Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования – выявить основные формы и приемы работы детей подготовительной группы по уходу за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ трудового воспитания дошкольников в аспекте экологического образования.
2. Изучить влияние различных форм труда по уходу за комнатными растениями на уровень экологической воспитанности.
3. Разработать и внедрить методические рекомендации по уходу за комнатными растениями в подготовительной группе.
Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты организации труда детей в природе в современной психолого-педагогической литературе............................5
1.1. Взгляды отечественных ученых на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.................................5
1.2. Гигиенические и педагогические требования к организации труда в природе...........................................8
Глава 2. Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями в уголке природы как одно из средств экологического образования....................10
2.1. Воспитание начал экологической культуры в процессе труда по уходу за растениями...............................10
2.2.Формы организации труда по уходу за растениями уголке природы..........12
2.3. Методика организации труда по уходу за растениями уголке природы....16
Глава 3. Результаты экспериментальной работы в организации труда по уходу за комнатными растениями...............20
3.1. Психолого-педагогическая характеристика детей подготовительной группы.............................................20
3.2. Констатирующий этап эксперимента.............................................................23
3.3. Формирующий этап эксперимента.................................................................28
3.4. Итоговый этап эксперимента..........................................................................30
Заключение...............................................................................................................35
Список литературы..................................................................................................37
Приложение.............................................................................................................40
Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе
Имя |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | ||||||||
о мире |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Уровень развития |
Уровень развития | |||
Катя Ш. |
10 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
13 |
В |
10 |
С |
11,2 |
С |
Эльвира М. |
10 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
11 |
С |
10,8 |
С |
Вова К. |
7 |
Н |
6 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
7 |
Н |
7,2 |
Н |
Петя М. |
11 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
10 |
С |
11,0 |
С |
Олег С. |
11 |
С |
9 |
С |
12 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
11,0 |
С |
Миша А. |
13 |
В |
10 |
С |
14 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
13,2 |
В |
Катя У. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
8,2 |
С |
Галя И. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,2 |
С |
Марина П. |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,8 |
В |
Вадим Б. |
14 |
В |
11 |
С |
13 |
В |
15 |
В |
13 |
В |
13,2 |
В |
В средн.по гр. |
10,5 |
С |
9,8 |
С |
11,4 |
С |
12,1 |
С |
10,6 |
С |
10,9 |
С |
По результатам диагностики в констатирующем и итоговом эксперименте (табл. 1-2, 4-5) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (табл.6, рис.3).
Динамика повышения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Общий уровень по группе | ||||||||||
о мире |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||||
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. | |
Контрольн. |
11,6 |
10,5 |
10,5 |
9,8 |
12,3 |
11,4 |
13,0 |
12,1 |
11,4 |
10,6 |
11,8 |
10,9 |
Констатирующий эксп. |
9,5 |
9,5 |
8,6 |
9,0 |
10,9 |
10,4 |
11,6 |
11,1 |
9,4 |
9,5 |
10,0 |
9,9 |
Прирост показателей (в баллах) |
2,1 |
1 |
1,9 |
0,8 |
1,4 |
1 |
1,4 |
1,0 |
2,0 |
1,1 |
1,8 |
1,0 |
Разность (в баллах) |
1,1 |
1,1 |
0,40 |
0,4 |
0,9 |
0,8 |
Качественные изменения сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 7.
Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте (в %)
Уровни |
Уровень сформированности экологических знаний |
Отношение к миру природы |
Общий уровень по группе | |||||||||
о мире |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года | |||||||||
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. | |
Высокий уровень |
40 |
30 |
30 |
10 |
50 |
40 |
70 |
50 |
30 |
30 |
30 |
20 |
Средний уровень |
60 |
50 |
70 |
80 |
50 |
50 |
30 |
50 |
60 |
60 |
70 |
70 |
Низкий уровень |
0 |
20 |
0 |
10 |
0 |
10 |
0 |
0 |
10 |
10 |
0 |
10 |
Анализ результатов
диагностики экологической
1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы (рис.3, табл.6) .
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.
3. Данные табл. 7 показывают,
что в результате проведенного
нами формирующего
Кроме того, заметно изменилось
отношение детей
Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за растениями не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни.
Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в работе знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Также и во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни растений, птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Вывод: применяемые нами формы организации труда по уходу за растениями способствуют повышению уровня экологического образования детей подготовительной группы. Гипотеза полностью подтвердилась.
Заключение
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Данные образования формируются более активно, если ребенок участвует в труде по уходу за растениями и животными в уголке природы. При этом работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Труд по уходу за растениями направлен на формирование экологических знаний (знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
2. В обоснование исследования была сформирована гипотеза о положительном влиянии труда на эффективность экологического образования детей подготовительной группы. Для подтверждения гипотезы исследования был проведен педагогический эксперимент.
Проведя констатирующий этап эксперимента, мы увидели, что дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы.
С целью проверки гипотезы был проведен формирующий эксперимент, в котором работа детей экспериментальной группы по уходу за растениями сочеталась с другими формами (игры, экскурсии). Был составлен перспективный план, который определил содержание труда экспериментальной группы, и были выделены и конкретизировались те знания, которые необходимо было сформировать и развить.
Результаты итогового этапа эксперимента показали, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.
3. Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников в процессе труда по уходу за комнатными растениями жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы. У детей экспериментальной группе значительно повысился уровень знаний о комнатных растениях.