4. Содержание экологического
воспитания включает два аспекта: передача
экологических знаний и их трансформацию
в отношение. Знания являются обязательным
компонентом процесса формирования начал
экологической культуры, а отношение –
конечным его продуктом. Экологические
знания формируют осознанный характер
отношения и дают начало экологическому
сознанию. Отношение, построенное вне
связей с природой и с окружающей средой,
не может быть экологическим воспитанием.
Изучение законов
природы может быть начато
в дошкольном детстве в рамках
экологического воспитания. Возможность
и успешность этого процесса
доказаны многочисленными психолого –
педагогическими отечественными исследованиями.
В этом случае содержание экологических
знаний охватывает следующий круг:
- Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
- Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнения окружающей среды: охрана и восстановление природных богатств.
Ознакомления с
конкретными примерами растения
и животных, их обязательной связью
с определенной средой обитания
и полной зависимостью от нее
позволяет сформировать у дошкольников
первоначальные представления экологического
характера. Выращивая отдельные
экземпляры растений и животных,
дети познают различный характер
их потребностей во внешних
компонентах среды на разных
стадиях роста и развития. Важным
аспектом при этом является
рассмотрение труда людей как
средообразующего фактора. Ознакомление
позволяет начать вырабатывать у детей
экономное и бережное отношение к природе,
ее богатствам.
Все обозначенные
позиции содержания экологических
знаний для детей дошкольного
возраста согласуются с содержанием
общеобразовательной области «Экология»,
представленной в Концепции общего
среднего экологического образования.
В процессе экологического
воспитания могут иметь место
следующие виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
- создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающая наблюдением, являются позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не наносят деструктивный характер;
- речевая деятельность: (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнению представлений о природе с помощью слова);
- наблюдения - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информация о природе и деятельность людей в природе;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Наблюдения за
самостоятельностью детей, анализ
ее содержания позволяют воспитателю
обнаружить их индивидуальные
особенности, уровень экологической
воспитанности.
Разнообразная деятельность
естественным образом связывает
экологическое воспитание со
всем процессом развития личности
маленького ребенка.
В дошкольном возрасте необходимо
учить детей различать и называть
наиболее типичные, часто встречающиеся
в данной местности деревья,
кустарники, травянистые растения.
Воспитатель отбирает наиболее
яркоцветущие в разные времена
года растения местного края
и показывает их детям. На
огороде он предлагает понаблюдать
за ростом и развитием овощных
культур, в цветнике – полюбоваться
декоративными растениями, расцветающими
в разные периоды – от весны
до осени. Бывая с детьми
в поле, педагог организовывает
наблюдения за выращиванием хлебных
культур. В лесу можно показать
ребятам деревья, кустарники, ягоды
и грибы. А на лугу – познакомить
с цветущими травянистыми растениями.
Воспитанников детского сада
знакомят и с комнатными растениями,
учат узнавать, различать и называть
наиболее яркие, часто встречающиеся
из них.
В дошкольном возрасте детям
доступны знания о потребностях растений:
для жизни, роста и развития растения
нуждаются в свете, тепле, влаге,
почвенном питании. Ребята учатся различать
части растений (лист, стебель, корень,
цветок, бутон, семя, плод), узнают о
функциях некоторых из них, например
корень забирает из земли влагу и питательные
вещества.
Детей знакомят с различными
способами ухода за комнатными растениями,
а также растениями огорода и
цветника. Ребята узнают, что все
растения необходимо поливать, очищать
от пыли, подкармливать, пропалывать, кроме
того, нужно рыхлить для них
почву. У них формируются знания
о месте роста растений (в огороде,
цветнике, парке, на лугу, в лесу).
На протяжении дошкольного
возраста у детей формируют представления
об изменениях состояния растений в
разные сезоны пробуждение, быстрый
рост и развитие весной и летом, созревание
плодов и семян летом и осенью,
состояние покоя зимой. Необходимо
добиться того, чтобы дети понимали
сущность состояния известных им
деревьев, кустарников, трав в тот
или иной сезон и могли объяснить
причины этого состояния. Очень
важно дать воспитанникам элементарные
знания об охране растений.
Уровень дошкольного учреждения.
Организационно – управленческая
деятельность детского сада, занимающегося
экологическим воспитанием детей,
- это система определенных мероприятий,
комплексная реализация которых
приводят к высокому результату:
- организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого–оздоровительной развивающей среды для детей;
- накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
- пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;
- установление связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы и др.) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования.
В штате детского
сада, занимающегося экологическим
воспитанием, целесообразно иметь
эколого-специалиста с соответствующим
образованием, функции которого заключаются
в следующем:
- бионадзор зеленой зоны учреждения, руководство ее правильной, экологически грамотной организацией и содержанием;
- систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии – теоретическое и практическое повышение квалификации и уровня экологической культуры воспитателей;
- разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосистемами, комплексные занятия, экскурсии в природу и др.);
- пропаганда экологических знаний.
Корректируя работу
учреждения с экологических позиций,
эколог не подменяет воспитателя,
который остается главной фигурой
в экологическом воспитании детей,
носителем и проводником экологической
культуры.
Углубленная работа
дошкольного учреждения, ее результативность
– это итог скоординированного
взаимодействия всего персонала,
понимание и выполнение сотрудниками
своих специфических в экологическом
воспитании функций. Медсестра
и врач совместно с инструктором
по физвоспитанию осуществляют
эколого – оздоровительную работу
с детьми. Медсестра следит за
поддержанием гигиенических нормативов
среды проживания дошкольников.
Вместе с воспитателем и физкультурным
работником формируют у ребят
первоначальные навыки здорового
образа жизни. Задачей психолога
является создание благоприятной
атмосферы, поведение в жизнь
личностно-ориентированного стиля
взаимодействия взрослых с детьми
и их родителями. Вместе с методистом
психолог руководит регулярно
проводимой диагностикой уровня
экологической воспитанности детей,
анализ которой позволяет скорректировать
работу всего учреждения.
Музыкальный руководитель
вместе с руководителем изодеятельности
и воспитателями разрабатывает мероприятия,
обеспечивающие реализацию эколого –
эстетического направления. Важная функция
методиста – систематическое проведение
семинара – практикума, участие в котором
позволит воспитателям овладеть методикой
экологического воспитания и совершенствоваться
в реализации технологии.
Главный «идеолог»
всей работы – заведующая детским
садом – своевременно ставит
и осуществляет организационно-содержательные
задачи, координирует связь с внешними
с учреждениями, создает атмосферу всеобщей
заинтересованности в работе.
5. Методы ознакомления детей
дошкольного возраста с природой.
Характеристика методов.
В педагогическом
процессе детского сада используются
различные формы организации
детей при ознакомлении их
с природой. Занятия или экскурсии
чаще всего проводятся со всеми
детьми (фронтальная форма организации).
Труд и наблюдения за природой
лучше организовывать с небольшой
подгруппой или индивидуально.
Используются и
различные методы обучения (наглядные,
практические, словесные).
Методы обучения
– это способы совместной деятельности
воспитателя и детей, в ходе
которых осуществляется формирование
знаний, умений и навыков, а
также отношение к окружающему
миру.
При ознакомлении
детей с природой широко используются
все указанные методы.
К наглядным методам
относятся наблюдение, рассматривания
картинок, демонстрация моделей,
кинофильмов, диафильмов. Наглядные
методы с наибольшей полнотой
соответствуют возможностям познавательной
деятельности детей дошкольного
возраста, позволяют сформировать
у них яркие конкретные представления
о природе.
Практические методы
– это игры, элементарные опыты
и моделирование. Использование
этих методов в процессе ознакомления
с природой позволяет воспитателю
уточнять представления детей,
углублять их путем установлений
связей и отношений между отдельными
предметами и явлениями природы,
проводить в систему полученные
знания, упражнять дошкольников
в применении знаний .
Словесные методы
– это рассказы воспитателя
т детей чтение художественных
произведений о природе, систематизации
и обобщения их. Словесные методы
помогают формировать у детей
эмоционально положительное отношения
к природе.
В работе по
ознакомлению детей с природой
необходимо использовать разные
методы в комплексе, правильно
сочетать их между собой. Выбор
методов и необходимость комплексного
их использования определяются
взрослыми возможностями детей,
характером воспитательно- образовательных
задач, которые решает воспитатель. Разнообразие
самих объектов и явлений природы, которые
должен познать ребенок, также требует
использования разнообразных методов.
Например, формирование знаний об образе
жизни кролика невозможно без наблюдений,
о способах ухода за комнатными растениями
дети узнают в процессе труда, о свойствах
снега и льда – при проведении опытов
или игр. Знания о диких животных формируются
во время чтения или рассказа воспитателя.
Наблюдение как основной
метод ознакомления детей с природой.
Наблюдение – это
специально организованное воспитателем,
целенаправленное, более или менее
длительное и планомерное, активное
восприятие детьми объектов и
явлений природы. Целью наблюдения
может быть усвоение разных
знаний – установление свойств
и качеств, структуры и внешнего
строения предметов, причин изменения
и развития объектов (растений, животных),
сезонных явлений.
Для успешного
достижения поставленной цели
воспитатель продумывает и использует
специальные приемы, организующие
активное восприятие детей: задает
вопросы, предлагает обследовать,
сравнить объекты между собой,
устанавливать связи между отдельными
объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных
органов чувств в процессе наблюдения
обеспечивает полноту и конкретность
формируемых знаний. Наблюдения необходимо
сопровождать точной речью воспитателя
и детей, чтобы полученные знания усвоились.
Так как наблюдение требует сосредоточенности
произвольного внимания, педагог должен
регулировать его по времени, объему и
содержанию.
Метод наблюдения
в ознакомлении детей с природой
является основным. Необходимость
и значение его использования
связаны прежде всего с характером знаний,
доступных детям дошкольного возраста.
Основной запас накопленных ребенком
в дошкольном возрасте знаний – это представления,
т. е. образы воспринятых им ранее объектов,
явлений. Чем конкретнее, ярче представление,
тем легче ребенку использовать его в
практической и познавательной деятельности.
А для этого необходимы частные непосредственные
встречи с природой, наблюдения за ее объектами.
Наблюдения позволяет
показать детям природу в естественных
условиях во всем ее многообразия,
в простейших, наглядно представленных
взаимосвязях. Многие связи и
отношения природных явлений
доступы непосредственному наблюдению,
зримы. Познание связей и отношений
формирует элементы материалистического
миропонимания природы. Систематическое
использования наблюдения в ознакомлении
с природой приучает детей приглядываться,
подмечать ее особенности и приводит к
развитию наблюдательности, а значит,
решению одной из важнейших задач умственного
воспитания.
Наблюдение природы
является неисчерпаемым источником
эстетических впечатлений и эмоционального
воздействия на детей. Воспитатель
использует разные виды наблюдения.
Для формирования у детей представлений
о разнообразии растений и
животных объектов неживой природы,
распознавания особенности тех
иных объектов, их свойств, признаков,
качеств используется распознающее
наблюдения. Оно обеспечивает накопление
у детей ярких, живых знаний о природе.
Используется и наблюдение способствующее
формированию представлений о росте и
развитие растений и животных, сезонных
изменениях в природе.