Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 05:55, контрольная работа

Описание работы

Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.

Содержание работы

1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
2. Место растений в природном сообществе.
3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
5. Пути решений программных задач.
6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по экологии.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

    Часто в процессе  наблюдения бывает необходимо  установить целое явление по  отдельным признакам. Например, определить  по цвету, зрелый или незрелый  плод; узнать по упавшему семени какому дереву оно принадлежит, по следу – какое животное прошло, и т.д.

   Наблюдение может  проводиться как с отдельными  детьми, с не большими группами (в 3 – 6 человек), так и со  всей группой воспитанников. Это  зависит от цели и содержание  наблюдения, а также задач, стоящих  перед воспитателем. Так, на занятии  можно наблюдать за животными  и растениями, трудом взрослых. Работа  с детьми в этом случае  организуется  фронтально. На экскурсии наблюдение  организуется со всеми детьми, с маленькими под группами  и отдельными воспитанниками. В  уголке природы целесообразно  проводить наблюдение с отдельными  детьми или с небольшими подгруппами.

   В зависимости  от количества детей, участвующих  в наблюдении, оно может быть  индивидуальным, групповым и фронтальным.  В зависимости от поставленных  воспитателем целей наблюдение  бывает эпизодическим, длительным  и итоговым (обобщающим).

   Подготовка к наблюдению. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект не живой природы), которой должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

   Важно, чтобы растения  или животное было в хорошем  состоянии чистым, здоровым. Животных  перед наблюдением лучше не  кормить. В этом случае они  более активны: хорошо едят, двигаются.  Это обеспечит лучшее сосредоточение  детей на объекте, вызовет интерес  к нему.

   Воспитателю следует  подготовить все необходимые  в ходе наблюдения предметы: миски  с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются  во время ухода за животными.  Наблюдение может проходить с  использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.). Необходимо  продумать организацию детей:  как разместить их, чтобы хорошо  был виден всем, чтобы можно  было свободно подойти к нему  и действовать  с ним –  покормить, поиграть. Следует предусмотреть  и хорошее освещение объекта.  Лучше, если свет падает слева  или из-за спины (не слепит  глаза).

   При наблюдении  за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный  пол или пол из линолеума  постелить коврик (половичок), чтобы  животное передвигалось без труда.  Пространство, в котором будет  находиться животное, нужно огородить.

   Общие требования  к организации наблюдения. Каждый  вид наблюдения требует своеобразного  руководства со стороны воспитателя.  Вместе с тем есть общие  требования для проведения всех  видов наблюдений.

  1. Цель и задача наблюдения быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
  2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  4. Наблюдение должно  способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
  7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

    Методика проведения  наблюдений разных видов.

   Распознающие наблюдения. руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений.

   Выбор объекта  наблюдений осуществляется воспитателем  в зависимости от требований  программы детского сада. При  этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдений объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.

   Важно продумать,  как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный  материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не  менее важна подготовка объектов  наблюдения. нельзя проводить наблюдение за неспокойными животными, которое боится детей. Вначале нужно продумать, как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения.  где поставить клетку с птицей или аквариум, чтобы детям было хорошо видно, а воспитатель мог свободно действовать с объектом.

   У детей должен  быть интерес к предстоящему  наблюдению. Приемы, вызывающие интерес,  разнообразны: например, накануне наблюдения  за рыбкой воспитатель может  предложить детям помыть вместе  с ним и зарядить аквариум  или, перед тем как показать  им кролика, почистить овощи  для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.  

   Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.  На первом этапе необходимо, чтобы  воспитанники получили общее  представление об объекте. Детям  дается время для его подробного  осмотра. Воспитанники должны  удовлетворить свое любопытство,  узнать, что это такое, выразить  к нему свое отношение.

  На втором этапе  воспитатель, учитывая возрастные  возможности детей, использует  разнообразные  приемы для  выявления свойств, качеств, признаков  объекта, особенностей поведения  и образа жизни животного, состояния  растения и. д., устанавливает  необходимые связи.

   Воспитатель задает  детям вопросы, загадывает  загадки,  предлагает обследовать предмет,  сравнить один с другим. Широко  используются трудовые действия, игровые примеры, а также стихи,  отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное  отношение к наблюдаемому объекту.

  Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении,  разнообразных проявлениях. Рассматривание  растения начинается с выделения  наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку  рассматриваются особенности их  внешнего строения (величина, форма,  характер поверхности и т. д.). воспитатель таким образом приучает детей вести наблюдение планомерно.

   На третьем этапе  подводится итог наблюдения, обобщаются  полученные знания.

    Каждое последующее  наблюдение должно быть связано  с предыдущим. Таким образом, формируется  система знания, умений и навыков  детей.

    Наблюдение с  использованием раздаточного материала.  Начиная со средней группы  во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два – три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи,  фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место наблюдения предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Поводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

   Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений  многообразно:  рост и развития  животных и птиц (попугай, канарейка,  курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения  за неживой и живой природой  и т. д. Организуя длительное  наблюдение, воспитатель должен  знать основные этапы (стадии) роста и развития растения  или животного. В соответствии  с ними наблюдение пробивается  на систему эпизодических. Каждое  эпизодическое наблюдение проводится, когда,  изменения проявились у объекта достаточно ярко.

   Воспитатель побуждает  детей каждый раз рассмотреть  объект, сравнить его состояние  с тем, что было раньше, определить  признаки, по которым изменения  помогают рисунки, модели, гербарии,  которые показывают во время  каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести  весь цикл роста и развития  объекта. Поэтому обязательно  проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организован в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».

    Руководство наблюдениями  в разных возрастных группах. 

   Младшие группы. Продумывая  организацию и руководство наблюдениями  детей, воспитателю необходимо  учитывать особенности малышей.  Известно, что внимание маленьких  детей привлекают яркие, подвижные  объекты. Поэтому лучше первые  наблюдения организовывать за  животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще  не умеют держать поставленную  перед ними цель, точно следовать  предложенному им плану, подводить  итог  наблюдению. Объем формируемых  представлений ограничен. 

   В связи с этим  в начале наблюдения основной  задачей воспитателя является  привлечение внимания детей к  объекту. В ходе наблюдения  можно использовать: обследования, или подражания, или сравнения. 

   Важно, чтобы во  время наблюдения дети вели  себя свободно, естественно, чтобы  они могли проявлять свое отношения  к животным, растениям. Многое  здесь зависит от взрослого.  Когда воспитатель дает возможность  всем детям активно действовать,  свободно высказываться и проявлять  свои чувства, малыши получают  большую радость от общения  с природой.

    В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное  впечатление детей от общения  с животными или растениями, целесообразно  спеть им песенку, прочитать  стихотворение, связанные с темой  наблюдения, или поиграть в такую  игру, где действующий персонаж.

   Наблюдение за  животными и растениями в младшей  группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со  всей группой, так и с небольшими  подгруппами и даже индивидуально.  Очень хорошо, если наблюдения  связываются с игрой, изобразительной  деятельностью, например: «Посмотрим  елочку, а потом нарисуем ее»  или «Посмотрим, не надо ли  обтереть листья у фикуса». 

   Средняя группа. Воспитанники  средней группы уже обладают  некоторым запасом конкретных  представлений о природе. Рассматривая  окружающие предметы, они способы  воспринимать их в деталях.  Вместе с тем самостоятельное  наблюдение в этом возрасте  еще несовершенно. Дети не могут  выделить характерных признаков  отличия, увидеть общие признаки  у нескольких объектов. Воспитанники  средней группы постепенно учатся  принимать задачу наблюдения, поставленную  воспитателем. И если эта задача  совпадает с практической деятельностью,  то воспринимается она довольно  легко. 

   В ходе наблюдения  в средней группе рекомендуется  использовать загадки, песенки,  потешки, стихи, связанные с  содержанием занятия.    Воспитатель  может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

   Воспитанники средней  группы начинают осваивать несложные  способы ухода за растениями  и животными;  поэтому в ходе  наблюдения педагог может   предложить им выполнить не  сложные трудовые действия: покормить  рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т.д. 

    У детей необходимо  сформировать отчетливое представление  о наблюдаемом объекте, знание  о некоторых способах ухода  за ним, бережное отношение.  Поэтому, завершая наблюдение, следует  с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы  нужно сформулировать так, чтобы  они были интересны ребятам  и вели к обобщению полученных  знаний. Например: «Расскажите, как  будем ухаживать за кроликом»  или «А как вы узнаете снегиря,  если увидите его на улице?»  Результатом наблюдения может  стать и практическая деятельность  детей: отражение наблюдаемого  объекта в рисунке, уход за  ним в уголке природы.

   В средней группе  более широко, нежели в младшей,  проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно  организовать во время труда:  например, предложить детям рассмотреть  семена перед посадкой. В середине  года начинают организовывать  наблюдения за растениями с  познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может  быть «Рассматривание и сравнение  бегонии и алоэ».

Информация о работе Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений