Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 05:55, контрольная работа

Описание работы

Растительный мир — составная и важнейшая часть биосферы. Благодаря способности к фотосинтезу растения накапливают в своих органах громадное количество органических веществ, обогащают среду обитания (атмосферу, воду и почву) кислородом и тем самым создают необходимые условия для существования практически всех живых существ. Свойственное некоторым растениям (сапротрофам, паразитам) гетеротрофное питание всегда вторичного происхождения.

Содержание работы

1. Растения. Общая характеристика. Среда обитания растений, особенности жизни, приспособления к условиям обитания.
2. Место растений в природном сообществе.
3. Значение и задачи работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями.
4. Содержание работы по теме в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду Едиными государственными образовательными стандартами.
5. Пути решений программных задач.
6. Опыт работы с детьми по выбранной теме с приложением двух комплектов занятий, модели, отражающий мир растений, двух дидактических игр экологической направленности.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по экологии.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

  Осуществление круговорота  веществ и потока энергии –  главный признак природного сообщества (биогеоценоза).

2.          Растение в природном сообществе. Существенной частью биогеоценоза (экосистемы) являются зеленые растения, в том числе деревья, кустарники, кустарнички и травы. Произрастая рядом и взаимодействуя между собой, они проявляются в экосистеме как единство, которое выполняет определенные функции в круговороте веществ, - они создают органические вещества.

Помимо главной автотрофной  функции, зеленые растения в биогеоценозе выполняют и другие: определяют его  внешний вид, влияют на условия среды  обитания, участвуют в определении  видового состава всего населения.

По названию многочисленных видов растений именуют биогеоценоз. По растениям определяют границы природного сообщества. Вот почему в характеристике любого биогеоценоза важной его частью выступает совокупность зеленых растений, которую называют растительным сообществом или фитоценозом.

Все фитоценозы, переходя один в другой, образует растительный покров Земли, или растительность нашей  планеты. А все биогеоценозы создают  живой покров на Земле.

В природное сообщество входят различные виды растений. Но на однородных участках земной поверхности, в сходных  почвенно - климатических условиях обычно наблюдаются сходные по растительному составу комплексы. По ним сравнительно легко можно отличить один биогеоценоз от другого.

Например, сосновый лес с  большим количеством растущей там  черники заметно отличается от соснового  леса, в котором на почве произрастают мхи. Иначе выглядит сосновый лес  с зелеными мхами или со сфагнумом. Совсем разными оказываются сосновые и еловые леса. Очень существенно  различаются и другие растительные сообщества, например хвойные и лиственные леса, луговые, степные и болотные сообщества.

Приспособленность растений к современному существованию проявляется  не только в размещении растений по ярусам и в требованиях к факторам среды, но и в неодинаковых темпах и сроках их развития. Во внешнем  облике биогеоценоза это проявляется  в виде чередования массового  цветения то одних, то других видов  растений. Так же «слоями», один сменяя другого, в течение лета появляются в биогеоценозе плодовые тела разных видов шляпочных грибов. Неодновременное  цветение разных видов растений обеспечивает их достаточным количеством опылителей и других условий, которых в окружающей среде никогда не бывает в избытке. Расцветая как бы по очереди, виды один за другим получают «свою долю» ограниченных условий среды обитания.

Приспособления организмов к совместной жизни проявляются  также различных типах взаимоотношений между отдельными видами природного сообщества. Среди них: создание микоризы между высшим растением и грибом, образование лишайников – симбиоз водорослей и грибов, взаимосвязь между цветковым растением – хозяином и его грибом – паразитом, размещение организмов по ярусам.

Все разнообразие типов взаимосвязей между организмами появилось  в процессе эволюции как приспособление к совместной жизни видов в  природном сообществе.

Таким образом, природное  сообщество (биогеоценоз) – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих  между собой и приспособившихся к совместной жизни и к условиям своего обитания.

Жизнь на Земле зависит  от Солнца. Приемником и накопителем  энергии солнечных лучей на Земле  являются зеленые листья растений как  специализированные органы фотосинтеза.

Фотосинтез – уникальный процесс создания органических веществ  из неорганических. Это единственный на нашей планете процесс, связанный с превращением энергии солнечного света в энергию химических связей, заключенную в органических веществах. Таким способом поступившая из космоса энергия солнечных лучей, запасенная зелеными растениями в углеводах, жирах и белках, обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира – от бактерий до человека.

Выдающийся русский ученый конца 19 – начала 20 в. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920) роль зеленых растений на Земле назвал космической.

Фотосинтез – важнейший  процесс в жизни нашей планеты. Он выполняет космическую функцию, производя огромное количество энергии, запасаемой в зеленых растениях, и поставляя кислород в атмосферу.

 

К.А.Тимирязев писал: «Все органические вещества, как бы они  были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического».                                                                                                                                                                                                          

3.  Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. 

    Разнообразие  объектов природы позволяет воспитателю  организовать интересную и полезную  деятельность детей. В процессе  наблюдений, игр и труда в природе  дети знакомятся со свойствами  и качествами объектов и явлений  природы, учатся замечать их  изменение и развитие. У них  развивается любознательность.

    На формирование  личности ребенка положительное  влияние оказывает труд в природе.  Это наиболее доступный для  детей  вид труда, имеющий ощутимый результат. Ухаживая за растениями, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога – его умения создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.

     Влияние природы  на развитие личности ребенка  связано с формированием у  него определенных знаний о  ее объектах и явлениях. Знания  о природе помогают малышу  ориентироваться в качествах,  признаках и свойствах различных  предметов. Задачи, стоящие перед  воспитателем, знакомящие детей  с природой.

  1. Формирование у детей элементарных систем знаний.

Система знаний о природе  включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также  связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного  возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные признаки, связи и отношения. 

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного  отношения к природе. Оно проявляется  в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений, о том, что  это живые организмы, о которых  нужно заботиться, ребенок будет  стремиться овладеть различными способами  ухода за растениями.

Знания о природе побуждает  детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются  осознанием правильности такого поведения  в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением  активной заботы о ней.

  1. Формирование у детей трудовых навыков и умений.

Понимание детьми необходимости  создания тех или иных благоприятных  условий, основанное на знаниях и  подкрепленное прочными трудовыми  навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные  в детстве, не разрушаются – в  дальнейшем они совершенствуются, превращаясь  в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к  себе детей, вызывает радость  и желание  ухаживать за растениями.

  1. Формирование у детей любви  к природе.

  Бережное отношения  к природе предполагает проявления  добрых дел и поступков в  тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны  знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для  их благоприятного роста и  развития. Особое значение для  формирования бережного отношения  к природе имеют знания о  живом организме, умения отличать  его от объектов неживой природы.

Бережное отношение к  природе связано с развитием  наблюдательности, т. е. воспитывая у  ребенка чувство любви к природе, нужно стремится к тому, чтобы  малыш не проходил мимо того или  другого явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о  природе. Формирование бережного отношения  к природе зависит от способности  эстетически воспринимать ее, т. е. уметь  видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдения красоты  природных явлений – неисчерпаемый  источник эстетических впечатлений. Важно  показать детям эстетические качества природных явлений, научить  чувствовать  прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно  взаимосвязаны - необходимо рассматривать  и решать их в комплексе. Сложность  и многообразие этих задач требуют  от педагога умение использовать разнообразные  методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывания, организация опытов, беседа и т. д.).

         

         В программе «Семицветик».

Девиз программы «Семицветик» - воспитание через Культуру и Красоту.

   Главная цель программы  – способствовать становлению  более совершенного человека  в нравственном, мировоззренческом,  творческом плане.

    Основные задачи  программы:

  • раскрытие и развитие восприятия Красоты;
  • заложение этических и нравственных основ;
  • расширение сознания и кругозора;
  • раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;
  • заложение основы культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры.

    В процессе  решения поставленных в программе  задач, ребенка будет окружать  красивыми образами, обращать его  внимание на красоту природы  и произведение человеческих  рук, слушать прекрасную музыку, читать, рассказывать сказки, сказания, создающие  высокохудожественный  образ Природы, представителей  ее царств, человека и его поступков.  Предоставлять возможность детям  высказывать и выражать в разнообразной  творческой деятельности свои  впечатления, чувства, мысли. При  этом мы будем трудиться, и  творить вместе, стремиться к  созданию особой атмосферы жизни  и творчества с детьми. Эта  атмосфера будет во многом  способствовать раскрытию и развитию  ребенка. Главными составляющими  этой атмосферы будут: Красота,  Добро, Радость, Терпение и  Терпимость, Свобода, Организация,  Стремление понять ребенка и  Уважение его личности, его прав. Красота, начиная с красивого  интерьера, оформления помещения  и до красоты наших взаимоотношений  с ребенком. Радость должна быть  следствием каждого занятия, каждой  встречи с детьми. Поэтому радость  будет своего рода мерилом  качества каждого нашего занятия,  каждого нашего действия. Добро,  действенная польза, которую мы оказываем друг другу. При этом всем нам необходимо качество терпения и терпимость и стремления лучше понять ребенка, его особый мир, его чувства, побуждения, потребности. Любое творчество, любая творческая деятельность нуждается в свободе, без свободы творчество немыслимо. Свобода мыслей, чувств, восприятия и самовыражения должна быть незыблемым законом творчества и жизни в целом. В этом, как и во многом другом, будет заключаться уважение личности и законных прав ребенка. Организация, как создание лучших условий для жизни, творчества и труда, должна быть не навязчивой, не довлеющей, а органично возникающей и незаметной для ребенка. Это должен быть заранее продуманный и искусно воплощенный в жизни целый ряд приемов и способов, и всегда эти приемы и способы должны гибко сочетаться с той ситуацией. Осуществлять  это мы будем последовательно и постепенно, с учетом объективных возрастных особенностей ребенка, его индивидуальности и наших собственных возможностей.

 

          Программа «Юный эколог».

   Существующая программа  для детского сада содержит  раздел «Ознакомление детей с  окружающим миром», в рамках которого  осуществляется познание дошкольниками  природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности  человека в природе. Материал  программы ориентирует воспитателя  на развитие в детях гуманного  отношения к живым существам,  на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные заявление в программе тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического  образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

   Экологическая проблема  в нашей стране обостряет необходимость  интенсивной просветительской работы  по формированию у населения  экологического сознания,  культура  природопользования. Эта работа  начинается в детском саду  – первом звене системы непрерывного  образования.

   Дошкольное детство  – начальный этап формирования  личности человека, его ценностной  ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается  позитивное отношение к природе,  к «рукотворному миру», к себе  и к окружающим людям.

   Формирование осознанно-правильного  отношения детей к природе  строится на чувственном восприятии  природы, эмоциональном отношении  к ней и знаниях об особенностях  жизни, роста и развития отдельных  живых существ, о некоторых  биоценозах, о приспособительных  зависимостях существования живых  организмов от факторов внешней  среды, о взаимосвязях внутри  природных сообществ. Такие знания  в процессе общения ребенка  с природой обеспечивают ему  понимание конкретных ситуаций  в поведении животных, состоянии  растений, правильную их оценку.

   Процесс становления  осознанно-правильного отношения  к природе сопровождается определенными  формами поведения ребенка, которые  могут служить критерием оценки  уровня его экологической воспитанности.  Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

    В программе  представлено шесть разделов: первый  раздел – это элементарные  сведения о мироздании, неживой  природе Земли и ее значении  в жизни живых существ; следующие  два посвящены раскрытию взаимосвязи  растений и животных со средой  обитания; четвертый прослеживает  роль взаимосвязей в процессе  онтогенеза – роста и развития  отдельных видов растений высших  животных; в пятом разделе раскрывается  взаимосвязи внутри сообществ,  жизнь которых дети могут наблюдать.  В шестом разделе показаны  разные формы взаимодействия  человека с природой.

Информация о работе Развитие биологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений