Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 05:55, контрольная работа

Описание работы

Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.

Содержание работы

1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
2. Место растений в природном сообществе.
3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
5. Пути решений программных задач.
6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по экологии.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

 

4.  Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передача экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне связей с природой и с окружающей средой, не может быть  экологическим воспитанием.

    Изучение законов  природы может быть начато  в дошкольном детстве в рамках  экологического воспитания. Возможность  и успешность этого процесса  доказаны многочисленными психолого – педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

  • Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
  • Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  • Человек как живое существо,  среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;  
  • Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнения окружающей среды: охрана и восстановление природных  богатств.

   Ознакомления с  конкретными примерами растения  и животных, их обязательной связью  с определенной средой обитания  и полной зависимостью от нее  позволяет сформировать у дошкольников  первоначальные  представления экологического  характера. Выращивая отдельные  экземпляры растений и животных, дети познают различный характер  их потребностей во внешних  компонентах среды на разных  стадиях роста и развития. Важным  аспектом при этом является  рассмотрение труда людей как  средообразующего фактора. Ознакомление позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

   Все обозначенные  позиции содержания экологических  знаний для детей дошкольного  возраста согласуются с содержанием  общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего  среднего экологического образования.

   В процессе экологического  воспитания могут иметь место  следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
  • создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающая наблюдением, являются позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не наносят деструктивный характер;
  • речевая деятельность: (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнению представлений о природе с помощью слова);
  • наблюдения - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информация о природе и деятельность людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.                                                                            

   Наблюдения за  самостоятельностью детей, анализ  ее содержания позволяют воспитателю  обнаружить их индивидуальные  особенности, уровень экологической  воспитанности.

   Разнообразная деятельность  естественным образом связывает  экологическое воспитание со  всем процессом развития личности  маленького ребенка. 

         В дошкольном возрасте необходимо  учить детей различать и называть  наиболее типичные, часто встречающиеся  в данной местности деревья,  кустарники, травянистые растения. Воспитатель отбирает наиболее  яркоцветущие в разные времена  года растения местного края  и показывает их детям. На  огороде он предлагает понаблюдать  за ростом и развитием овощных  культур, в цветнике – полюбоваться  декоративными растениями, расцветающими  в разные периоды – от весны  до осени. Бывая с детьми  в поле, педагог организовывает  наблюдения за выращиванием хлебных  культур. В лесу можно показать  ребятам деревья, кустарники, ягоды  и грибы. А на лугу – познакомить  с цветущими травянистыми растениями. Воспитанников детского сада  знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть  наиболее яркие, часто встречающиеся  из них.

В дошкольном возрасте детям  доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать  части растений (лист, стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод), узнают о  функциях некоторых из них, например корень забирает из земли влагу и питательные вещества.

Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и  цветника. Ребята узнают, что все  растения необходимо поливать, очищать  от пыли, подкармливать, пропалывать, кроме  того, нужно рыхлить для них  почву. У них формируются знания о месте роста растений (в огороде, цветнике, парке, на лугу, в лесу).

На протяжении дошкольного  возраста у детей формируют представления  об изменениях состояния растений в  разные сезоны пробуждение, быстрый  рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников, трав в тот  или иной сезон и могли объяснить  причины этого состояния. Очень  важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений. 

      

Уровень дошкольного учреждения.

Организационно – управленческая деятельность детского сада, занимающегося  экологическим воспитанием детей, - это система определенных мероприятий, комплексная реализация которых  приводят к высокому результату:

  • организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого–оздоровительной развивающей среды для детей;
  • накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

 

  • пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;
  • установление связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы и др.) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования.

   В штате детского  сада, занимающегося экологическим  воспитанием, целесообразно иметь  эколого-специалиста с соответствующим образованием, функции которого заключаются в следующем:

  • бионадзор зеленой зоны учреждения, руководство ее правильной, экологически грамотной организацией и содержанием;
  • систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии – теоретическое и практическое повышение квалификации и уровня экологической культуры воспитателей;
  • разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосистемами, комплексные занятия, экскурсии в природу и др.);
  • пропаганда экологических знаний.

   Корректируя работу  учреждения с экологических позиций,  эколог не подменяет воспитателя,  который остается главной фигурой  в экологическом воспитании детей,  носителем и проводником экологической  культуры.

   Углубленная работа  дошкольного учреждения, ее результативность  – это итог скоординированного  взаимодействия всего персонала,  понимание и выполнение сотрудниками  своих специфических в экологическом  воспитании функций. Медсестра  и врач совместно с инструктором  по физвоспитанию осуществляют  эколого – оздоровительную работу  с детьми. Медсестра следит за  поддержанием гигиенических нормативов  среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным  работником формируют у ребят  первоначальные навыки здорового  образа жизни. Задачей психолога  является создание благоприятной  атмосферы, поведение в жизнь  личностно-ориентированного стиля  взаимодействия взрослых с детьми  и их родителями. Вместе с методистом  психолог руководит регулярно  проводимой диагностикой уровня  экологической воспитанности детей,  анализ которой позволяет скорректировать  работу всего учреждения.

   Музыкальный руководитель  вместе с руководителем изодеятельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию эколого – эстетического направления. Важная функция методиста – систематическое проведение семинара – практикума, участие в котором позволит воспитателям овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологии.

   Главный «идеолог»  всей работы – заведующая детским  садом – своевременно ставит  и осуществляет организационно-содержательные  задачи, координирует связь с внешними с учреждениями, создает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе.

 

 

5.       Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

                             Характеристика методов.

   В педагогическом  процессе  детского сада используются  различные формы организации  детей при ознакомлении их  с природой. Занятия или экскурсии  чаще всего проводятся со всеми  детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой  лучше организовывать с небольшой  подгруппой или индивидуально.

   Используются и  различные методы обучения (наглядные,  практические, словесные).

   Методы обучения  – это способы совместной деятельности  воспитателя и детей, в ходе  которых осуществляется формирование  знаний, умений и навыков, а  также отношение к окружающему  миру.

   При ознакомлении  детей с природой широко используются  все указанные методы.

   К наглядным методам  относятся наблюдение, рассматривания  картинок, демонстрация моделей,  кинофильмов, диафильмов. Наглядные  методы с наибольшей полнотой  соответствуют возможностям познавательной  деятельности детей дошкольного  возраста, позволяют сформировать  у них яркие конкретные представления  о природе.

   Практические методы  – это игры, элементарные опыты  и моделирование. Использование  этих методов в процессе ознакомления  с природой позволяет воспитателю  уточнять представления детей,  углублять их путем установлений  связей и отношений между отдельными  предметами и явлениями природы,  проводить в систему полученные  знания, упражнять дошкольников  в применении знаний .

   Словесные методы  – это рассказы воспитателя  т детей чтение художественных  произведений о природе, систематизации  и обобщения их. Словесные методы  помогают формировать у детей  эмоционально положительное отношения к природе.

   В работе по  ознакомлению детей с природой  необходимо использовать  разные  методы в комплексе, правильно  сочетать их между собой. Выбор  методов и необходимость комплексного  их использования определяются  взрослыми возможностями детей,  характером воспитательно- образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

   Наблюдение – это  специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее  длительное и планомерное, активное  восприятие детьми объектов и  явлений природы. Целью наблюдения  может быть усвоение разных  знаний – установление свойств  и качеств, структуры и внешнего  строения предметов, причин изменения  и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

    Для успешного  достижения поставленной цели  воспитатель продумывает и использует  специальные приемы, организующие  активное восприятие детей: задает  вопросы, предлагает обследовать,  сравнить объекты между собой,  устанавливать связи между отдельными  объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных  органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдения  необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

   Метод наблюдения  в ознакомлении детей с природой  является основным. Необходимость  и значение его использования  связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частные непосредственные встречи с природой, наблюдения за ее объектами.

    Наблюдения позволяет  показать детям природу в естественных  условиях во всем ее многообразия, в простейших, наглядно представленных  взаимосвязях. Многие связи и  отношения природных явлений  доступы непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений  формирует элементы материалистического  миропонимания природы. Систематическое использования наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

   Наблюдение природы  является неисчерпаемым источником  эстетических впечатлений и эмоционального  воздействия на детей. Воспитатель  использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений  о разнообразии растений и  животных объектов неживой природы,  распознавания  особенности тех  иных объектов, их свойств, признаков,  качеств используется распознающее наблюдения.  Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение способствующее формированию представлений о росте и развитие растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Информация о работе Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений