Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 05:55, контрольная работа

Описание работы

Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.

Содержание работы

1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
2. Место растений в природном сообществе.
3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
5. Пути решений программных задач.
6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по экологии.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Развитие биологических  представлений у детей дошкольного  возраста в процессе ознакомления с  миром растений.

План.

  1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
  2. Место растений в природном сообществе.
  3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
  4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
  5. Пути решений программных задач.
  6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.

Важнейшими отличительными признаками растений являются наличие  плотных клеточных стенок, поглощение пищи путем всасывания, размножение  и расселение спорами или семенами; запасным веществом обычно служит крахмал. Другие характерные черты растений (прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, своеобразные циклы развития, способы закладки органов и т. п.) не являются общими для всех групп  растений, однако весь комплекс признаков  в целом позволяет легко отличать растения от представителей других царств.

Заселяя поверхность суши, покрывая значительные участки безводных  пустынь и топких болот, проникая в глубины пресных и соленых  водоемов, поднимаясь высоко в горы, растения формируют сообщества, или  фитоценозы, в которых обитают  представители других царств.

Кроме огромного планетарного значения, зеленые растения играют большую роль в жизни человека. Многие из них издавна используются как пищевые, кормовые, лекарственные, технические. Растения служат источником топлива, строительных материалов, сырья  для промышленности.

Растительный мир, насчитывающий  около 400 тыс. видов, условно делят  на две группы — низшие и высшие растения.

Мир растений разнообразен. Растения различаются по происхождению (дикорастущие и культурные), по длительности жизни (однолетние и многолетние), по внешнему облику (жизненные формы), по сложности строения тела (стебель, корень…) и по размерам тела. Большинство из них имеет зеленый цвет. Благодаря наличию хлорофилла все они способны на свету образовывать органические вещества и выделять кислород. Все растения – организмы.

         Культурные растения называют  растения, выращиваемые человеком  для удовлетворения своих потребностей. Они очень разнообразны, их многочисленные  сорта созданы человеком, но  все они происходят от дикорастущих  растений.

         Дикорастущие растения – это  растения, которые растут, развиваются  и расселяются без помощи человека.

        Одни  растения живут очень долго,  много лет, и поэтому их называют  многолетниками. Другие живут лишь  несколько месяцев, не более  одного года. Это однолетние растения.

        Общий  внешний облик растений называется  жизненной формой. Жизненная форма тополя, ели, яблони – дерево; смородина, сирени, шиповника – кустарник; черника и брусника представляют собой кустарнички; пырей, клевер, лебеда, тюльпан, подсолнечник – травы.

         У растения обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения. Органы растения, выполняющие функции питания, роста и обмена веществ с окружающей средой, называется вегетативными. Все вместе они образуют вегетативное тело растения.

                             

Корень. Корни служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. При прорастании семени появляется зародышевый корешок, из которого развивается главный корень, который представляет собой самый длинный и развитый  из всех корней. От главного корня отходит масса боковых корешков, которые образуют корневую мочку растения. У пальм, луковичных и некоторых других выращенных из семян растений главный корень довольно рано перестает расти, а взамен его из основания стебля появляются придаточные корни. У всех растений, выращенных не из семян, а из частей растения, например из черенка, главный корень отсутствует, а бывают только придаточные корни.

                 На концах мелких корешков  находятся корневые волоски, через  которые в основном поступают  питательные вещества из почвы.  Совокупность всех корней растения  называется корневой системой. Прищипыванием  главного корня при пикировке  и умеренной подрезкой корней  при пересадке растения можно  усилить рост корневой мочки.  А это увеличит поступления  питательных веществ  в растение.

                 Корни дышат, т. е. поглощают  кислород из воздуха, находящегося  в рыхлой почве, и выделяют  углекислоту. Поэтому рыхление  земли в цветочных горшках   и кадках способствует лучшему  проникновению воздуха в почву,  а следовательно, и лучшему росту корней  и всего растения.

Стебель. Стебель представляет собой ось побега, слагающуюся из узлов и междоузлий. Основные функции стебля – опорная и проводящая. Через стебель осуществляется связь между корнями и листьями. Кроме того, в стебле нередко откладываются запасные питательные вещества. Стебель, как и корень, может быть органом вегетативного размножения.

                Различают прямостоячие, (наперстянка,  полынь обыкновенная), приподнимающиеся, или восходящие(толокнянка, чабрец), цепляющиеся (горошек мышиный, чина луговая), ползучие (плаун булавовидный, лютик ползучий) и вьющиеся (лимонник китайский) стебли. Растения с вьющимися стеблями называют лианами. Растения с цепляющимися стеблями отличаются от вьющихся тем, что не обвивают другие стебли, а цепляются за соседние растения, стены и другие предметы при помощи специальных усиков, шипиков, прицепок.

                В сечении стебли бывают округлыми  (кукуруза, ромашка и др.), округлыми,  полыми внутри вследствие разрушения  сердцевины (конский щавель, лютик). Если же сердцевина не образуется, как у злаков(рожь, пшеница) стебель называют соломиной. Трехгранный стебель у осоки, ландыши , четырехгранный – у большинства растений семейства губоцветных, ребристый – у валерианы, хвоща, сплюснутый стебель имеет аир.

                 Место прикрепления листьев называют  узлами, а расстояния между узлами  – междоузлиями. Если каждый узел  несет по одному листу –  это очередное расположение 

листьев, по два (обычно друг против друга) – супротивное расположение, а если в одном узле три и более листьев, то такое расположение называется мутовчатым.

                 Растения, имеющие зеленый стебель,  который образуется весной и  отмирает осенью, называют травянистыми. Исключение составляют вечнозеленые  травянистые растения, у которых  надземный стебель зимует (бадан  толстолистный, плаун булавовидный). Травянистые растения бывают  однолетние, двулетние и многолетние.

                 Растения с деревянистыми стеблями (стволами), от которых отходят  ветви, называются деревьями,  а деревянистые растения, не имеющие  ствола, называются кустарниками. Одно  и то же растение может иметь  вид дерева или кустарника (черемуха, облепиха, ольха и др.). У полукустарников  нижняя часть стебля деревянистая, а верхняя – травянистая (рута, чабрец и др.).

Почки. Почки обычно расположены на стебле  и представляют собой видоизмененные укороченные побеги. Они могут быть верхушечными, пазушными. Почки, из которых образуются листья, называются вегетативными или листовыми; те, из которых образуются цветки, - генеративными или цветочными.

              Кроме того, почки могут развиваться  не в пазухах листа, а на  корнях, листьях, или стеблях.  Такие почки называют придаточными.

  Лист. Листья являются органами воздушного питания растений. В листьях происходит фотосинтез, дыхание и транспирация. Лист у большинства высших растений состоит из широкой плоской части – пластинки и узкой, стеблевидной – черешка. Лист, у которого черешок отсутствует, называется сидячим. Сидячий лист может быть стеблеобъемлющим. Лопасти, образующиеся у основания стеблеобъемлющего листа, называются ушками. Если черешок на некотором протяжении срастается со стеблем, такие листья называются сбегающими. Нередко у основания черешка расположены листовые органы, именуемые прилистниками. Прилистники имеют растения из семейств бобовых, розоцветных и др.

              В зависимости от условий и  в связи с выполнением разнообразных  функций части листа могут  подвергаться всевозможным структурным  и морфологическим изменениям.

              По строению листья делятся  на простые и сложные. Простой лист обычно имеет одну простую или слегка расчлененную пластинку с черешком или без него; в период листопада такой лист опадает целиком. Сложный лист имеет несколько пластинок, которые прикреплены к одному черешку, листочки сложного листа опадают независимо друг от друга.

             По форме простые листья делятся  на линейные, ланцетные, овальные, яйцевидные, обратнояйцевидные, сердцевидно  – яйцевидные, почковидные, щитовидные, округлые , ромбические, стреловидные, копьевидные, игольчатые.

             Края листовой пластики бывают  зубчатые и без зубцов. Если  край листа цельный, без надрезов, лист называется цельнокрайним  (ландыш). Если пластинка разрезана  на глубину не более четверти  своей ширины, то такой лист  называется пильчатым или городчатым. У зубчатого листа острые зубцы  расположены перпендикулярно к  краю(землянка), у пильчатого зубцы наклонены в сторону вершины (крапива), у городчатого край листа имеет не острые надрезы, а полукруглые, тупые (коровяк). Кроме того, выделяют выемчатые (мать – и – мачеха) и волнистые (вахта) листья. У ряда растений листья имеют глубокие надрезы и называются листьями с расчлененной листовой пластинкой. Листья делятся также на пальчатые и перистые, в свою очередь подразделяющиеся на: лопастные (надрезы листовой пластинки достигает1/4 – 1/3 их ширины), которые бывают пальчато-лопастными (черная смородина) и перисто-лопастными (белена); разделенные (надрезанные листовой пластинки более глубокие, но не достигают главной жилки или черешка), которые бывают перисто-раздельными (одуванчик) и пальчато – лопастными(черная смородина) и перисто – лопастными (белена); раздельные (надрезы листовой пластики более глубокие, но не достигают главной жилки или черешка), которое бывают перисто – раздельными (одуванчик) и пальчато – раздельными (живокость высокая); рассеченные (надрезы листовой пластинки достигают главной жилки или черешка), которые бывают пальчато – рассеченными (лютик) и перисто-рассеченными (валериана).

                 Сложные листья делятся на перисто – сложные, пальчато – сложные, тройчатые. У перисто – сложных листьев отдельные листочки располагаются парами по всей длине от главного черешка, у пальчато – сложных – отдельные листочки прикреплены вместе к концу общего главного черешка, у тройчатых листьев от конца главного черешка отходят только три листочка. Перисто – сложные листья бывают непарноперистыми – общий черешок заканчивается усиком или колючкой.

                   На поверхности пластинки листа,  особенно снизу, хорошо заметны  жилки. Различают следующие основные типы жилкования листьев: перисто – краевое, перисто – петлевидное, перисто – сетчатое, пальчато-краевое, пальчато-петлевидное, пальчато-сетчатое, параллельное. Дуговидное.

                  Поверхность листьев и другие  части растений могут  иметь  опущение. Волоски бывают простые,  ветвистые, звездчатые, железистые, жгучие.

                 У ряда растений встречаются  видоизмененные листья, выполняющие  другие функции, как, например, колючки у барбариса, усики  у гороха.

Цветок. Цветок является органом размножения у покрытосеменных растений и представляет собой укороченный побег с видоизмененными листьями. Цветки образуются из цветочных почек. Они могут быть одиночными или собранными в соцветия.

                  В цветке различают цветоложе,  чашечку, венчик, пестик и тычинки.  Цветоложе – небольшая стеблевая  часть цветка, на которой расположены  остальные его части. Наружным  кругом в цветке будет чашечка,  обычно окрашенная в зеленый  цвет; отдельные части чашечки  называются чашелистиками. Вторым  кругом является венчик, обычно  ярко окрашенный;  части венчика  называются лепестками.

                   По форме венчика различают  цветки двугубые, колесовидные, колокольчатые,  воронковидные, трубчатые, лейковидные.

                   Лепестки, как и чашелистики, могут  срастаться между собой, и тогда  мы имеем сростнолистную чашечку  и сростнолистный венчик. Если  лепестки несросшиеся, венчик  называется свободнолепестным. Чашечка  и венчик вместе образуют околоцветник. У раздельнолепестного венчика  нижняя часть лепестка сильно  сужена, а верхняя – широкая.  Узкая часть называется ноготком, широкая – пластинкой или отгибом.  У сростнолепестного венчика  нижняя часть называется трубкой,  верхняя – отгибом. Место соединения  отгиба с трубкой – зев.

                     Внутри венчика находятся тычинки,  состоящие из пыльника и нити. В центре цветка – пестик. Пестик  состоит из завязи (нижняя расширенная  часть), столбика и рыльца. Завязь  может быть нижней, когда находится  под чашечкой и венчиком, и  верхней, когда находится над  чашечкой и венчиком, помещаясь  внутри околоплодника. Пестиков, как и тычинок, может быть  много (лютик).

Информация о работе Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений