Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 05:55, контрольная работа
Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.
1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
2. Место растений в природном сообществе.
3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
5. Пути решений программных задач.
6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.
Цветки, у которых чашечка и
венчик отсутствуют,
Цветки бывают правильные и
неправильные. Цветки с правильным
венчиком можно разделить
Цветки бывают двуполыми,
Соцветие. Два и более цветка, собранные на одном стебле, образуют соцветие. Соцветия делятся на простые (кисть, колос, початок, щиток, сережка, метелка, зонт, головка, корзинка) и сложные (сложный колос, сложный зонтик, сложный щиток).
Кисть (racemus, botrys) – на удлиненной главной оси соцветия размещены на цветоножках на равном расстоянии друг от друга одиночные цветки (черемуха).
Колос (spica) – на удлиненной главной оси соцветия размещены сидячие цветки (подорожник, многие видов злаков).
Початок (spadix) – колос с утолщенной мясистой осью, густо покрытый цветками. Початок обычно имеет покрывальце, образованное из широкого верхушечного листа (женское соцветие кукурузы).
Щиток (corymbys) – кисть, у которой нижние цветоножки длиннее верхних, все цветки размещены на одном уровне (валериана).
Сережка (amentum) - несет только однополые цветки и имеет обычно поникающий вид, после цветения или созревания плодов опадает вместе о осью (тополь, береза).
Метелка (panicula) – соцветие, главная ось которая несет боковые ветвящиеся оси, заканчивающиеся цветками. В целом соцветие имеет пирамидальное очертание и напоминает сложную кисть (многие виды злаков).
Зонтик (umbella) – главная ось соцветия очень укороченная, от нее отходят цветоножки, которые образуют лучи зонтика. При основании лучей зонтика обычно имеется кольцо прицветников, которые образуют обертку (чистотел).
Головка (capitulum) – соцветие с укороченной кистью и тесно скученными сидячими или почти сидячими цветками (чабрец).
Корзинка (calathidium) – соцветие, у которого ось сильно расширена и образует цветоложе, на котором сидят цветки. По краю цветоложа размещены листочки, образующие обертку (растения семейства сложноцветных).
Сложный колос(spica composita) – соцветие, на главной оси которого сидят простые колосья (колоски), а не цветки (пшеница, рожь).
Сложный зонтик (umbella composita) – соцветие, у которого на оси первого порядка сидят не цветки, а оси второго порядка, несущие простые зонтики. Нередко у основания лучей первого порядка верхушечные листья образуют обертку, у основания лучей второго ряда – оберточки (укроп, тмин).
Сложный щиток (corymbys composita ), иначе щитовидная метелка (бузина, калина).
Плоды. Плод состоит из семян и окружающего их околоплодника. Плод развивается из завязи. Завязь бывает одногнездная и многогнездная.
Различают два основных типа плодов: плоды сочные и плоды сухие. К сочным плодам относятся костянка и ягода.
Костянка – односемянной плод, у которого околоплодник распадается на три слоя: наружный, средний и внутренний (слива, вишня). Бывают костянки с несколькими косточками (жостер слабительный -4, толокнянка -5).
Ягода – многосемянной плод, у которого околоплодник сочный и мягкий (черника, виноград).
Сухие плоды: листовка, боб, стручок, стручочек, коробочка, зерновка, семянка, орех, многоорешек, двусемянка, крылатка и др.
Листовка – одногнездный, многосемянной плод, раскрывающийся одной продольной щелью, образован из одного плодолистика.
Боб – одногнездная коробочка, которая раскрывается по двум швам – спином и брюшном (горох, солодка, донник).
Стручок – двугнездный, многосемянной плод, раскрывающийся двумя створками, между которыми помещается пленчатая перегородка с семенами, образован из двух плодолистиков (желтушник).
Стручочек – короткий, но широкий стручок.
Коробочка - сухой плод, внутри которого свободно лежат семена (белена, зверобой).
Зерновка – сухой плод, у которого семена плотно срослось с околоплодником (пшеница, ячмень, кукуруза).
Семянка – односемянной плод с твердым околоплодником, в котором семя лежит свободно (подсолнечник, ромашка).
Орех – односемянной плод с деревянистым околоплодником.
Многоорешек – плод, распадающийся при созревании на много орешков.
Двусемянной – плод, распадающийся в зрелом состоянии на две семянки.
Крылатка – семянка с перепончатым придатком.
Кроме перечисленных плодов, называемых настоящими или истинными, у некоторых растений встречаются так называемые ложные плоды. В отличие от настоящих плодов, образующихся из оплодотворенных завязей, в образовании ложных плодов, кроме завязи, принимают участие цветоложе (плоды земляники, шиповника).
Споры - очень мелкие особые клетки, едва различимые невооруженным глазом, шарообразные или овальные. Они очень легкие, суховатые, разносятся потоками воздуха и вода на значительное расстояния. Попав в благоприятные условия, споры прорастают и образуют новые растения, на которых развиваются гаметы.
Семенные и споровые растения – это представители царства растений. Все они – зеленые растения, так как в их клетках содержится хлорофилл. Благодаря хлорофиллу растения способны на свету синтезировать органические вещества и выделять кислород. Этой способностью определяется огромное значение растений для жизни на нашей планете.
На земле различаются четыре среды жизни организмов: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.
Водная среда. Водная среда жизни может быть с морской или речной, с текучей или стоячей водой. В водах естественных водоемов (океаны, моря, реки, озера) содержатся различные минеральные соли, но мало кислорода и солнечного света. В толще океана, на дне глубокого озера всегда полумрак или совсем темно. Растения в этой среде могут расти лишь на сравнительно небольшой глубине, только там, куда проникает свет. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причем она всегда плюсовая (+4…+250С). В таких условиях приспособились жить водоросли (ламинария, фукус) и водные растения (кувшинка, элодея).
Наземно-воздушная среда. В этой среде жизни произрастают почти все растения. Здесь находятся луга, леса, степи, тундры, сады и поля. Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер. В наземно-воздушной среде живут все сухопутные растения – деревья, кустарники и травы.
Почвенная среда. Почва – это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков. Здесь обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений. В почве также живут многочисленные бактерии, мелкие животные и грибы.
Организменная среда. Эта среда представлена организмом-хозяином, который питательными веществами своего тела обеспечивает существование живущих в нем паразитов. Так, на ветвях яблони, груши, клена, сосны паразитирует омела белая, на стеблях хмеля и многих трав – повилика, а на корнях подсолнечника поселяется паразитическое растение заразиха
Растения способны жить лишь
в той среде, к условиям
Экологическими факторами
Абиотическими факторами. свет, вода, снег, ветер, воздух, минеральные вещества, температура – все это факторы неживой природы, но они имеют большое значение для жизни растений.
Для жизни растений, как и всех других организмов, необходима вода. Ее всасывают корни. Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества, используемые растением для питания, испарения и построения своего тела. В зимнее время для растений наших широт нужен снег. Он укрывает почву, корни и мелкие растения, защищая их от сильных морозов.
Незаменимым для растения фактором среды является свет. Только с использованием света зеленые растения способны образовывать органические вещества. Вот почему от света зависит жизнь любого зеленого растения.
Важное условие жизни растений – температура. Растение реагирует на температуру воздуха, воды и почвы. Большинство растений не переносят очень низкие температуры. Поэтому температурный фактор обусловливает распределение растений по Земле: теплолюбивые произрастают в районах с жарким климатом, холодостойкие – в умеренно холодных зонах. Теплолюбивые растения ведут активную жизнь только при температуре не выше 500 С, а холодостойкие – при температуре не ниже 00С. Растения хорошо развиваются, если температура почвы ниже температуры воздуха, и лучше, если в ночное время прохладнее, чем днем.
Воздух – также важный фактор для растений. Из него растения получают кислород для дыхания и углекислый газ, необходимый для их питания. Поэтому растению, как всем организмам, постоянно нужен чистый воздух.
Имеет значение для растений и ветер. Он перемешивает воздух и приносит растениям новые потоки к кислородом и углекислым газом. Ветром разносятся семена и плоды многих растений. Ветер же приносит дождевые облака, охлаждает растения и почву, на которой они растут. Однако очень сильный ветер (ураган) ломает стволы и ветви деревьев, вырывает их с корнем.
Биотические факторы. В жизни растений большую роль играют также факторы живой природы: животные, грибы, сами растения, бактерии. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, собирают себе пищу – сладкий нектар и пыльцу, но при этом они переносят пыльцу с одного растения на другое, т.е. опыляют цветки, после чего начинают развиваться плоды и семена. Живя в природе, растения постоянно взаимодействуют с другими растениями, животными, грибами, бактериями и условиями неживой природы.
Антропогенный фактор. Влияния человека на растения, т.е. созданий человеком.
Растительный мир – составная
и важнейшая часть биосферы. Благодаря
способности к фотосинтезу
Важнейшими отличительными
Заселяя поверхность суши, покрывая
значительные участки
Кроме огромного планетарного
значения, зеленые растения играют
большую роль в жизни человека.
Многие из них издавна
Растительный мир,
К низшим растениям, которые
возникли около 2 млрд. лет назад,
относятся наиболее просто
Природное сообщество, или биогеоценоз, - это совокупность живых организмов и условий абиотической среды на определенной территории. Оно проявляется в природе как единое целое. Важным признаком биогеоценоза является осуществление круговорота веществ. Названиями «биогеоценоз» и «экосистема» характеризуется с разных позиций одно и тоже природное явление – совокупность живых организмов и условий абиотической среды.
В итоге такого взаимодействия условий абиотической среды и живого населения в биогеоценозе создается круговорот веществ и поток энергии: движение веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (растения), от них – к другим организмам (различным гетеротрофам), а от них – вновь в окружающую среду.