Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:57, курсовая работа
Цель работы: составление литературного обзора, содержащего сведения о судах для перевозки наливных грузов, танкерах, танкерах-газовозах, балкерах, научно-исследовательских судах, а также об их историческом описании и воздействии на экосистемы.
Введение………………………………………………………………………………...4
1 Исторический очерк развития наливных судов…………………………………….6
1.1 Перевозка наливных грузов…………………………………………….10
1.2 Особенности перевозки некоторых наливных грузов на танкерах…..13
1.3 Меры предосторожности по сбросу нефти с судов…………………...14
2 Танкеры, танкеры-газовозы……………………………….……………………...25
2.1 Тенденции развития супертанкеров……………………………………25
2.2 Балкеры………………………….………………………………………..32
3 Научно-исследовательские суда…………………………………...........................36
Заключение…………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………….………..48
Приложения……………………………………………………………………………50
Наряду с надводными в 50—60 гг. большую роль в исследовании морских глубин стали играть подводные НИС (непосредственное изучение донных организмов и их взаимоотношений; исследование дна шельфовой зоны — биологически наиболее продуктивной; непосредственное собирание образцов геологических пород и многое другое.). В СССР такие работы проводились с "Северянки" и "Север-1". За рубежом работают "Дип Джип", "Элвин", "Алюминаут", "Кабмарин" и "Ашера" (США), "Пайсис" (Канада), "Архимед" (Франция), "Куросио", "Иомиури", "Кавасаки" (Япония).
http://slovari.yandex.ru/~книг
Науки, которые накапливали
и систематизировали всю
В 1959 г. самым большим американским
кораблем данного типа был «Спенсер
Ф. Берд». Его водоизмещение составляло
505 т. В Советском Союзе в 1957 г.
построили научно-
К весне 1960 г. в нашей стране создали 10 кораблей, предназначенных для исследовательских работ. Все они имели 102 м в длину, 14 м в ширину, осадку, равную 6 м, и по внешнему виду напоминали обычные 3 тыс. т грузовые корабли. Суда типа «Академик Курчатов» были построены в Висмаре на «Матиас-Тезен-верфи». При скорости, равной 18,2 узла, радиус их действия составлял около 20 тыс. морских миль. Они могли принять на борт 85 членов экипажа и столько же научных работников.
В оборудование современных океанографических судов обычно входят тросовые барабаны (составная часть глубоководной якорной лебедки), приспособленные для наматывания километрового якорного троса. С их помощью ученые измеряют температуру и соленость океанских вод, фиксируют различные течения, плотность фауны и флоры и т. д. Кроме того, в оборудование включают глубинные тралы, лебедки, эхолокатор и гидролокатор. Есть на суднах специализированные мастерские, вертолетные площадки и установки для запуска исследовательских ракет. Но основой всего оборудования являются бортовые лаборатории, в которых обобщается и анализируется весь полученный в результате исследований материал.
Особо необходимо отметить работу немецкого ученого Альфреда Мерца по изучению Атлантики. По его проекту оснастили германскую атлантическую экспедицию, которая отправилась в плавание на ставшем впоследствии знаменитым гидрографическом номерном судне «Метеор». Ученые первыми произвели систематические промеры районов Атлантики, лежащих в стороне от судоходных путей. Главной же их задачей было исследование физико-химического строения и динамики водных масс Южной Атлантики.
Помимо специальных сооружений внушительных размеров, на «Метеоре» находилось множество небольших, но очень важных приборов: глубоководные опрокидывающие термометры и барометры, кислородные и температурные зонды, а также зонды для определения солености, батитермографы, измерители скорости течений, волнографы, приборы для взятия проб грунта, планктонные сети и т. д.
Однако ученые всего мира
понимали, что одно, даже оснащенное
самым ультрасовременным
В результате был организован
III Международный геофизический
год, в течение которого моря бороздили
60 научно-исследовательских
В работах по плану Международного геофизического года приняло участие одно немагнитное судно, т. е. судно, в конструкции которого не было ни одного железного гвоздя. Это была отечественная парусная шхуна «Заря». При ее строительстве использовали только медь, дерево и бронзу. Перед данным специализированным судном стояла задача составить новые точные магнитные карты Земли. Необходимо отметить, что работы по магнитным измерениям очень важны для навигации.
В 1968 г. было введено в эксплуатацию американское буровое судно «Гломар Челленджер» для бурения донных отложений на глубинах до 6 тыс. м. Корабль предназначался только для исследовательской работы.
В рейсах судна в свое
время принимали участие ученые
многих стран. В ходе научных работ
появилось представление о
В ноябре 1948 г. впервые были
произведены испытания
Аппарат сконструировал профессор Опост Пиккар в содружестве с бельгийским физиком Максом Косинсом. Максимальная глубина, на которую смог опуститься батискаф, составляла 1380 м. Первое погружение, состоявшееся в бухте Сайта-Клара на острове Сантьягу, прошло успешно. Но прекрасно справившийся с давлением на глубине аппарат не был приспособлен для передвижения по волнам.
Исследования морских
глубин продолжили на батискафе французского
военно-морского флота «ФНРС III». Во
время его строительства
Батискаф «Триест II», спустившийся в январе 1960 г. на дно Марианского желоба, значительно превосходил первую модель по техническим параметрам и по оснащению. Аппарат был оборудован множеством научных приборов: измерителями гидростатического давления, автоматическим регистратором температуры, измерителем течения, фотоаппаратом с электронной вспышкой, подводным ультразвуковым телефоном, планктоно сборником и т. д.
Аналогичное предназначение имеют специально сконструированные американцами исследовательские гидростаты «Алюминаут», «Элвин», «Сумбарина ПЦ-ЗБ» и «Дип Джип» и русские «Бентос-300» и «Тинро II», предназначенные так же для работ на шельфе. Существуют глубоководные суда для изучения океанских глубин, которые способны проникнуть на несколько километров вглубь дна.
Относительно недавно
появился новый тип научно-
Огромной популярностью во всем мире пользуется французский ученый-океанограф Жак Ив Кусто (1910—1997 гг.). Миллионы людей, правда, всего лишь в кино вместе с ним, его командой и судном «Калипсо» принимали участие в путешествиях по морям и океанам. Благодаря нему, зрители узнали разнообразные тайны водных глубин, побывали в разных странах, познакомились с разными людьми.
С огромным восторгом был встречен фильм Кусто «В мире безмолвия». В 1956 г. его работа завоевала «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Материал для фильма был снят во время очередного научно-исследовательского плавания «Калипсо» и рассказывает зрителям о буднях французской экспедиционной группы под руководством знаменитого океанографа. Кусто также является автором фильмов «На глубине 18 м» (1943 г.), «Дневник погружения» (1950 г.), «Мир без солнца» (1965 г.) и многосерийного телефильма «Одиссея команды Кусто».
Жак Ив Кусто родился в
1910 г. в семье коммерсанта. Уже
в молодости он отличался огромным
любопытством и цепким умом. Жажда
приключений и новых
Все свои силы и способности
Кусто отдал изучению океана. В
своей работе он добился ярких
практических результатов. Со временем
великий француз возглавил
Именно Кусто создал акваланг — аппарат, который и по сей день служит науке и спорту. Он также разработал уникальное в своем роде судно, приспособленное для изучения океанских глубин.
Кусто со своей командой провел обширнейшие исследования у побережья Хадрамаута, в Персидском заливе, у Сейшельских и Коморских островов, в Черном и Средиземном морях, в Тихом океане. «Калипсо» представляло собой прекрасно оборудованное судно с многочисленной исследовательской аппаратурой, приспособленной к прямым визуальным и фотографических наблюдениям в толще океанских вод.
История «Калипсо» началась
в 1944 г., когда в парижских кинотеатрах
шел документальный фильм Ж. И. Кусто
о погружениях с аквалангом. Фильм
назывался «Эпаве» («Затонувшие
корабли») и понравился не только зрителям,
но и Главному управлению французского
кино. С этого момента Кусто
задумал снять художественный фильм,
а на полученную от Управления ссуду
построить исследовательское
Конструкция будущего исследовательского судна учитывала все, что знал сам Кусто, Филипп Тайе и Фредерик Дюма, с которыми он работал уже много лет. Инженер-судостроитель Андре Морис создал чертежи будущего судна весом в 75 фунтов.
Один старый моряк посоветовал французам не строить совершенно новое судно, на которое нужны огромные средства, а переоборудовать списанный «фейрмейл» — патрульное судно береговой охраны (их выпускали в годы войны целыми сериями).
На Мальте, куда Кусто прилетел, чтобы приобрести необходимое судно, совершенно случайно ему на глаза попалось «Калипсо» — минный тральщик водоизмещением 360 т, длиной 140 футов, построенный в США в 1942 г. для английских военно-морских сил. Прежний владелец сдал «Калипсо» на Антибскую судоверфь.
Вскоре бывший минный тральщик
приобрел совершенно иной вид. Каюты
на корабле сделали более
Водолазный колодец пронизывал весь корпус судна и открывался в камбуз. Это позволяло пловцам входить в воду в средней, наиболее устойчивой части «Калипсо» и не бороться с волнами в плохую погоду. После работы в холодной воде, они сразу попадали в теплый камбуз. Кроме того, колодец позволял совершенно незаметно погружаться и выходить на поверхность. Снизу его перекрывал люк, установленный для того, чтобы не нарушалась обтекаемость корпуса судна. Вода в колодце всегда держалась на уровне ватерлинии.
Высокий наблюдательный мостик, перекинутый над капитанским, крепился на двух алюминиевых трубах, предназначенных одновременно для вентиляции. Данная конструкция использовалась для наблюдения за поверхностью моря и направлением движения судна.
Обсерватория для изучения подводного мира была расположена в носовой части на 8 футов ниже ватерлинии. Стальную камеру вместе с входной шахтой, чтобы не ослаблять форштевень, вынесли наружу. С носа вниз на 25 футов уходила 30-дюймовая труба с трапом внутри, соединенная болтами с форштевнем и накрытая на уровне палубы водонепроницаемым люком. В камере обычно находился наблюдающий матрос.
В его распоряжении находилось пять круглых иллюминаторов: два обращены вперед, один вниз и по одному иллюминатору с обеих сторон. В днище камеры располагались датчики гидролокатора, посылающие сигналы вперед и вертикально вниз. Камера также была снабжена вентиляцией и телефоном, который связывал с мостиком. Подводная обсерватория неожиданно улучшила мореходные качества «Калипсо»: торчащий выступ и закругленный форштевень увеличили скорость корабля на пол узла.
Приспособленная для траления мин широкая и открытая кормовая палуба одновременно оказалась отличной платформой для подводных пловцов, так как здесь нашлось много места и для подводного снаряжения. Чтобы ничто не мешало погружению людей под воду и спуску приборов, фальшборт с «Калипсо» удалили. На судне существовало специальное помещение для подготовки к погружениям; там стояли станки и оборудование.