Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 05:55, контрольная работа
Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.
1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
2. Место растений в природном сообществе.
3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
5. Пути решений программных задач.
6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.
Осуществление круговорота
веществ и потока энергии –
главный признак природного
2. Растение в природном сообществе. Существенной частью биогеоценоза (экосистемы) являются зеленые растения, в том числе деревья, кустарники, кустарнички и травы. Произрастая рядом и взаимодействуя между собой, они проявляются в экосистеме как единство, которое выполняет определенные функции в круговороте веществ, - они создают органические вещества.
Помимо главной автотрофной функции, зеленые растения в биогеоценозе выполняют и другие: определяют его внешний вид, влияют на условия среды обитания, участвуют в определении видового состава всего населения.
По названию многочисленных видов растений именуют биогеоценоз. По растениям определяют границы природного сообщества. Вот почему в характеристике любого биогеоценоза важной его частью выступает совокупность зеленых растений, которую называют растительным сообществом или фитоценозом.
Все фитоценозы, переходя один в другой, образует растительный покров Земли, или растительность нашей планеты. А все биогеоценозы создают живой покров на Земле.
В природное сообщество входят различные виды растений. Но на однородных участках земной поверхности, в сходных почвенно - климатических условиях обычно наблюдаются сходные по растительному составу комплексы. По ним сравнительно легко можно отличить один биогеоценоз от другого.
Например, сосновый лес с большим количеством растущей там черники заметно отличается от соснового леса, в котором на почве произрастают мхи. Иначе выглядит сосновый лес с зелеными мхами или со сфагнумом. Совсем разными оказываются сосновые и еловые леса. Очень существенно различаются и другие растительные сообщества, например хвойные и лиственные леса, луговые, степные и болотные сообщества.
Приспособленность растений
к современному существованию проявляется
не только в размещении растений по
ярусам и в требованиях к факторам
среды, но и в неодинаковых темпах
и сроках их развития. Во внешнем
облике биогеоценоза это проявляется
в виде чередования массового
цветения то одних, то других видов
растений. Так же «слоями», один сменяя
другого, в течение лета появляются
в биогеоценозе плодовые тела разных
видов шляпочных грибов. Неодновременное
цветение разных видов растений обеспечивает
их достаточным количеством
Приспособления организмов к совместной жизни проявляются также различных типах взаимоотношений между отдельными видами природного сообщества. Среди них: создание микоризы между высшим растением и грибом, образование лишайников – симбиоз водорослей и грибов, взаимосвязь между цветковым растением – хозяином и его грибом – паразитом, размещение организмов по ярусам.
Все разнообразие типов взаимосвязей между организмами появилось в процессе эволюции как приспособление к совместной жизни видов в природном сообществе.
Таким образом, природное сообщество (биогеоценоз) – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни и к условиям своего обитания.
Жизнь на Земле зависит от Солнца. Приемником и накопителем энергии солнечных лучей на Земле являются зеленые листья растений как специализированные органы фотосинтеза.
Фотосинтез – уникальный процесс создания органических веществ из неорганических. Это единственный на нашей планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключенную в органических веществах. Таким способом поступившая из космоса энергия солнечных лучей, запасенная зелеными растениями в углеводах, жирах и белках, обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира – от бактерий до человека.
Выдающийся русский ученый конца 19 – начала 20 в. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920) роль зеленых растений на Земле назвал космической.
Фотосинтез – важнейший процесс в жизни нашей планеты. Он выполняет космическую функцию, производя огромное количество энергии, запасаемой в зеленых растениях, и поставляя кислород в атмосферу.
К.А.Тимирязев писал: «Все
органические вещества, как бы они
были разнообразны, где бы они ни
встречались, в растении ли, в животном
или человеке, прошли через лист,
произошли от веществ, выработанных
листом. Вне листа или, вернее вне хлорофиллового
зерна в природе не существует лаборатории,
где бы выделялось органическое вещество.
Во всех других органах и организмах оно
превращается, преобразуется, только здесь
оно образуется вновь из вещества неорганического».
3. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Разнообразие
объектов природы позволяет
На формирование
личности ребенка
Влияние природы
на развитие личности ребенка
связано с формированием у
него определенных знаний о
ее объектах и явлениях. Знания
о природе помогают малышу
ориентироваться в качествах,
признаках и свойствах
Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений, о том, что это живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями.
Знания о природе побуждает детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.
Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями.
Бережное отношения
к природе предполагает
Бережное отношение к
природе связано с развитием
наблюдательности, т. е. воспитывая у
ребенка чувство любви к
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умение использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывания, организация опытов, беседа и т. д.).
В программе «Семицветик».
Девиз программы «Семицветик» - воспитание через Культуру и Красоту.
Главная цель программы – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.
Основные задачи программы:
В процессе
решения поставленных в
Программа «Юный эколог».
Существующая программа
для детского сада содержит
раздел «Ознакомление детей с
окружающим миром», в рамках которого
осуществляется познание
Экологическая проблема
в нашей стране обостряет
Дошкольное детство
– начальный этап формирования
личности человека, его ценностной
ориентации в окружающем мире.
В этот период закладывается
позитивное отношение к
Формирование осознанно-
Процесс становления
осознанно-правильного
В программе
представлено шесть разделов: первый
раздел – это элементарные
сведения о мироздании, неживой
природе Земли и ее значении
в жизни живых существ;