, труд воспитывает нравственные качества, формирует эстетическое восприятие детей, закаляет их волю и развивает физически.

 

1.2. Гигиенические  и педагогические требования к организации труда в природе

 

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

 Важнейшим педагогическим  требованием является организация  разнообразного по содержанию  труда: уход за животными (птицами,  рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание  растений в уголке природы,  труд на участке (в цветнике, на огороде в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает  у детей интерес, желание в  нем участвовать.

 В процессе труда  необходимо формировать практические  навыки и умения в единстве  со знаниями. Так, например, при  пересадке цветущих растений  осенью из грунта в старшей  группе воспитатель закрепляет  умения различать и правильно  называть их (астра, 132 георгина и  т. д.). Он знакомит детей с  корнем как частью растения, объясняет  связь между похолоданием и  состоянием растений, формирует  навыки пересадки растений (выкапывать  с земляным комом; копать подальше  от стебля, чтобы не повредить  корни; подбирать горшки в соответствии  с корневой системой). При посадке  цветочных семян в подготовительной  к школе группе следует их  рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с  изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания  этого растения до образования  семян, а затем начать посадку.  При такой организации труда  ребенок приобретает не только  навыки, но и знания, необходимые  ему в дальнейшей трудовой  деятельности [7, с. 55].

 Важным педагогическим  требованием является осознанность  труда, что предполагает раскрытие  перед ребенком его цели, результатов  и способов их достижения.

 Трудовая деятельность  детей в природе должна систематически  усложняться. Усложняются навыки  ухода за растениями и животными,  обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

 Трудовая деятельность  должна быть регулярной. Воспитателю  важно приобщить к ней каждого  ребенка.

 Гигиенические требования  к организации труда в природе.  Труд детей в природе должен  быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны  вызывать переутомления. В противном  случае у него возникает отрицательное  отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит  от его характера и возраста  детей: в младшей группе —  в пределах 5—7 мин, в средней  — от 10 до 15 мин с небольшим  отдыхом в зависимости от характера  труда, в старшем дошкольном  возрасте — 15—25 мин с перерывом  на отдых или сменой характера  труда [12, с. 49].

Информация о работе Основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы