Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 05:55, контрольная работа

Описание работы

Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.

Содержание работы

1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
2. Место растений в природном сообществе.
3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
5. Пути решений программных задач.
6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по экологии.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

   Старшая группа. В  старшем дошкольном возрасте  дети способны не только принимать  познавательную задачу, поставленную  взрослым, но и самостоятельно  ставить ее во время разнообразной  деятельности: игровой, трудовой, изобразительной.  Довольно часто самостоятельная  постановка задач в старшем  дошкольном возрасте связана  и с познавательной деятельностью,  возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

   В старшей дошкольной  группе воспитатель знакомит  детей с новыми объектами, которые  можно наблюдать в ближайшем  окружении, и с теми, которые  обитают в других климатических  зонах. Детей продолжают знакомить  с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врага, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей,  которую решает воспитатель, является  установление связей между внешним  видом животного, его образом  жизни и средой обитания. Организуются  наблюдения и с использованием  раздаточного материала.

   Воспитанникам старшей  группы предоставляется большая  самостоятельность в использовании  известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении  итогов. Воспитатель помогает детям  в случае затруднений вопросами,  использует модели, обеспечивающие  полноту и точность восприятия, установление связей и отношений,  подводит их к самостоятельным  выводам. Результаты наблюдения  дети отражают в речи, используют  деятельности (трудовой, изобразительной  и т.д.).

    Подготовительная  к школе группа. Основная тенденция  познавательной деятельности детей  седьмого года жизни – стремление  к общению. Это объясняется  тем, что способности ребят  видеть существенные признаки  в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

   Задачей воспитателя  является формирование в процессе  наблюдений обобщенных элементарных  понятий, подведение детей к  пониманию все более сложных  закономерностей, существующих в  природе, воспитание самостоятельности.

   Воспитатель стремится  к тому, чтобы обследовательские  действия детей были осознанными.  С этой целью обследовательские  действия  используются для проверки  полученных в ходе наблюдений  впечатлений. Воспитатель с помощью  вопросов побуждает детей к  осознанию способа получения  знаний: как ты об этом узнал?  Проверь. Широко используются  трудовые действия, обеспечивающие  формирование навыков и умений  по уходу за растениями и  животными. Хорошо, если воспитатель  загадывает загадки, читает стихи,  рассказывает интересные истории,  так как все это способствует  расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических  методов занимают вопросы поискового  характера. Именно они помогают  детям понять взаимосвязь между  наблюдаемыми явлениями природы.  Заканчивается наблюдение обобщением.

                 Занятие и работы по экологии.

                                          (в средней группе на 2 месяца).

                   Апрель 

1 неделя.  Предварительная работа  с детьми. «Комнатные растения. Герань».

Цель: познакомить с комнатным  растением, показать, что есть стебель, корень, лист, цветок и растению нужны свет, вода.

Наглядный материал: комнатное растение – герань: картинки с изображением липы, березы, клена.

                                                       ***

  Воспитатель задает детям  вопросы.

  • Что это?
  • Оно живое или неживое?
  • Что есть у растения?
  • Что есть у дерева?
  • Зачем нужны корни, листья?
  • Что необходимо растению?

 

2 неделя.     Занятие.

Тема: «Рассматривание комнатных  растений».

Цель: продолжить знакомство детей  с условиями жизни растений.

Наглядный материал: комнатные растения, картинка со строением растения.

                                                      ***

                  

 Воспитатель задает детям  вопросы.

  • Что это?
  • Что есть у растения? (Корень, стебель, листочки, цветы.)

Корешок находится в земле. Он «пьет» - высасывает из земли воду, дышит  воздухом, удерживает растение в почве, чтобы оно не упало.

  • Зачем растению корень?
  • Чего больше – листочков или стеблей?
  • Какого цвета листочки?
  • Зачем они растению? (Дышать, поглощать свет.)
  • Зачем стебель? (По нему идет вода.)
  • Может растение жить без корешка, стебля, листочков?

       Растению нужно  все, ухаживать за ним надо  осторожно.

  • Что будет, если повредить листочки?
  • Откуда взялись цветы?
  • Зачем человек разводит цветы?

       Цветы красивые, радуют глаз.

  • Комнатным растениям может быть плохо?
  • Как узнать, что им плохо? (они бледные, стебли у них вытянутые, растения сохнут, не растут, не цветут.)
  • Хотите узнать новое о растениях?

Есть растения, любящие воду, их чаще поливают, а есть те, которые  не любят, чтобы их часто поливали.

  • Хорошо растениям у нас?
  • Почему эти растения называются комнатными?

Физминутка:  

                         Руки подняли и покачали -  эта  трава на лугу,

                        Локти согнули, кисти встряхнули  – ветер сбивает росу.

                        Плавно руками помашем – это  к нам птицы летят,

                        Как они сядут, покажем: крылья  сложили назад.

     

       Прогулка. Поход  в теплицу. 

Цели: закреплять умения ухаживать  за растениями, поливать их, пропалывать, видеть различие  между ними; воспитывать  чувство красоты.

Ход наблюдения

                                 Нас в любое время года

                                 Учит мудрая Природа

                                 Птицы учат пению.

                                 Паучок – терпению.

                                 Пчелы в поле и в саду

                                 Обучают нас труду.

                                 Все – по справедливости.

                                 Отражения в воде

                                 Учит нас правдивости.

                                 Учит снег нас чистоте.

                                 Учит солнце доброте

                                 И при всей огромности

                                Обучает скромности.

                                У природы круглый год

                                Обучаться нужно.

                                Нас деревья всех пород,

                                Весь большой лесной народ,

                                Учат крепкой дружбе.

          Трудовая  деятельность. 

Поливка и прополка растений в теплице.

Цель: воспитывать желание участвовать  в уходе за комнатными растениями.

          Подвижные  игры

«Найди свой цвет»

Цели: учить ориентироваться  в  пространстве, различать основные цвета  спектра.

«Кто ушел?»

Цель: развивать внимания.

             Выносной материал

Лейка, губка, опрыскиватель.

 

3 неделя.   Индивидуальная работа  с детьми. «Знакомство с комнатным  растением».

Цель: продолжить знакомство с комнатным  растением.

Наглядный материал: комнатное растение, картинки со строением растения.

                                                  ***

 Воспитатель: рассказывает о  растение,

                          задает детям вопросы.

  • Что это?
  • Что есть у растения?
  • Оно живое или нет?
  • Где у него стебель?
  • Какого цвета листья? Какие они?
  • Что нужно для того, чтобы они были здоровыми, красивыми?
  • Так зачем нужно ухаживать за растениями?
  • Какие растения вы знаете?

 

4 неделя.  Групповая работа. «Наши  комнатные растения».

Цели: расширить знания о комнатных  растениях, научить узнавать их на картинках, воспитать желание ухаживать  за ними.

Наглядный материал: картинка и открытки с изображением комнатных растений.

                                                    ***

 Воспитатель задает детям  вопросы.

  • Как это можно назвать одним словом? (Показать картинку.)
  • Как вы их узнали?
  • Есть ли у нас в группе растения? (Показать открытки.)
  • Откуда появились растения?
  • Всем ли растениям у нас хорошо?
  • Как узнать?
  • Как помочь?
  • Так зачем же надо ухаживать за комнатными растениями?

 

 

             Работа с родителями.

            На апрель месяц.

  1. Сделать папку – передвижку на тему: «Как с ребенком ухаживать за цветами дома».
  2. Вечер досуга. Ваши любимые  комнатные растения.

Рассказ родителей о любимых  комнатных растений в семье.

  1. Привлечение мам к пересадки комнатных растений в группе вместе с детьми.
  2. Консультация: «Уход за комнатными растениями», вместе с детьми.
  3. Фото выставку : «Уход за любимым комнатным растением, дома».

  Варя с мамой                                    Саша с мамой                                 Паша с мамой

                           Май

1 неделя. Предварительная работа  с детьми. «Одуванчик».

Цели:  дать представление о растение «одуванчике»; формировать бережное отношение к растению.

Наглядный материал: серия картинок «Растения. Что сначала что потом».

                                       ***

Воспитатель задает детям  вопросы.

  • Как называется этот цветок?
  • Где вы его видели?
  • Оно сразу стало таким?
  • Из чего же оно выросло?
  • Откуда взялись семена?
  • Семена сами выросли?
  • Что нужно, чтобы выросли одуванчики?
  • Сейчас одуванчики растут, почему?
  • В какое время года появляется одуванчик?.

 

2 неделя. Занятие.

Тема: «Как растет одуванчик».

Цели: дать знания о строении цветка, его особенностях; научить подбирать  образные слова и выражения.

Наглядный материал: картинка с изображением одуванчика.

Художественное слово: стихотворение  об одуванчике.

                                                  ***

    Воспитатель читает детям  стихотворение, задает вопросы.

                 Носит одуванчик 

                 Желтый сарафанчик,

                  Подрастет, нарядится 

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

    • Что есть у цветка?
    • Какого цвета его стебель, листья?
    • Какого цвета  пышная шапка?
    • Какого цвета молодой одуванчик?
    • Когда у него было белое платье?
    • С чем можно сравнить одуванчик?

 

Желтый, как солнышко.

Круглый, как …

Мягкий, как…

Белый, как…

Пушистый, как…

Хрупкий, как…

Вот какой необычный цветок!

 

Одуванчик серебристый,

Как чудесно создан он:

Хрупкий, круглый и пушистый,

Солнцем теплым напоен.

На своей высокой ножке,

Поднимаясь к вышине,

Он растет и на дорожке,

И в ложбинке и в траве.

  • Почему одуванчик называют цветком?

Физминутка:

                         Вот  стою я на лугу

                         И качаюсь на ветру.

                         Влево, вправо наклоняюсь,

                        А потом земли касаюсь.

                        Дождь прошел,

                        Встряхну листами, 

                        Потянусь со всеми вами.

         Аппликация  одуванчика.



      На прогулке.   Наблюдение за одуванчиками.

Цели: закрепит знания об одуванчике; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения.            Я цветок сорвать хотела,

                                             Поднесла к нему ладонь,

                                             А пчела с цветка слетела

                                             И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Воспитатель загадывает загадки, предлагает ответить на вопросы.

                     ***                                                           ***

Есть один такой                                            На зеленой хрупкой

                                цветок,                                                                   ножке

Не вплетешь его                                           Вырос шарик

                                в венок.                                                       у дорожки.

На него подуй                                                Ветерочек прошуршал

                            слегка:                                  и развеял этот шар.                                

Информация о работе Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений