Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 05:55, контрольная работа
Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.
1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
2. Место растений в природном сообществе.
3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
5. Пути решений программных задач.
6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.
Развитие биологических
представлений у детей
План.
1. Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.
Важнейшими отличительными
признаками растений являются наличие
плотных клеточных стенок, поглощение
пищи путем всасывания, размножение
и расселение спорами или семенами;
запасным веществом обычно служит крахмал.
Другие характерные черты растений
(прикрепленный образ жизни, неограниченный
рост, своеобразные циклы развития,
способы закладки органов и т.
п.) не являются общими для всех групп
растений, однако весь комплекс признаков
в целом позволяет легко
Заселяя поверхность суши, покрывая значительные участки безводных пустынь и топких болот, проникая в глубины пресных и соленых водоемов, поднимаясь высоко в горы, растения формируют сообщества, или фитоценозы, в которых обитают представители других царств.
Кроме огромного планетарного значения, зеленые растения играют большую роль в жизни человека. Многие из них издавна используются как пищевые, кормовые, лекарственные, технические. Растения служат источником топлива, строительных материалов, сырья для промышленности.
Растительный мир, насчитывающий около 400 тыс. видов, условно делят на две группы — низшие и высшие растения.
Мир растений разнообразен. Растения различаются по происхождению (дикорастущие и культурные), по длительности жизни (однолетние и многолетние), по внешнему облику (жизненные формы), по сложности строения тела (стебель, корень…) и по размерам тела. Большинство из них имеет зеленый цвет. Благодаря наличию хлорофилла все они способны на свету образовывать органические вещества и выделять кислород. Все растения – организмы.
Культурные растения называют
растения, выращиваемые человеком
для удовлетворения своих
Дикорастущие растения – это
растения, которые растут, развиваются
и расселяются без помощи
Одни
растения живут очень долго,
много лет, и поэтому их
Общий
внешний облик растений
У растения обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения. Органы растения, выполняющие функции питания, роста и обмена веществ с окружающей средой, называется вегетативными. Все вместе они образуют вегетативное тело растения.
Корень. Корни служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. При прорастании семени появляется зародышевый корешок, из которого развивается главный корень, который представляет собой самый длинный и развитый из всех корней. От главного корня отходит масса боковых корешков, которые образуют корневую мочку растения. У пальм, луковичных и некоторых других выращенных из семян растений главный корень довольно рано перестает расти, а взамен его из основания стебля появляются придаточные корни. У всех растений, выращенных не из семян, а из частей растения, например из черенка, главный корень отсутствует, а бывают только придаточные корни.
На концах мелких корешков
находятся корневые волоски,
Корни дышат, т. е. поглощают
кислород из воздуха,
Стебель. Стебель представляет собой ось побега, слагающуюся из узлов и междоузлий. Основные функции стебля – опорная и проводящая. Через стебель осуществляется связь между корнями и листьями. Кроме того, в стебле нередко откладываются запасные питательные вещества. Стебель, как и корень, может быть органом вегетативного размножения.
Различают прямостоячие, (наперстянка, полынь обыкновенная), приподнимающиеся, или восходящие(толокнянка, чабрец), цепляющиеся (горошек мышиный, чина луговая), ползучие (плаун булавовидный, лютик ползучий) и вьющиеся (лимонник китайский) стебли. Растения с вьющимися стеблями называют лианами. Растения с цепляющимися стеблями отличаются от вьющихся тем, что не обвивают другие стебли, а цепляются за соседние растения, стены и другие предметы при помощи специальных усиков, шипиков, прицепок.
В сечении стебли бывают
Место прикрепления листьев
листьев, по два (обычно друг против друга) – супротивное расположение, а если в одном узле три и более листьев, то такое расположение называется мутовчатым.
Растения, имеющие зеленый стебель,
который образуется весной и
отмирает осенью, называют травянистыми.
Исключение составляют
Растения с деревянистыми
Почки. Почки обычно расположены на стебле и представляют собой видоизмененные укороченные побеги. Они могут быть верхушечными, пазушными. Почки, из которых образуются листья, называются вегетативными или листовыми; те, из которых образуются цветки, - генеративными или цветочными.
Кроме того, почки могут развиваться
не в пазухах листа, а на
корнях, листьях, или стеблях.
Такие почки называют
Лист. Листья являются органами воздушного питания растений. В листьях происходит фотосинтез, дыхание и транспирация. Лист у большинства высших растений состоит из широкой плоской части – пластинки и узкой, стеблевидной – черешка. Лист, у которого черешок отсутствует, называется сидячим. Сидячий лист может быть стеблеобъемлющим. Лопасти, образующиеся у основания стеблеобъемлющего листа, называются ушками. Если черешок на некотором протяжении срастается со стеблем, такие листья называются сбегающими. Нередко у основания черешка расположены листовые органы, именуемые прилистниками. Прилистники имеют растения из семейств бобовых, розоцветных и др.
В зависимости от условий и
в связи с выполнением
По строению листья делятся на простые и сложные. Простой лист обычно имеет одну простую или слегка расчлененную пластинку с черешком или без него; в период листопада такой лист опадает целиком. Сложный лист имеет несколько пластинок, которые прикреплены к одному черешку, листочки сложного листа опадают независимо друг от друга.
По форме простые листья
Края листовой пластики бывают
зубчатые и без зубцов. Если
край листа цельный, без
Сложные листья делятся на перисто – сложные, пальчато – сложные, тройчатые. У перисто – сложных листьев отдельные листочки располагаются парами по всей длине от главного черешка, у пальчато – сложных – отдельные листочки прикреплены вместе к концу общего главного черешка, у тройчатых листьев от конца главного черешка отходят только три листочка. Перисто – сложные листья бывают непарноперистыми – общий черешок заканчивается усиком или колючкой.
На поверхности пластинки
Поверхность листьев и другие части растений могут иметь опущение. Волоски бывают простые, ветвистые, звездчатые, железистые, жгучие.
У ряда растений встречаются видоизмененные листья, выполняющие другие функции, как, например, колючки у барбариса, усики у гороха.
Цветок. Цветок является органом размножения у покрытосеменных растений и представляет собой укороченный побег с видоизмененными листьями. Цветки образуются из цветочных почек. Они могут быть одиночными или собранными в соцветия.
В цветке различают цветоложе,
чашечку, венчик, пестик и тычинки.
Цветоложе – небольшая
По форме венчика различают
цветки двугубые, колесовидные, колокольчатые,
воронковидные, трубчатые,
Лепестки, как и чашелистики, могут
срастаться между собой, и
Внутри венчика находятся