Основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ трудового воспитания дошкольников в аспекте экологического образования.
2. Изучить влияние различных форм труда по уходу за комнатными растениями на уровень экологической воспитанности.
3. Разработать и внедрить методические рекомендации по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации труда детей в природе в современной психолого-педагогической литературе............................5
1.1. Взгляды отечественных ученых на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.................................5
1.2. Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе...........................................8
Глава 2. Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств экологического образования....................10
2.1. Воспитание начал экологической культуры в процессе труда по уходу за растениями...............................10
2.2.Формы организации труда по уходу за растениями уголке природы..........12
2.3. Методика организации труда по уходу за растениями уголке природы....16
Глава 3. Результаты экспериментальной работы в организации труда по уходу за комнатными растениями...............20
3.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы.............................................20
3.2. Констатирующий этап эксперимента.............................................................23
3.3. Формирующий этап эксперимента.................................................................28
3.4. Итоговый этап эксперимента..........................................................................30
Заключение...............................................................................................................35
Список литературы..................................................................................................37
Приложение.............................................................................................................40

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ТРУДА (эколог. воспит).docx

— 230.36 Кб (Скачать файл)

• Называет основные отличительные  характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры  того, как люди используют объекты  неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого  баночек.

• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

- Светит яркое солнце, дети купаются в речке. 

- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на  санках.

- С деревьев опадают  листья, птицы улетают в теплые  края.

- На деревьях распускаются  листочки, расцветают подснежники. 

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в  нужной последовательности.

• Знает характерные признаки каждого времени года.

• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

• По памяти воспроизводит  сезонные особенности того или иного  времени года.

• Комментирует свой рисунок.

• Выражает эстетическое отношение  к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• В основном знает характерные  признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

• На вопрос "Какое время  года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

• В рисунке отражает существенные признаки того или иного  времени года.

• Выражает эстетическое отношение  к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок не всегда правильно  называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• Не знает характерных  признаков разных времен года.

• Отвечая на вопрос "Какое  время года тебе нравится больше и  почему?", называет только время года.

• В рисунке не может  отразить характерные признаки того или иного времени года.

• Не выражает эстетического  отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь взрослым  ухаживать за домашними животными  (если они есть)? Ели у ребенка  нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была  кошка или собака, как бы ты  стал ухаживать за ними?"

- Как ты помогаешь взрослым  ухаживать за обитателями Уголка  природы в детском саду?

- Что ты вместе с  взрослыми можешь делать, чтобы  на участке детского сада всегда  росли растения?

- Как мы можем помочь  зимующим птицам?

 

Приложение 2

Перспективный план работы экспериментальной группы на формирующем этапе эксперимента

Зада чи

Бытовая деятельность в  уголке природы

Учебная деятельность

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

1,4

1. Наблюдение за фикусом  (внешний вид, особенности листьев)

2. Наблюдение за китайским  розаном (внешний вид, особенности  листьев)

3. Составление модели  «фикус»

       

4. Составление модели  «Китайский розан»

       

5. Рассматривание иллюстраций  по уходу за комнатными растениями: рыхление, полив, протирание

1. Трудовое занятие «Ухаживаем  за фикусом, аспидистрой, монстерой» (подбор инструментов, обучение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, моделирование)

2. Трудовое занятие «Ухаживаем  за китайским розаном, пеларгонией» (подбор инструментов, обучение пользоваться  сухой и влажной тряпочкой,  моделирование)

1. Дид. Игра «Подбери инструмент по уходу за комнатными растениями»

2. Дид. игра «Напиши, мы отгадаем»

3. Дид. игра «Узнай растения на ощупь»

1. Трудовое поручение  «Ухаживаем за фикусом» (сухой  и влажной тряпочкой)

2. Трудовое поручение  «Ухаживаем за китайским розаном» (сухой и влажной тряпочкой)

3. Трудовое поручение  «Ухаживаем за аспидистрой» (сухой и влажной тряпочкой)

4. Трудовое поручение  «Ухаживаем за монстерой» (сухой и влажной тряпочкой)

2,3,4

1. Наблюдение за бальзамином  (внешний вид, характер листьев,  потребности- влаголюбивые)

2. Наблюдение за рой-циссусом (строение, особенности листьев, их поверхности)

3. Наблюдение за фиалкой  (строение, особенности листьев,  потребности- не любят свет, полив умеренный)

4. Моделирование на тему  «Строение Бальзамина»

5. Моделирование на тему  «Строение рой - циссуса»

6. Моделирование на тему  «Строение фиалки узамбарской»

1.Трудовое занятие «Ухаживаем  за фиалкой и бальзамином» (подбор  инструментов, структура деятельности, модель деятельности)

2. Трудовое занятие «Уход  за рой – циссусом и пеларгонией» (подбор инструментов, модель деятельности)

3.Занятие «Такие разные  растения» (внешний вид, особенности  листьев, способы ухода: тряпочка, пульверизатор, рыхлилка, полив)

4. Викторина «Растения- живые организмы» (внешний вид, растения живые, необходимые удовлетворения потребностей»

1. Дид .игра «Подбери правильно» (подобрать образцы поверхности соответствующее растению)

2. Дид. игра «Опиши поверхность листьев»

3. Дид. игра «Подбери инструмент по уходу за растениями»

4. Дид. игра с моделями «Составь правильно» (модель деятельности по уходу)

1. Трудовое поручение  «Ухаживаем за растениями с  бархатистыми листьями» (сухая  тряпочка, сухая кисточка)

2. . Трудовое поручение  «Ухаживаем за мелколистными растениями» (пульверизатор)

3. . Трудовое поручение  «Ухаживаем за крупнолистными  растениями» (сухая и влажная  тряпочка)

4. Трудовое поручение  «Поливаем комнатные растения»  (лейка)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Трудовое занятие  «Ухаживаем за Китайским розаном  и Пеларгонией»

Цель:1. закреплять умение правильно подбирать инструменты для каждого растения.

2. развивать умение пользоваться  сухой и влажной тряпочкой,  кисточкой.

3. воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей  в процессе труда

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

  1. Вступительная беседа:

«Посмотрите, ребята, на наши растения. Посмотрите какое у них настроение (грусть). Как вы думаете, почему? Что нужно сделать для этого»

  1. Вопросы:

- в каком виде ухода  нуждается герань, китайский розан?

- с помощью чего мы  будем это делать и как?

- какие инструменты понадобятся  для ухода?

- кто что будет делать?

3.Показ:

«Чтобы было довольные  наши растения нужно чисто и бережно  удалять пыль с листочков, осторожно  рыхлить землю, не повредив корня, и  аккуратно его поливать»

4.Помощь детям:

Что-то тяжелое убрать, перенести, совет

5.Подведение итога:

«Наташа что ты сегодня  делала? А Миша чем занимался? Как  вы думаете, мы справились с работой? Почему?

6. Общее поощрение, уборка  инвентаря.

 

 

Трудовое занятие  «Такие разные растения»

Цель:1. Развивать умение различать разные растения.

2. Закреплять умение пользоваться сухой и влажной тряпочкой, кисточкой, разные виды ухода за ними.

3. Воспитывать взаимопомощь; умение поддерживать товарищей в процессе труда

Материал: инструменты, фартуки, тазик с водой

Ход занятия:

Вступительная беседа:

«Посмотрите, ребята, на стол. К нам сегодня в гости пришло много разных растений»

Вопросы:

- чем различаются эти  растения?

-какой корень, стебель,  лист?

- какие виды ухода нужны?

- что нужно для этого?

- кто что будет делать?

3. Составление модели  строения растения

       

4.Игровое упражнение по  моделям «Собери правильно»

5. Составление модели  «Потребности растения»

         

6. Рассказ детей по  моделям

7. Подбор инструментов  для ухода за растениями

8. Подведения итога:

«Наташа что ты сегодня  делала? А Миша чем занимался? Как  вы думаете, мы справились с работой? Почему? Справились ли с поставленной нами задачей?»

 

 

 

 

 

Приложение 4

Дидактическая игра«Подбери правильно»

 

Цель: Развивать умения различать разные по типу поверхности, и соотносить их с растениями

Материал: карточки с различными по типу поверхностями

Ход игры: на столе выкладываются карточки, ребенку завязывают глаза, подводят к столу и он тянет карточку, ощупывает её, соотносит с растением, к какому он предполагает

 

Дидактическая игра «Подбери инструмент по уходу за растениями»

 

Цель: 1. Закрепить полученные знания по уходу за комнатными растениями

2. Учить выбирать нужный  инструмент для ухода из предложенных

Материал: инструменты для ухода за комнатными растениями

Игровое правило: выбрать  нужный инструмент для ухода за конкретным комнатным растением.

Ход игры: перед детьми стоят несколько комнатных растений, отдельно лежат инструменты для ухода. Ребенок должен определить, в каком виде ухода нуждается каждое растение и из кучи инструментов выбрать необходимое.

 


Информация о работе Основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы