Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:57, курсовая работа
Цель работы: составление литературного обзора, содержащего сведения о судах для перевозки наливных грузов, танкерах, танкерах-газовозах, балкерах, научно-исследовательских судах, а также об их историческом описании и воздействии на экосистемы.
Введение………………………………………………………………………………...4
1 Исторический очерк развития наливных судов…………………………………….6
1.1 Перевозка наливных грузов…………………………………………….10
1.2 Особенности перевозки некоторых наливных грузов на танкерах…..13
1.3 Меры предосторожности по сбросу нефти с судов…………………...14
2 Танкеры, танкеры-газовозы……………………………….……………………...25
2.1 Тенденции развития супертанкеров……………………………………25
2.2 Балкеры………………………….………………………………………..32
3 Научно-исследовательские суда…………………………………...........................36
Заключение…………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………….………..48
Приложения……………………………………………………………………………50
Освоение технологии практически
полной переработки нефти позволило
нефтяным монополиям разместить заводы
по переработке нефти в странах
потребляющих продукты переработки. Сырая
нефть, являясь однородным грузом, потребляемым
нефтеперерабатывающими заводами в
весьма больших количествах, позволила
создать более простую и
В конце 40 годов начинается постройка первых танкеров с большой грузоподъемностью (дедвейт до 28 тыс. т), обусловленное неограниченной партионностью отправок сырой нефти.
В послевоенные годы появились новые идеи в области транспортировки нефтяных грузов. В первую очередь следует отметить создание гибких оболочек (емкостей) для морской перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов. Основными преимуществами таких оболочек является:
Впервые идею создания гибких
оболочек для транспортировки
В середине 50 годов советские судостроители пришли к мысли, что увеличение размеров транспортных судов должно сопровождаться повышением качества (предела текучести) стали основного корпуса. Становится актуальнее необходимость применения сталей с еще более высокими механическими свойствами, причем с небольшим по возможности содержанием дефицитных или дорогостоящих легирующих добавок.
1.1 Перевозка наливных грузов
В соответствии с МАРПОЛ 73/78 (международная конвенция, предусматривающая комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью, жидкими веществами, перевозимыми наливом) наливные грузы разделены на 3 группы:
Нефть и нефтепродукты принято разделять:
В зависимости от степени выделения летучих паров нефть и нефтепродукты разделяют на 2 вида: нелетучие с температурой вспышки 60° и выше; летучие — с температурой менее 60°.
Легковоспламеняющиеся жидкости относятся к третьему классу опасных грузов. Нефтепродукты в зависимости от температуры вспышки паров разделяют на 3 категории: первая ниже −18°; вторая от −18° до +23°; третья от 23° до +61°.
Нефтепродукты с температурой вспышки выше +61° относятся к горючим веществам 9-го класса. Температура вспышки далеко не полностью характеризует пожароопасность.
Наливные грузы обладают специфическими особенностями, обуславливающими необходимость соблюдения особых требований при их перевозке, хранении, погрузке и выгрузке.
За нормальную плотность
принимается плотность
По степени вязкости нефтепродукты делят на следующие группы:
Температура застывания характеризует подвижность наливного груза и даёт возможность оценить ту минимальную температуру, при которой возможна перекачка. Температура имеет важное практическое значение при выборе типа судна для наливного груза и для обоснования минимально необходимой температуры его подогрева перед погрузкой и выгрузкой.
Характеристикой испаряемости служит давление насыщения паров при определённой температуре — упругость паров.
Температура вспышки — температура, при которой смесь паров вещества с воздухом вспыхивает при поднесении огня.
Температура воспламенения — температура, когда при поднесении огня не только вспыхивают пары, но и загорается само вещество, а пары вещества выделяются с достаточной скоростью и в достаточном количестве для того, чтобы начавшийся процесс продолжался.
Температура самовоспламенения — температура, при которой воспламенение происходит от тепла, выделенного в результате физической или химической реакции.
При движении груза по трубопроводам
образуется статическое электричество.
Многие грузы, являясь хорошими диэлектриками,
сохраняют электрические заряды
длительное время. Величина заряда зависит
от состояния поверхности
1.2 Особенности перевозки некоторых наливных грузов на танкерах
Исходя из специфики перевозки, можно выделить 4 вида наливных грузов: нефть и нефтепродукты; пищевые грузы; сжиженные газы; химические грузы.
Нефть и нефтепродукты.
Они включают: сырую нефть, мазут, моторное топливо, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, бензины и масла.
Сырая нефть — сложная смесь различных углеводородов с примесями кислотных, сернистых и азотистых соединений.
Мазут бывает малосернистый (содержание серы до 0,5%); сернистый (до 2,0%); высокосернистый (до 3,5%). По назначению мазут разделяют на топочный и флотский. Флотский мазут отличается от топочного большей теплотворной способностью и меньшей вязкостью. Мазут с водой образует устойчивую эмульсию.
Моторное топливо по внешнему виду напоминает флотский мазут, но менее вязкое. Дизельное топливо в зависимости от температуры застывания бывает: арктическое (А) −50° и выше; зимнее северное (ЗС) −30° и выше; зимнее (З) −20° и выше; летнее (Л) 0° и выше.
Топливо для реактивных двигателей (РТ, Т) — смесь керосиновых фракций или смесь керосиновых и бензиновых фракций нефти с различными присадками. Не допускается обводнение и загрязнение механическими примесями.
При перевозке бензина должны соблюдаться особо строгие меры по сохранению качества. С водой не соединяется. Бензин токсичен. При содержании в воздухе 0,07 до 0,28% паров бензина человек получает лёгкое отравление через 15 мин. При концентрации паров свыше 2,2% человек получает тяжёлое отравление и теряет сознание.
Общим требованием к перевозке
масел является исключение их обводнения,
а также загрязнения
Сжиженные газы.
По происхождению и
условиям перехода в жидкое состояние,
необходимое для морской
Применяются 3 способа хранения газа при его транспортировке морем; под давлением; под давлением с частичным охлаждением; при атмосферном давлении с охлаждением до жидкого состояния.
Природные и нефтяные газы отрицательно воздействуют на организм человека при попадании в дыхательные органы и кровь.
Низкая точка кипения сжиженного газа (метана) и воспламеняемость паров обуславливают их пожароопасность, а низкая температура при транспортировке(−162°) и увеличение объёма при переходе из жидкого состояния в газообразное в отношении 600:1 определили некоторые особенности конструкции танкеров-метановозов.
Метан менее воспламеняем, чем бензин и нефтяные газы, такие, как пропан и бутан, и по сравнению с аммиаком он менее токсичен. Метан становится воспламеняемым при смешивании его паров с воздухом, поэтому конструкцией танкеров-метановозов предусмотрено исключение контакта груза с воздухом при погрузке, перевозке и выгрузке. Пожароопасность возникает только в случаях разлива или утечки груза из танков или трубопроводов.
1.3 Меры предосторожности по сбросу нефти с судов
На танкере-газовозе разрабатывается руководство по выполнению операций, где отражены грузовые операции, контрольные проверки по обеспечению безопасности и действия в экстренных случаях.
Донесение должно быть передано в следующих случаях:
Хотя фактического сброса нефти в море и не произошло, передача донесений необходима и в случае наличия опасности такого сброса. При оценке возможной опасности сброса нефти и необходимости передачи донесения следует учитывать следующие факторы:
Конвенция МАРПОЛ 73/78 является основным международным соглашением, запрещающим любые преднамеренные сбросы нефти, других вредных веществ, сточных вод и мусора, перевозимых судами или образующихся в процессе эксплуатации судов.
Капитану следует иметь
в виду, что в соответствии с
положениями Конвенции ООН
Капитан судна или иное лицо, ответственное за судно, вовлеченное в инцидент, связанный со сбросом вредных веществ, должен без задержки и в возможно более полном объеме сообщить подробные сведения о таком инциденте.
В случае сброса вредных веществ в экономической зоне, территориальном море, внутренних водах и акваториях порта иностранного государства такие сведения также сообщаются в посольство или консульство государства флага в этой стране:
Сообщение делается в случае, когда инцидент влечет:
В любом случае сообщение об инцидентах должны включать: