Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования – выявить основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ трудового воспитания дошкольников в аспекте экологического образования.
2. Изучить влияние различных форм труда по уходу за комнатными растениями на уровень экологической воспитанности.
3. Разработать и внедрить методические рекомендации по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.
Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации труда детей в природе в современной психолого-педагогической литературе............................5
1.1. Взгляды отечественных ученых на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.................................5
1.2. Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе...........................................8
Глава 2. Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств экологического образования....................10
2.1. Воспитание начал экологической культуры в процессе труда по уходу за растениями...............................10
2.2.Формы организации труда по уходу за растениями уголке природы..........12
2.3. Методика организации труда по уходу за растениями уголке природы....16
Глава 3. Результаты экспериментальной работы в организации труда по уходу за комнатными растениями...............20
3.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы.............................................20
3.2. Констатирующий этап эксперимента.............................................................23
3.3. Формирующий этап эксперимента.................................................................28
3.4. Итоговый этап эксперимента..........................................................................30
Заключение...............................................................................................................35
Список литературы..................................................................................................37
Приложение.............................................................................................................40
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические аспекты
организации труда детей в
природе в современной
1.1. Взгляды отечественных ученых
на трудовое воспитание детей дошкольного
возраста......................
1.2. Гигиенические и педагогические
требования к организации труда в природе.......................
Глава 2. Трудовая деятельность
детей по уходу за комнатными растениями
в уголке природы как одно из средств
экологического образования...................
2.1. Воспитание начал
2.2.Формы организации труда по уходу за растениями уголке природы..........12
2.3. Методика организации труда по уходу за растениями уголке природы....16
Глава 3. Результаты экспериментальной
работы в организации труда по
уходу за комнатными растениями....................
3.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей
3.2. Констатирующий этап
эксперимента..................
3.3. Формирующий этап эксперимента.
3.4. Итоговый этап эксперимента....
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
Введение
В настоящее время в связи с изменениями в экологии планеты стал особенно актуален вопрос экологического воспитания детей. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.
В деле экологического воспитания воспитателю важно показать как прекрасен, и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Необходимо ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Создать благоприятные условия для активного проявления положительных качеств личности ребенка - основная задача и долг воспитателей: родителей, педагогов.
Наиболее благоприятные
условия для активного
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны. Труд должен приносить каждому человеку также и моральное удовлетворение.
В экологическом воспитании детей дошкольного возраста труд в природе помогает ребенку понять, как он связан с природой и как люди зависят от неё. Поняв и осознав это, дети будут всегда уважительно относиться к природе. Благодаря этому также общество в целом будет преодолевать экологические проблем и можно надеяться, что со временем эти проблемы перестанут быть глобальными.
Объект исследования – дети подготовительной группы.
Предмет исследования – трудовое обучение в аспекте экологического образования.
Цель исследования – выявить основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический
анализ трудового воспитания
дошкольников в аспекте
2. Изучить влияние различных
форм труда по уходу за
3. Разработать и внедрить
методические рекомендации по
уходу за комнатными
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организованный труд по уходу за комнатными растениями повышает эффективность экологического образования детей подготовительной группы.
Для комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение, педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
Глава 1. Теоретические
аспекты организации труда
1.1. Взгляды отечественных ученых на трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание — важная составная часть воспитания подрастающего поколения. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения [20, с. 110]. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.
В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.
Труд детей дошкольного
возраста тесно связан с игрой.
Отражая в играх
трудовые действия взрослых, дети
проникаются положительным
У детей постарше
в игре нередко возникает
В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других [27, с. 55].
В труде дети овладевают
разнообразными навыками и
В процессе труда
дети практически познают
В трудовой деятельности
осуществляется и эстетическое
воспитание. У детей формируется
умение выполнять любое дело
аккуратно, придавать своим
Труд закаляет детей
физически, так как многие его
виды они выполняют на воздухе
(вскопать грядку, принести воду,
разгрести снег и т. п.). Дети
становятся способными к
Особое значение трудовая
деятельность имеет для
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития[5, с. 19].
В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой[13, с. 32].
Таким образом, коллективный труд детей воспитывает у них взаимную ответственность и бережное отношение к результатам труда. Кроме того, труд воспитывает нравственные качества, формирует эстетическое восприятие детей, закаляет их волю и развивает физически.
1.2. Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе
Труд в природе лишь
в том случае имеет воспитательно-
Важнейшим педагогическим
требованием является
В процессе труда
необходимо формировать
Важным педагогическим
требованием является
Трудовая деятельность
детей в природе должна
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Гигиенические требования
к организации труда в природе.